Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»: смотрим и анализируем вместе с «Вечеркой»
Сюжет:
Телевидение25 января в 21.30 на Первом канале состоялась телепремьера года: фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» по сценарию Никиты Высоцкого. В субботу, 26 января, фильм покажут еще раз – в 15.30. Это драма о нескольких днях из жизни Высоцкого в июле 1979 г., на гастролях в Узбекистане. Фильм вышел на киноэкраны 1 декабря 2011 г., собрал огромную кассу и вызвал шквал критики. «Вечерка» предлагает разобраться, что в нем правда, а что – выдумка.
За первые две недели проката «Высоцкий» полностью окупил производственные и рекламные затраты: случай для нашего нового кино очень редкий. Во многом этому способствовала широкая рекламная кампания. По всему городу были расклеены афиши, листовки с кадрами из фильма раздавали в кинотеатрах. К выходу фильма был приурочен выпуск собрания сочинений Высоцкого в 11 томах с прекрасными комментариями Павла Фокина. По Первому каналу постоянно показывали трейлеры фильма, а также интервью с командой, его создавшей, много раз рассказывалось о том, с какой тщательностью авторы подходили к материалу, как искали по всему СНГ старые автомобили, натуру для съемок (интерьер аэропорта «Домодедово» снимали в Минске, ташкентский аэропорт – в Бресте, а вот площадь перед ним – в Ташкенте) и даже старые объективы для камер, чтобы «картинка» получалась такой, как в советском кино. И, конечно, постоянно говорилось о гриме для исполнителя главной роли.
Внешность у Высоцкого была довольно характерная и в то же время трудная для имитации: ни усов, ни бороды, ни сросшихся бровей – не за что «спрятаться». На лицо артиста накладывалась сложнейшая силиконовая маска, процесс занимал около 5 часов. Затем изображение «доводилось» при помощи компьютерных технологий.
Имя исполнителя главной роли пытались скрывать даже после премьеры. В титрах фильма в кинопрокате и на лицензионном DVD он указан как Владимир Высоцкий. Хотя еще задолго до нее поползли слухи, что это Сергей Безруков (впрочем, предполагались и другие «кандидатуры»: Владимир Вдовиченков, Алексей Кравченко, белорусский актер Артур Федорович и даже сын поэта Никита Владимирович). Создатели фильма многократно объясняли: они хотели, чтобы героя все воспринимали именно как Высоцкого, не думая о том, кто его сыграл. «Мы не называем фамилию актёра и не пишем её в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого», - объяснял сын поэта Никита Владимирович. Актеры в интервью поддерживали эту игру: мол, мы исполнителя главной роли без грима на съемочной площадке и не видели (надо полагать, в перерывах между съемками они не общались).
По нашему мнению, на такое решение могла повлиять актерская репутация Сергея Безрукова: его исполнение главных ролей в сериалах «Есенин» (2005) и «Пушкин. Последняя дуэль» (2006) в свое время было воспринято критикой в штыки. И съемочная команда не хотела, чтобы «Высоцкого» заранее сравнивали с этими фильмами.
Для «отвода глаз» Безруков даже снялся в фильме без грима, в роли молодого актера «Таганки» Юры, который вводится вместо Высоцкого на роль Хлопуши в спектакле «Пугачев». Юра на несколько секунд появляется в кадре вместе с Высоцким. Роль эпизодическая, но символичная: Безруков играет того, кто должен заменить собой Высоцкого.
Только 16 апреля 2012 г. Безруков признался в эфире программы «Вечерний Ургант», что это он сыграл Высоцкого. При показе фильма по телевизору 25 января 2013 г. его имя уже было вписано в титры в качестве исполнителя главной роли. Эти затянувшиеся игры привели к появлению анекдота: «На экраны выходит фильм «Безруков». Имя исполнителя главной роли тщательно скрывается».
Отзывы критики были эмоциональными и, в целом, отрицательными. Одна из рецензий была озаглавлена хлестко: «Спасибо, что не дожил».
Больше всего претензий вызвало то, чем создатели фильма больше всего гордились: стремление к внешнему сходству исполнителя главной роли с Высоцким. Тяжелый силиконовый грим сковывал мимику актера, лицо (особенно нижняя часть) с трудом двигалось. Экранного Высоцкого называли «ходячей куклой», «зомби». Действительно, его лицо выглядит малоподвижным, кожа намного бледнее, чем у остальных героев. Возможно, это огрехи новой, плохо отработанной технологии, в дальнейшем актеры с таким сложным гримом будут выглядеть естественнее. Однако у меня, например, это отторжения не вызвало. Заторможенность Высоцкого соответствует сюжету: поэт в очень плохом состоянии, держится на одних наркотиках. В воспоминаниях о последнем годе его жизни мелькают упоминания о его «стеклянных глазах», нездоровой бледности, неестественных движениях.
Гораздо большая и труднообъяснимая потеря, на наш взгляд – голос Высоцкого. Его озвучил сын Никита, а у него голос более хриплый и низкий. Разница особенно сильно чувствуется в сцене концерта, когда Высоцкий поет и включают его настоящие записи. Хотя голос сымитировать было бы куда проще, чем внешность.
Безруков крупнее, плотнее и выше Высоцкого, у него более длинные руки. Видимо, это обстоятельство повлияло на подбор остальных актеров: рядом с ним на экране постоянно находятся очень высокие Ургант и Леонидов, чтобы на их фоне «Высоцкий» казался чуть ниже ростом.
Вторым пунктом претензий была расстановка актерских сил и сценарий. Высоцкий, этот сгусток энергии, взрывной и неистовый человек, в фильме фактически оказался не главным героем, а игрушкой в руках жадных администраторов и коварных чекистов. Фактически его «сыграла свита». Пассивность героя особенно заметна на фоне динамичного сюжета и яркой картинки. Фильм вообще захватывающий и красочный: гонки по Москве и по пустыне, шумные узбекские базары, спецэффекты с самолетами, нападения на «Скорую», штурм гостиницы… Впрочем, в кульминационные моменты экранный Высоцкий «оживал»: выходил из последних сил на сцену, мужественно спорил с полковником Бехтеевым.
Покоробило многих зрителей и то, что Высоцкий показан наркоманом, соучастником экономических преступлений и неверным мужем («Почему он с какой-то девчонкой? Почему не показана Марина Влади, ведь у них была такая красивая любовь? Вот что надо было бы показать!» - негодовали мои соседки по залу на премьере в кинотеатре). Фильм называли как оправданием наркомании, так и агиткой на тему «наркотики – это плохо».
Наконец, фильм обвиняли даже в воспевании КГБ – за то, что полковник Бехтеев (один-единственный из всех героев-чекистов) по ходу действия изменил свое отношение к Высоцкому (в то время как остальные – полковник-куратор «Таганки», узбекский генерал Исраилов – спокойно и цинично продолжают строить планы о том, как использовать поэта в своих целях).
В меньшинстве оказались те, кто увидел в картине другое. Что это фильм о дружбе, любви и самопожертвовании. О преодолении творческого кризиса болью. Об энергетике великого человека, которая заставляет перерождаться даже людей мелких и зависимых, втянутых в его орбиту (администратор Фридман на глазах у чекиста сжигает вещдоки, в обмен на которые он надеялся купить свою свободу, а Бехтеев потом уничтожает досье, собранное на Высоцкого и его друзей).
КТО ЕСТЬ КТО
Среди героев есть как реальные люди (родители Высоцкого Семен Владимирович и Нина Максимовна в исполнении Сергея Шакурова и Аллы Покровской), так и выдуманные персонажи. Впрочем, последние списаны с реальных людей и даже носят имена, полностью или частично совпадающие с именами этих людей.
Татьяна Ивлева (Оксана Акиньшина) – 19-летняя возлюбленная Высоцкого. Прототип – Оксана Павловна Афанасьева (р. 1960). Сейчас она жена Леонида Ярмольника и носит его фамилию. Оксана познакомилась с Высоцким в конце 1977 г. и была близка с ним до самой его смерти, в отсутствие Марины Влади жила в квартире Высоцкого на Малой Грузинской. По ее воспоминаниям, незадолго до смерти Высоцкий даже хотел узаконить их отношения. Оксана была в Узбекистане вместе с Высоцким во время злополучных гастролей 1979 г. Возможно, в имени и фамилии героини фильма отразились имя и, частично, фамилия другой возлюбленной Высоцкого – Татьяны Васильевны Иваненко (р. 1941), его партнерши по Театру на Таганке, которая была близка с поэтом в конце 1960- начале 1970-х гг.
Павел Леонидов (Максим Леонидов) – администратор Высоцкого. Прототип – Валерий Янклович (р. 1938), администратор Театра на Таганке, впоследствии – организатор выступлений Высоцкого. Был вместе с ним на гастролях в Узбекистане. В настоящее время живет в США. В окружении Высоцкого был человек по имени Павел Леонидов (1927 – 1984) – это его двоюродный дядя, тоже администратор. Но он с 1973 г. жил в США и никакого отношения к узбекским гастролям 1979 г. не имел.
Всеволод Кулагин (Иван Ургант) – молодой актер разговорного жанра. Носит имя Всеволода Абдулова (1942 – 2002), актера МХАТа, друга Высоцкого и напарника по узбекским гастролям. Однако внешне скорее похож на других коллег Высоцкого – Ивана Дыховичного (1947 – 2009) и Бориса Хмельницкого (1940 – 2008), которые на эти гастроли не ездили.
Анатолий Нефедов (Андрей Панин) – врач «Скорой помощи», который лечит Высоцкого. Прототип – врач Анатолий Федотов (1939 – 1992), который делал то же самое.
Леонид Фридман (Дмитрий Астрахан) – администратор Ташкентской филармонии, которого узбекские чекисты ловят на махинациях с билетами, вербуют и требуют заманить в Узбекистан и сдать им Высоцкого. Прототип – Владимир Гольдман (р. 1933), организатор выступлений Высоцкого в Узбекистане. Родом из Новосибирска, возможно, поэтому в фильме Фридману дают оперативную кличку Сибиряк. Гольдман был вместе с Высоцким на гастролях в Узбекистане.
История с КГБ, который якобы преследовал Высоцкого на гастролях, не находит подтверждения, это вымысел авторов фильма. А вот центральное событие картины, история с «клинической смертью» (как она названа в фильме), было в действительности. Этот эпизод биографии Высоцкого повторялся во многих воспоминаниях и оброс мифами.
Известно было одно: на гастролях в Бухаре в какой-то момент Высоцкому стало очень плохо, он потерял сознание. Оксана, Янклович, Гольдман, Абдулов и Федотов пытались привести его в чувство – тщетно. Сердце не прослушивалось, искусственное дыхание не помогало. Прошло больше пяти минут, Высоцкий казался мертвым. Федотов в отчаянии сделал ему укол в шею – и Высоцкий ожил. В воспоминаниях это называли «клинической смертью», случившейся якобы ровно за год до настоящей, 25 июля 1979 г.
Впоследствии биограф Высоцкого Марк Цыбульский, врач по профессии, сопоставил описания симптомов в воспоминаниях очевидцев и поставил версию с клинической смертью под сомнение. По его мнению, это был просто долгий глубокий обморок, вызванный введением наркотического вещества декаин, которое сильно понижает давление. Потом была уточнена и дата: не 25, а, скорее всего, 28 июля 1979 г.
Тем не менее история с этим тяжелым обмороком потрясла окружение Высоцкого. Она показалась символичной, с этого события начался отсчет последнего года жизни поэта.
«Как он поступил после того, как (…) побывал Там? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах? – спрашивал Станислав Говорухин. – Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву, а еще через день поехал в аэропорт встречать самолет, на котором летел спасший его врач. Самолет из-за нелетной погоды сел не в Домодедово, а во Внуково. Он помчался туда (…)
Зачем я вспоминаю все это? Из этих крупиц характера может сложиться образ Поэта, не жалевшего себя, отдававшего себя друзьям, искусству, своим песням».
ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ
Многие события в фильме показались зрителям невероятными. Особенно сильную реакцию, по нашим наблюдениям, вызвала история с полетом Татьяны Ивлевой с полной сумкой ампул в Узбекистан на военном транспортном самолете (дескать, никто в советское время не пустил бы в военный самолет гражданскую девушку, не проверив ее багаж). На самом деле фильм в целом следует если не реальным событиям, то по крайней мере их опубликованным в многочисленных интервью и мемуарах версиям. Хотя, конечно, многие факты художественно обобщены. Разберем несколько ключевых эпизодов фильма, а также расшифруем то, что осталось недосказанным.
Высоцкий в фильме гладко выбрит, носит длинные волосы, почти закрывающие уши и шею.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Неправда.
Во время гастролей в Узбекистане в июле 1979 года Высоцкий был с усами и с относительно короткой стрижкой. Это видно на фотографиях, предоставленных «Вечерней Москве» творческим объединением «Ракурс» Видимо, в фильме ему постарались придать более узнаваемый облик (все-таки большую часть жизни Высоцкий ходил без бороды и усов), а длинные волосы помогли замаскировать уши актера и затруднить его узнавание.
Полковник КГБ (Владимир Ильин) в начале фильма сообщает Высоцкому: «Вчера по ижевским концертам вашим двоих арестовали. Оба сдают тебя. Говорят, если бы не Высоцкий, не было бы ни билетов фальшивых, ни концертов левых».
НА САМОМ ДЕЛЕ: Почти правда.
В конце апреля 1979 г. Высоцкий (в составе гастрольной бригады) побывал в Удмуртии. С 26 по 28 апреля Высоцкий дал 9 концертов в Ижевске, а затем несколько (предполагалось, что их будет 10, но, очевидно, состоялись не все) в Глазове. Эти гастроли могли бы ничем не запомниться Высоцкому и его окружению – рядовая поездка. Однако осенью 1979 г. (а не летом, как в фильме) пришло известие, что арестованы несколько администраторов, которые организовывали гастроли. Они попались на махинациях с билетами.
– У Высоцкого концертная ставка долгие годы была 11 рублей 50 копеек, – говорит Марк Цыбульский. – Затем ее повысили – довели «аж» до 19 рублей. За сольный концерт из двух отделений Высоцкому официально причиталось (и то уже в самое последнее время) 112 рублей. При этом даже не делалось разницы между выступлением в Доме культуры и концертом во Дворце спорта на 10 тысяч мест.
Администраторы шли на хитрости, чтобы доплатить артистам и самим не остаться внакладе. Например, филармония покупала у Высоцкого права на песни – ему платили не только как исполнителю, но и как автору. Или сжигали корешки проданных билетов, скрывая их количество и, соответственно, настоящий объем выручки. Таким образом поступают герои фильма (администраторы Ташкентской филармонии), так сделали и удмуртские администраторы.
С сентября 1979 г. начало раскручиваться «ижевское дело». Валерий Янклович вспоминал: была фотография надписи, которую один из арестованных администраторов сделал на стене камеры: «Вали все на Высоцку (так в тексте. – Прим.ред.). Ты был пьян. Он тебя вытащит». Почти одновременно были начаты два аналогичных дела в Харькове и Минске. Высоцкий проходил по ним свидетелем. «Ижевское дело» было закрыто за отсутствием состава преступления незадолго до смерти Высоцкого.
Высоцкий с бригадой прилетает в Ташкент, оттуда на машине все едут в Бухару через пустыню. По дороге Высоцкому становится плохо: как следует из дальнейших разговоров, приходится несколько раз делать инъекции. Все концерты Высоцкого, показанные в фильме, происходят в Бухаре.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Не совсем так.
Авторы фильма несколько «спрессовали» события. Высоцкий во время гастролей посетил несколько городов Узбекистана и дал много концертов. Между городами передвигались ночью, когда жара спадала.
20 июля у него был концерт в г. Заравшан в ДК «Золотая долина».
На следующий день, 21 июля, он дал 4 концерта в г. Учкудук в ДК «Современник», а также одно выступление на даче. Судя по расшифрованной аудиозаписи четвертого концерта, состоявшегося в 22 часа (!), Высоцкий чувствовал себя довольно бодро. Рассказав, что актеры Театра на Таганке обязаны хорошо владеть своим телом, Высоцкий сделал стойку «крокодил» (когда тело удерживается параллельно земле на одних согнутых руках).
27 июля у него было 2 концерта в г. Навои в ДК «Фархад».
Затем он приехал в Бухару, и там с ним приключился – вероятнее всего, 28 июля – глубокий обморок, названный впоследствии клинической смертью. Концерт не состоялся. Автора фильма «исправили» эту несправедливость судьбы: специально провели съемки в том зале, где Высоцкий должен был выступать.
Высоцкий без сил и без голоса, а концерт надо продолжать: в зале первые лица города. Сева Кулагин выходит вместо него на сцену, выкатывает пианино и поет его песню «Зарисовка о Париже». Публика освистывает его и требует Высоцкого. Сева мужественно играет. Тут на сцену выходит Высоцкий. Приказывает механику включить свет в зале, а публике – прекратить освистывание. Перед ними выступает его друг, и они должны его дослушать. Сева доигрывает песню и бросается вон.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Такое бывало.
Высоцкий прекрасно понимал, что на сборных концертах всех больше всего интересуют его выступления. Но он никогда не позволял публике унижать его коллег по сцене. Вениамин Смехов вспоминал, как артисты «Таганки» выступали в Набережных Челнах (24 июня – 4 июля 1974 г.). Аллу Демидову встретили мрачно, следующего артиста – тоже. На сцену вышел Смехов. «Мне уже прямо говорят: «А-а! Давай отсюдова…»». И вдруг на сцену вышел Высоцкий и сказал, «совсем другим тоном, чем мы привыкли слышать»: «Если вы, такие-сякие (он интонацией это уточнил), сейчас же не замолчите, я вас уважать не буду, выступать не буду, потому что вы сейчас обидели не только моих друзей, но и артистов высочайшего класса»». И Смехов отработал свое выступление.
Другой такой случай был в сентябре 1975 г. на концерте в Варне. Высоцкий спел три песни, публика стала требовать еще. Высоцкий сказал: «Сегодня не мой личный концерт. Мы выступаем все вместе».
Высоцкий действительно всегда требовал включать свет в зале: ему нужно было видеть публику.
Привезенные из Москвы ампулы закончились, и Леонидов без ведома Высоцкого звонит в Москву. Просит Татьяну, которая осталась в квартире Высоцкого, взять «лекарство» из запасов и как можно скорее добраться до Бухары.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Почти правда.
Оксана Ярмольник в беседе с биографом Высоцкого Львом Черняком в 1999 г. рассказывала: у нее была летняя практика в институте, поэтому Высоцкий не мог взять ее с собой на гастроли. Через несколько дней после отъезда Высоцкого ей позвонил Валерий Янклович и велел лететь к ним: мол, в аэропорту есть договоренность.
«Я должна была купить билет до Ташкента. В Ташкенте я должна была купить билет до Заравшана (…) Я была уверена, что (…) это… как Руза под Москвой». По ее словам, она сутки не могла вылететь.
В Заравшан Оксана приехала во время концерта Высоцкого (т.е., получается, 20 июля), и, как в фильме, встретилась с ним глазами во время его выступления. (Беседа опубликована в научном альманахе «В поисках Высоцкого» (Пятигорск, 2011 г., № 2)).
Билетов в кассе нет, и Татьяна улетает на военном транспортном борте.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Правда.
Оксана Ярмольник: «И летели солдаты с побывки… Я пристроилась к этим солдатам (…) И вот благодаря этим солдатам, я улетела: достала вместе с ними себе билет у начальника аэропорта». Из ее слов получается, что летела она не обычным рейсом. Янклович и Федотов ее потеряли: «Там какой-то самолет прилетел – на этом самолете меня нет. Они знают, что он летает раз в неделю. Где я, что я?».
Татьяна берет такси до Бухары. В пустыне водитель пытается изнасиловать девушку. Она отбивается, крича, что везет лекарство Высоцкому. Таксист высаживает ее в безлюдном кишлаке, и до Бухары она добирается автобусом.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Почти правда.
Оксана Ярмольник вспоминала, что взяла такси за 200 рублей: огромные деньги по тем временам. «Он (водитель. – Прим.ред.) мне говорит: «Ты (…) не боишься со мной ехать? (…) Ну, я же тебя (…) могу вот счас изнасиловать,… выкинуть, ну, а шакал доест». Оксана заявила ему: «Очен плохо, если вы меня выкинете (…) Я вот еду к Владимиру Семеновичу Высоцкому, он заболел, и я везу ему лекарства». По словам Оксаны, упоминание имени Высоцкого подействовало. В Навои водитель ее высадил, вернул половину заплаченных денег, купил ей билет на автобус до Заравшана и сказал со своим восточным акцентом: «Передай Владимиру Семенавичу, что тибе такой благародный папался мужчина, дешево взял и не изнасиловал!».
Вся компания отправляется на базар. Высоцкий наряжается в халат и тюбетейку и устраивает актерский экспромт: прикидывается узбекским торговцем, расхваливает ковер, сбивает цену.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Такое бывало.
Высоцкий был склонен к розыгрышам, к имитации поведения иностранцев. Друзья его юности Анатолий Утевский и Игорь Кохановский вспоминали, что он любил притворяться иностранцем, петь «под Армстронга», не зная английского и французского языка, но очень точно копируя интонацию. Конечно, эти воспоминания относятся к его молодым годам. Но есть свидетельства, что и в последние годы жизни Высоцкий не утратил вкуса к игре. Оксана Ярмольник в беседе с биографом Высоцкого Валерием Перевозчиковым рассказывала, как однажды ехала с Высоцким в поезде. Проводница сказала, что он похож на одного артиста. Оксана пошутила: мол, на самом деле он зубной техник. Проводница попросила его посмотреть у нее больной зуб, и Высоцкий согласился.
Во время обморока Высоцкий видит сцену: он с женой и двумя маленькими сыновьями стоит посреди весенней размытой дороги. Такси застряло в грязи. Вытолкнуть пустую машину не получается. Высоцкий на руках переносит жену в машину, сажает туда и детей. «Ты ее пустую сдвинуть не можешь!» - удивляется жена. «У тебя родители ученые, ты со Стругацкими дружишь, - упрекает ее Высоцкий за незнание физики. – Чем больше масса, тем больше трение». Стаскивает с себя и кидает под задние колеса дорогое пальто. Водитель дает газ, машину удается вытолкнуть. Высоцкий в изнеможении стоит на коленях в грязи, через заднее стекло на него смотрят восхищенные дети и жена.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Такая история была.
Людмила Абрамова, вторая жена Высоцкого, писала об этом в воспоминаниях. Был 1966 г., конец марта. Их трехлетний сын Аркадий был на пятидневке в загородном детском саду на ст. «Отдых». Людмила с Владимиром и с младшим сыном, полуторагодовалым Никитой, поехали забирать Аркадия на выходные. По дороге в садик машина застряла в луже, а вечером у Высоцкого был спектакль, опаздывать было нельзя. Шофер страшно ругался. Людмила вышла из машины и побежала за Аркадием, принесла его на руках. Прибежала и увидела, что машину вытолкнули из грязи. «Володя без пальто. Пальто – мокрый комок, он его под колеса подсунул».
Отец Людмила Абрамовой был главным редактором издательства «Химия», мать – преподавателем английского языка в Московском физико-техническом институте, брат – физиком. Высоцкий и Абрамова действительно общались с Аркадием Стругацким, он бывал у них дома.
После обморока Высоцкий, лежа в постели с Татьяной, просит прощения у нее и у всех своих близких. Говорит, что он постоянно молится за них и перечисляет: «Мама, отец, мама Женя, Марина, Гися, Лида, Володя, Лева, Артур, Андрей, Вася, Толя, Севка, Татьяна, Аркадий, Никита, Вениамин, Леонид, Ксюша».
НА САМОМ ДЕЛЕ: Это реальные люди.
Мама – Нина Максимовна Высоцкая (1912 – 2003).
Отец – Семен Владимирович Высоцкий (1916 – 1997).
Мама Женя – Евгения Степановна Лихалатова-Высоцкая (1918 – 1988), вторая жена отца Высоцкого (с 1947 г.). Высоцкий в детстве долго жил в новой семье отца, и мачеха сумела стать ему настоящей второй матерью.
Марина – Марина Влади (р. 1938), третья жена Высоцкого.
Гися – Гися Моисеевна Яковлева (1896 – 1976), соседка Высоцкого и его матери по коммунальной квартире на Первой Мещанской, близкий человек для их семьи. Высоцкий упомянул ее в песне «Баллада о детстве» (1975): «И било солнце в три луча сквозь дыры крыш просеяно на Евдоким Кирилыча и Гисю Моисеевну».
Лида – Лидия Николаевна Сарнова (р. 1925), племянница Евгении Лихалатовой, близкий для семьи Высоцких человек.
Володя – возможно, одноклассник и друг юности Высоцкого Владимир Акимов (р. 1938).
Гарик - Игорь Васильевич Кохановский (р. 1937), одноклассник и однокурсник Высоцкого по Московскому инженерно-строительному институту (Владимир Семенович отучился там один семестр). Высоцкий посвятил ему песни «Мой друг уехал в Магадан» (1964) и еще несколько произведений.
Лева – Левон Суренович Кочарян (1930 – 1970), кинорежиссер, друг юности Высоцкого, сосед по дому в Большом Каретном переулке. В квартире Кочаряна собирались шумные компании молодых режиссеров, актеров, других деятелей искусств, общение с ними очень много дало Высоцкому. Кочаряну посвящена знаменитая ранняя песня «Большой Каретный» (1962). Кочарян умер первым из компании Большого Каретного, и Высоцкий тяжело переживал его смерть.
Артур – Артур Сергеевич Макаров (1931 – 1995), кинодраматург, писатель, друг юности Высоцкого. Ему посвящена ранняя песня «Лежит камень в степи» (1962).
Андрей – Андрей Арсеньевич Тарковский (1932 – 1986), кинорежиссер. Высоцкий общался с ним в молодости.
Вася – Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974), кинорежиссер, писатель. Высоцкий написал на его смерть песню «Памяти Шукшина» (1974).
Толя – Анатолий Борисович Утевский (р. 1934), юрист, знакомый Высоцкого со школьных лет, оказавший большое влияние на его становление. В последние годы жизни Высоцкий часто вспоминал друзей с Большого Каретного.
Севка – вероятно, Всеволод Абдулов (см. выше).
Татьяна – очевидно, Татьяна Иваненко (см. выше).
Аркадий и Никита – старший (р. 1962) и младший (1964) сыновья Высоцкого.
Вениамин, Леонид – Вениамин Борисович Смехов (р. 1940) и Леонид Алексеевич Филатов (1946 – 2003), актеры, коллеги Высоцкого по Театру на Таганке.
Ксюша – видимо, Оксана Афанасьева.
Странно, что Высоцкий упоминает в «молитве» реальную Ксюшу, в то время, как рядом с ним лежит списанный с нее персонаж, Татьяна. Также странно, что Высоцкий совсем не «молится» за свою первую жену Изу и вторую жену Людмилу Абрамову, мать его сыновей, а также за многих других близких людей. Впрочем, возможно, герой упомянул и их, но московский полковник КГБ не дал Бехтееву дослушать его монолог.
КСТАТИ
Это не первый и не последний художественный фильм, в котором Высоцкий участвует как художественный персонаж. Однако в остальных поэт действует только в эпизодах. Во всех случаях актеры не похожи на Высоцкого, поэтому их стараются не показывать крупным планом и анфас.
«Копейка» (2002), реж. Иван Дыховичный. Высоцкому (Игорь Арташонов) поклонник-физик дарит машину ВАЗ-2101, а поэт соблазняет его жену.
«Галина», сериал (2008), реж. Виталий Павлов. В 6 серии Высоцкий (Томаш Лещиньский) приходит в издательство, где работает Галина Брежнева и поет во время застолья «Наводчицу». Потом туда приходит Марис Лиепа, и Высоцкий с ним знакомится.
«Дом Солнца» (2010), реж. Гарик Сукачев. Высоцкого сыграл сам режиссер, он показан только со спины. Он смотрит на героев из окна противоположного дома и делает комплимент героине.
«Обратная сторона Луны», сериал (2012), реж. Александр Котт. В 4 серии главный герой (современный полицейский, переселившийся в тело советского милиционера 1979 г. Михаила Соловьева), попадает на концерт Высоцкого (Артур Федорович). Выйдя на сцену (действие происходит летом 1979 года), Высоцкий говорит: «Чтобы у вас не возникло сомнений по поводу того, кто сейчас находится на этой сцене, я начну свое выступление с песни, которая давно уже является моей визитной карточкой» (почти такая же сцена есть и в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой») и поет «Я не люблю». Соловьев замечает, что человек, которого он преследует, уезжает с концерта вместе с Высоцким. Соловьев бросается в погоню, пробивается к Высоцкому в гости. Слушает, как Высоцкий поет за столом «Балладу о любви», «Песню про черта» и даже попадает с ним на моментальный фотоснимок, сделанный тогдашней новинкой – «Полароидом». Столкнувшись с тем, кого он преследовал, Соловьев бросает знаменитую фразу Глеба Жеглова из фильма «Места встречи изменить нельзя»: «Вор должен сидеть в тюрьме». Высоцкий слышит ее и говорит: «Хорошо сказал, парень. Я запомню». Впоследствии один знакомый Высоцкого говорит Соловьеву, что «Володе фраза понравилась, он ее несколько раз повторял».
На самом деле съемки фильма «Место встречи изменить нельзя» шли с мая 1978 г., так что к 1979 г. Высоцкий уже прекрасно знал эту фразу. Более того – роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которому поставлено «Место встречи…», вышел в 1976 г.. А уже там были фразы «Убийца должен сидеть в тюрьме», «Важно только, чтобы вор был в тюрьме».
«Таинственная страсть», сериал (2015), реж. Влад Фурман. В одноименном романе Василия Аксенова, по которому снят сериал, есть персонаж Влад Вертикалов, актер «Таганки». Его прототипом стал Высоцкий, фамилия навеяна автору фильмом «Вертикаль» (1966), прославившим Владимира Семеновича. В сериале его сыграл Сергей Безруков - явная отсылка к фильму «Спасибо, что живой».
Читайте также:
Первый канал посвятит Высоцкому целую субботу
26 января по телевидению будет показано много программ о Владимире Высоцком.