Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Список Спилберга

Сюжет: 

Каннский фестиваль-2013
Развлечения
Список Спилберга
«Золотая пальмовая ветвь» 66-го Каннского кинофестиваля. / Фото: РИА «Новости»

Стивен Спилберг оказался совсем не «инопланетянином» в звездной команде главного жюри 66-го Каннского фестиваля. Скорее, мудрым дипломатом. Потому что решения жюри под его руководством, по сути, удовлетворили почти всех. Они в меру взвешены и убедительны, напоминают о традиционных ценностях, торжестве Добра над Злом - причем без всякого радикализма и экстремизма (мексиканская «Эли», скорее, исключение). Все члены жюри – авторитеты, знающие, почем «фунт тренда». Причем в программе буквально до последнего не было явного лидера. Но вот появился не очень молодой, но очень модный Кешиш, – и ставка была сделана на него, попавшего в общественный «нетрадиционный» нерв.

Ну, а «генералы» от кино по разным причинам отошли в тень. Хотя, конечно, работы Романа Полански «Венера в мехах» и Джима Джармуша «Только любовники выживут» - события, которые украсят еще не один фестиваль. Оригинальность темы, исполнения, драйв, высокие художественные достоинства налицо. Но что делать с этими картинами, похоже, трезвое жюри просто не знало... Впрочем, и Каракса здесь, помнится, прокатили с его ошеломительными « Святыми моторами».

Конечно, выбор «Жизни Адель» Абделлатифа Кешиша как лучшего – не столько поддержка художественных достоинств затянутого (трехчасового!) фильма, с обилием откровенных сцен (я бы дала 20+), сколь художественная манифестация левой идеологии, которой, как ни странно, придерживается Канн. При всех смокингах и декольте. Это считается во Франции хорошим тоном. «Милость к падшим» на этот раз пролилась на лесби-сообщество (фильм об отношениях двух девочек, кстати, и Спилберг, и сам Кешиш называет просто «картиной о любви»). Что, конечно же, станет еще одним инструментом в борьбе половины французского общества против другой. Занятно, что снял такую картину, по сути, мусульманин – почти классик Кешиш - туниссец, но называет себя французом.

Ленту сразу же подняли на щит французские журналисты, к ним присоединились кинокритики из ФИПРЕССИ, также отметившие «Адель». Редкое единодушие. Даже подозрительно. Но при этом сам Спилберг отрицает, что читал отзывы критики и что они на него как-то повлияли.
Толерантно? Да. Но и конъюнктурно – тоже. Причем приз был присужден не только Кешишу, но и двум актрисам - Адели Экзаркопулос и Леа Сейду. Что, в общем-то, странно...

То, что кантри-мюзикл братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса» был отмечен вторым по рангу призом фестиваля – Гран при - тоже не удивило. Зал ликовал. Коэнов все эти дни в Каннах носили на руках, но сами братья-разбойники предпочли уехать, не дожидаясь решения жюри. А зря. Приз получал за них Оскар Айзек, сыгравший главную роль в этой ироничной музыкальной ностальгии Гринвидж Вилледжа 60-х годов.
«Прикосновение греха» китайца Цзя Чжанкэ (приз за сценарий) нельзя было не заметить. Это редкий для азиатского кино пример социальной драмы. Жесткая история об изнанке китайского процветания, чуда, в котором все решается банкнотами и пистолетом – ну, как у нас в 90-е. Круговая порука и коррупция вместо идей товарища Мао.. По сути, Цзя Чжанкэ – китайский Балабанов.

А вот Беренис Бежо как лучшая актриса, («Прошлое» Асгара Фархади) – это спорно. Похоже, это больше реверанс ее мужу – Михелю Хазанавичусу, автору блестящего «Артиста», открытия Канн два года назад. Тогда ее не заметили в картине. Работа Бежо у Фархади вполне профессиональна – но не более того. Самая ошеломительная работа, конечно, у Эммануэль Сенье в «Венере в мехах» у своего мужа Романа Полански. Там она сыграла целую галерею образов дьяволицы. Фильм, в основе которого лежит бродвейский хит Дэвида Айвса, в основе которого лежит (уф!) одноименный скандальный роман Захера-Мазоха о счете Женщины к Мужчине, – вызов режиссера самому себе, который он принял. Но Спилберг предпочел его не заметить...

Спорным кажется мне и приз ветерану актерского цеха американцу Брюсу Дерну («Небраске»). Как бы за заслуги. Конечно, дедушка Дерн профессионал, но не заметить две такие ярчайшие работы, как Матье Амальрик и Майкл Дуглас! Причем первый засветился сразу в двух конкурсных лентах – «Джимми П.» и «Венера в мехах». Второй, совершив актерский подвиг, стал самым виртуозным воплощением Валентино Либерачи, шоу-мена и пианиста («За канделябрами»). Но награждать еще одного француза (Амальрика) выглядело бы совсем неприлично. Ну, а «гея» Дугласа – неуместно. Это был бы уже перебор даже для французов...

Зато правильно поощрило жюри своим призом семейную японскую драму «Как отец, как сын» Хирокадзу Корэ-эда. Вроде бы «мыльная» история подмены ребенка в роддоме вырастает в социальную драму, говорит о болячках японского общества. Вот это – настоящий мейнстрим, которого становится все больше в Каннах.

Мексиканец Амату Эскаланте, сделавший, пожалуй, самый жестокий фильм конкурса неожиданно назван «лучшим режиссером» («Эли»). Это жесткое высказывание против изуродованного детства (12-летняя девочка собирается замуж и становится жертвой головорезов-наркоторговцев). Лента с невыносимыми сценами пыток хороша для Санденса. Но когда рядом Полански, Джармуш, Озон, Соррентино – это все-таки странно.
В сухом остатке. Три основные темы проступили на экране Канн – любви (причем меньше всего традиционной - от гейской и лесбийской до мазохистской и вампирской), насилия и лжи. Все мстят всем. Все врут всем. А если любят, то как-то по-особенному, не в простоте душевной. Не как мама с папой, а как вампир с вампиркой, к примеру.

Но не стоит так уж фетишизировать результаты Канн и думать, что лучший фильм – это награжденный фильм. В тартарары проваливаются потом многие призеры – вспомним того же тайца Апичатпонга Вирасетакула, объявленного гением. Очень многое зависит от того, «а судьи кто». От того, что происходит в стране в данный момент. И даже от того, хорошо ли позавтракали члены жюри.

Одно несомненно: в конкурсе Канн собираются сливки актуального кино, палитра трендов, которые нам впитывать с экрана до следующего мая. Они могут вас восхищать или ужасать – дело вкуса. Но главное - фильм-призер из произведения искусства в ХХ1 веке неизбежно превращается в инструмент, способный моделировать эту самую реальность. Хотите вы этого или нет.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.