Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Последний сценарий Алексея Балабанова — не про уродов. Про ангелов

Сюжет: 

Умер Алексей Балабанов
Развлечения
"Вечерняя Москва" взяла последнее интервью у Алексея Балабанова.
«Вечерняя Москва» взяла последнее интервью у Алексея Балабанова. / Фото: Михаил Садчиков - младший

27 мая, на девятый день после ухода режиссера Алексея Балабанова, в журнале «Сеанс» опубликован последний сценарий Алексея Октябриновича «Мой брат умер». Сценарий, дописанный автором в день смерти (18 мая), обнародован по разрешению родственников и кинокомпании СТВ (с которой Балабанов снял большинство своих картин). Согласно отклику первых читателей, «Мой брат умер» – «тяжелый», «странный», «мрачный», «страшный», «тупиковый»... Люди писали, что думали, и писали эмоционально, в суете. Наверняка многие восприняли сюжет о двух братьях, один из которых слепой, с четырьмя глазами, но живой, а другой, его близнец, мертвый, но зрячий, – буквально, за чистую монету?! Скорее всего, все цитаты из рассказа Николая Лескова «Запечатленный ангел» наш ценитель кино пропускал мимо...

А эти цитаты,  как белые лилии на пруду, бережно «высажены» Алексеем Балабановым в его последнем сценарии. Балабанов предполагал, что мало кто из современных людей, его поклонников, читал Лескова. Об этом он отдельно сказал в своем сценарии (жена, а тогда невеста живого брата Пети — Ирина на вопрос: «А вам нравится Лесков?», прямо отвечает: «Не знаю, я не читала».) Да,  и сам брат всячески противился чтению Лескова, но его побуждал к этому  умерший брат, близнец, который читал исключительно Лескова — причем до последней минуты своей тайной «жизни»...Читал Лескова и Алексей Балабанов (иначе откуда бы взялись все цитаты из «Запечатленного ангела»?).  Справка из истории литературы — рассказ  «Запечатленный ангел» Николай Лесков написал в 1872 году, в Петербурге.

По странному стечению обстоятельств, 17 мая, к Алексею Балабанову я пришла из дома, где долгое время жил и писал Николай Лесков. На Невском, 82 сейчас находится гостиница «Аделия», а раньше там был доходный дом, где снимал квартиру писатель. Номер квартиры совпадал с номером дома – 82. До сих пор на подоконнике этой квартиры, которая сейчас — гостиничный номер, живет и каркает большой черный ворон. Я очень любила жить именно в этом номере из-за большого ворона, его магического «кар-р». Чтобы окончательно не сойти с ума, перед тем, как рассказать эту историю, я позвонила в гостиницу «Аделия», чтобы уточнить: «Действительно, ли по этому адресу в XIX веке жил писатель Николай Лесков?». Директор гостиницы – а это сеть гостиниц в Москве и Санкт-Петербурге – подтвердил мне, что, «да, действительно, по адресу «Невский, 82» жил Николай Лесков, и об этом историческом факте свидетельствует мемориальная табличка, которая висит в их гостинице «Аделия». Директор не стал отрицать, что «во дворе дома обитают вороны, потому что они громко каркают, порой мешая гостям. А еще директор мне поведал о том, что «Николай Лесков жил в Петербурге долгие годы, и все время в доходных домах на Невском проспекте, сменив десять, а то и 11 адресов». Признаюсь, что я тоже бегло читала Николая Лескова, кажется, только «Очарованного странника», ночью, перед экзаменом по «Русской литературе» на журфаке. Правда, видела почти все экранизации «Леди Макбет Мценского уезда» и несколько театральных постановок, в которых лично мне было все понятно и малоинтересно. 

Но Алексей Балабанов обратил свой последний взор на малоизвестного ныне Николая Лескова, предпочтя его, между прочим, Достоевскому (об этом тоже сказано в его сценарии). К позднему Лескову, который в поисках извечных русских вопросов: «Кто виноват?» и «Что делать?» все ближе подходил к Богу, вере и спутникам Всевышнего.

-  Лесков говорит: всякого спасенного человека не эфиоп ведет, а ангел руководствует (из сценария Алексея Балабанова «Мой брат умер»).

Ангел в сценарии «Мой брат умер» - это мертвый брат-близнец, который живет в голове выжившего слепого брата, и руководит им. Мать братьев, которая сошла с ума после родов, и живет в психиатрической больнице, шестым чувством видит и чувствует именно ангела, а не выжившего сына. Люди называют живого брата уродом (у него же четыре глаза), но он не очень этому противится до тех пор, пока с ним остается его ангел, то есть его брат, близнец, двойник...

-  У нас в русском настоящем понятии насчет женского сложения соблюдается свой тип, который, по-нашему, гораздо нынешнего легкомыслия соответственнее, а совсем не то, что кочка. - Мы длинных цыбов, точно, не уважаем, а любим, чтобы женщина стояла не на долгих ножках, да на крепоньких, чтоб она не путалась, а как шарок всюду каталась и поспевала,а цыбастенькая победит, да спотыкнется» (цитата в сценарии «Мой брат умер» из повести «Запечатленный ангел»).

Николай Лесков в своем рассказе, можно сказать, поет гимн материнству. Писатель возносит русскую женщину, прежде всего, как прародительницу, как мать. Но в своем сценарии Алексей Балабанов на примере невесты, а потом жены брата Ирины показывает, что русская женщина стала уже европейской женщиной, просто длинноногой красавицей, а не матерью. Детей у брата и Ирины, как легко предположить, нет и в принципе быть не может. И все, на этом конец.

В последнем интервью, которое Алексей Балабанов дал мне (опубликовано в «Вечернем Москве» вечером 17 мая 2013 года, за день до смерти режиссера), идет речь о будущем фильме, сценарий для которого только что завершен (так сказал Алексей Балабанов). Алексей Октябринович ни в какую не хотел раскрывать содержание сценария, и  теперь я догадываюсь: почему? (как можно рассказать в двух словах об ангелах, и о Лескове?) Режиссер даже признался, что на все роли, кроме главной — живого слепого брата Пети, – найдены актеры. Более того, мне известно, что в день своей смерти Алексей Балабанов с одним очень известным агентом обсуждал кандидатуру актера на главную роль. Режиссер не рассказывал мне детали, подробности будущей картины, потому что в его словах звучало неверие в то, что он снимет фильм.

-  Вера дело великое, и кто как верит, тому так по вере и дается, - цитата из Николая Лескова.

Наверняка, последний сценарий «Мой брат умер» опубликован сразу после смерти режиссера с его позволения. С каждом днем, думая об Алексее Балабанове, не могу отогнать мысли о том, что он будто срежиссировал свой уход и дал точные указания. Возможно, режиссеру так сказал сделать его ангел? Сценарий заканчивается разговором в тюрьме:

-  У вас Лесков есть? - спросил Петя.

-  А что именно вам нужно? - спросил Юра.

-  Все равно, - сказал Петя.

Библиотекарь открыл шкаф , порылся и достал книжку.

Юра открыл книжку и сел рядом. (финал сценария Алексея Балабанова («Мой брат умер»)».

Может быть, завещанием Алексеем Балабанова, помимо его фильмов и сценарием, было пожелание, чтобы мы читали Николая Лескова?

… А начинается сценарий с предложения: «В палате было светло». Ангелы не могут быть страшными и темными, даже если они живут в теле урода, – об этом хотел сказать всем нам Алексей Балабанов. А еще напомнить лесковское:

- Не погань Богом созданного - это грех.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.