Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Новый Иерусалим предлагает гостям ближе познакомиться с героями прошлого России

Развлечения
Новый Иерусалим предлагает гостям ближе познакомиться с героями прошлого России
Выставка «Лица. Сословия, образы, типажи в портретах XVIII - первой половины XX века». / Фото: Дарья Щербакова, «Вечерняя Москва»

Когда приближаешься к выставочному залу музея, первое, что поражает, - нежная, легкая тишина. Заходишь в двухэтажное кирпичное здание и сразу понимаешь, что с 80-х годов здесь мало что изменилось. Наверно, таким и должен быть настоящий музей, хранящий память о прошлом не только в позолоте подсвечников и трещинках картин, но и в самом себе, в холодных стенах, скрипучем паркете, обстановке.

Экспозиция выставки «Лица. Сословия, образы, типажи в портретах XVIII - первой половины XX века», представленная на втором этаже, занимает всего три комнаты. В первой я познакомилась с благородными дворянами, фаворитами при императорах и императрицах от Петра I до Екатерины II, во второй – с представителями того же сословия, но более позднего периода, XIX века, а также купцами, крестьянами и религиозными деятелями той эпохи. В последнем помещении собраны портреты советских граждан, живших уже в начале XX столетия. Предметы интерьеры и быта и оружие дополняют коллекцию, погружают в атмосферу тех времен.

Среди представителей дворянского сословия XVIII века встречаются как, в основном, бездарные льстецы и честолюбцы, так и редкие интеллектуалы. Богатые одежды придворного Валентина Платоновича Мусина-Пушкина и герцога Гольштинского, супруга императрицы Анны Иоановны, не могут скрасить их невыразительные, бесхарактерные, отталкивающие лица. Напротив, губернатор Санкт-Петербурга, генерал-фельдмаршал Александр Михайлович Голицын приветствует посетителей насмешливым выражением больших, умных глаз. Офицеры же особенно выделяются среди других персонажей картин: молодой граф Карл Антонович Бальмен, участник войн с Францией и Турцией, - идеальное воплощение образа романтического героя. Он и его сосед, молодой человек из рода Шереметьевых, привлекают своим храбрым, несколько отрешенным видом.

С наступлением XIX столетия на смену императорских угодников и вельмож приходит поколение интеллигенции. В портрете Ивана Ивановича Мусина-Пушкина, одного из известных деятелей земской реформы, ощущается спокойствие, уверенность, сила воли. В Иване Ивановиче нельзя обнаружить ни напыщенности, ни гордыни дворян XVIII века. Участник декабристского движения Михаил Федорович Голицын, полковник лейб-гвардии Конного полка, имеющий множество наград, одновременно печален и решителен. Рядом с ними – купцы в мрачных, строгих нарядах и их жены, похожие на сорок в своих кричащих платьях, украшенных цветами и бисером. Из всех портретов церковных служителей этого времени сразу завораживает изображение настоятельницы Покровского Васильевского монастыря: все в этой немолодой женщине говорит об отсутствии страха перед испытаниями и жертвенной любви к Богу.

Картины XX века своей реалистичностью подводят черту под всей экспозицией. Целью художников начала прошлого столетия становится отображение не конкретной личности, а собирательного образа, вобравшего в себя выпуклые, и замечательные, и уродливые черты. Работы Е.Ф. Ермиловой-Платоновой «Портрет девушки-фронтовички» и «Артистка» отличаются резким, жестким стилем, и обе героини предстают живыми и искренними, неподдельными. «Автопортрет» А.А. Поманского открывает перед посетителями еще не изуродованную, но полную сомнений душу молодого художника. Зловеще и загадочно, с полуулыбкой наблюдает за зрителем повидавшая все на свете «Кухарка» Е.П. Левиной-Розенгольц.

Отобрав небольшое количество картин, организаторы выставки сумели показать не только развитие художественной традиции на протяжении трех веков, но и то, как менялись сами люди, их мировосприятие в этот период. В этих лицах посетители смогут узнать себя, и, таким образом, почувствовать свою связь с прошлым, преемственность ценностей и традиций. Экспозиция будет доступна для осмотра до 1 декабря 2013 года.

Мария Попова, историк искусств, куратор выставок, рассказала "ВМ" о том, кого было принято изображать в портретном жанре в России в XVIII – начале XX века:

«Культурологическая значимость этого жанра объясняется тем, что людям интересно посмотреть, как выглядели представители различных сословий в прошедшие века. В XVIII веке в качестве персонажей картин выступали, в основном, императоры и их приближенные. В XIX столетии на портретах появляются и представители других социальных групп, в частности популярные личности: писатели, художники, музыканты. XX век характеризуется раскрепощением художника как творца: он не только экспериментирует со стилем, но приглашает позировать своих друзей и родных. К сожалению, до сих пор жанр портрета в России сильно недооценен».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.