Новый Иерусалим предлагает гостям ближе познакомиться с героями прошлого России
Когда приближаешься к выставочному залу музея, первое, что поражает, - нежная, легкая тишина. Заходишь в двухэтажное кирпичное здание и сразу понимаешь, что с 80-х годов здесь мало что изменилось. Наверно, таким и должен быть настоящий музей, хранящий память о прошлом не только в позолоте подсвечников и трещинках картин, но и в самом себе, в холодных стенах, скрипучем паркете, обстановке.
Экспозиция выставки «Лица. Сословия, образы, типажи в портретах XVIII - первой половины XX века», представленная на втором этаже, занимает всего три комнаты. В первой я познакомилась с благородными дворянами, фаворитами при императорах и императрицах от Петра I до Екатерины II, во второй – с представителями того же сословия, но более позднего периода, XIX века, а также купцами, крестьянами и религиозными деятелями той эпохи. В последнем помещении собраны портреты советских граждан, живших уже в начале XX столетия. Предметы интерьеры и быта и оружие дополняют коллекцию, погружают в атмосферу тех времен.
Среди представителей дворянского сословия XVIII века встречаются как, в основном, бездарные льстецы и честолюбцы, так и редкие интеллектуалы. Богатые одежды придворного Валентина Платоновича Мусина-Пушкина и герцога Гольштинского, супруга императрицы Анны Иоановны, не могут скрасить их невыразительные, бесхарактерные, отталкивающие лица. Напротив, губернатор Санкт-Петербурга, генерал-фельдмаршал Александр Михайлович Голицын приветствует посетителей насмешливым выражением больших, умных глаз. Офицеры же особенно выделяются среди других персонажей картин: молодой граф Карл Антонович Бальмен, участник войн с Францией и Турцией, - идеальное воплощение образа романтического героя. Он и его сосед, молодой человек из рода Шереметьевых, привлекают своим храбрым, несколько отрешенным видом.
С наступлением XIX столетия на смену императорских угодников и вельмож приходит поколение интеллигенции. В портрете Ивана Ивановича Мусина-Пушкина, одного из известных деятелей земской реформы, ощущается спокойствие, уверенность, сила воли. В Иване Ивановиче нельзя обнаружить ни напыщенности, ни гордыни дворян XVIII века. Участник декабристского движения Михаил Федорович Голицын, полковник лейб-гвардии Конного полка, имеющий множество наград, одновременно печален и решителен. Рядом с ними – купцы в мрачных, строгих нарядах и их жены, похожие на сорок в своих кричащих платьях, украшенных цветами и бисером. Из всех портретов церковных служителей этого времени сразу завораживает изображение настоятельницы Покровского Васильевского монастыря: все в этой немолодой женщине говорит об отсутствии страха перед испытаниями и жертвенной любви к Богу.
Картины XX века своей реалистичностью подводят черту под всей экспозицией. Целью художников начала прошлого столетия становится отображение не конкретной личности, а собирательного образа, вобравшего в себя выпуклые, и замечательные, и уродливые черты. Работы Е.Ф. Ермиловой-Платоновой «Портрет девушки-фронтовички» и «Артистка» отличаются резким, жестким стилем, и обе героини предстают живыми и искренними, неподдельными. «Автопортрет» А.А. Поманского открывает перед посетителями еще не изуродованную, но полную сомнений душу молодого художника. Зловеще и загадочно, с полуулыбкой наблюдает за зрителем повидавшая все на свете «Кухарка» Е.П. Левиной-Розенгольц.
Отобрав небольшое количество картин, организаторы выставки сумели показать не только развитие художественной традиции на протяжении трех веков, но и то, как менялись сами люди, их мировосприятие в этот период. В этих лицах посетители смогут узнать себя, и, таким образом, почувствовать свою связь с прошлым, преемственность ценностей и традиций. Экспозиция будет доступна для осмотра до 1 декабря 2013 года.
Мария Попова, историк искусств, куратор выставок, рассказала "ВМ" о том, кого было принято изображать в портретном жанре в России в XVIII – начале XX века:
«Культурологическая значимость этого жанра объясняется тем, что людям интересно посмотреть, как выглядели представители различных сословий в прошедшие века. В XVIII веке в качестве персонажей картин выступали, в основном, императоры и их приближенные. В XIX столетии на портретах появляются и представители других социальных групп, в частности популярные личности: писатели, художники, музыканты. XX век характеризуется раскрепощением художника как творца: он не только экспериментирует со стилем, но приглашает позировать своих друзей и родных. К сожалению, до сих пор жанр портрета в России сильно недооценен».