Главное
Истории
Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Художник Бэнкси

Художник Бэнкси

Спортивный стиль

Спортивный стиль

Как отдыхали в СССР?

Как отдыхали в СССР?

Хоббихорсинг

Хоббихорсинг

Где учатся дети знаменитостей?

Где учатся дети знаменитостей?

5 самых успешных фильмов Микеланджело Антониони

Развлечения
Выдающийся итальянский режиссер Микеланджело Антониони
Выдающийся итальянский режиссер Микеланджело Антониони / Фото: Кинопоиск

Антониони запомнился зрителям своим особым киноязыком, полным символической выразительности и драматизма, балансирующих на грани абстракции. Его медлительные кинополотна, полные застывших нединамичных кадров, словно бы приглашают зрителя заглянуть внутрь каждого и увидеть не заметный с первого раза скрытый смысл в статичном изображении. Таким образом, режиссер дает понять нам, что поддающийся пониманию мир – нонсенс: невозможно все объяснить и невозможно постичь причину всего. Зачастую зритель, посмотрев картину, не уверен в однозначности толкования показанного, не понимая, что именно происходило на экране и почему. В этом и есть новаторство искусства Антониони – он опровергает условности классического повествовательного кино, делая акцент на индивидуальном восприятии и субъективной интерпретации.

Нарушая в своих работах логический принцип повествования: завязка – кульминация – развязка, режиссер словно бы говорит, что не всегда в жизни все следует четкой логической структуре. Иногда событие развивается иррационально, а однажды начав действие, мы можем неожиданно прийти в его развитии к чему-то совершенно иному. Как отмечал по этому поводу Умберто Эко, логика и причинно-следственные связи намеренно приносятся Антониони «в жертву исследованию психологии героев». Подозрения зрителя, что фильм может никуда «не привести», - сродни ключевым эмоциональным переживаниям героев об отсутствии такого же конечного пункта в их жизнях.

Постоянно воспевая в своем творчестве темы одиночества, потерянности, пустоты, Антониони, заставляет и нас задуматься об экзистенциальных проблемах поиска своего места в этом зыбком мире, полном неясных смыслов.

Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в городе Феррара в Италии. Первое образование он получил в Высшей школе экономики и коммерции в Болонье. Одновременно он рисовал и писал критические статьи о кино в местную газету.

В 40-е годы Антониони, перебравшись в Рим, сближается с молодыми режиссерами-основателями итальянского неореализма, проповедовавшими в своих картинах близость к природе, естество света, натуральность происходящего, показывающих жизнь простого человека с подчеркнутой симпатией и делающих упор не на идеи, а на чувства героев. Он начинает сотрудничество с журналами "Cinema" и "Bianco e nero", являющихся рупорами течения, а также поступает в старейшую в Западной Европе Итальянскую национальную киношколу, чтобы учиться режиссерскому мастерству. В 1942 году он стажируется на съемках фильма одного из главных теоретиков неореализма - Марселя Карне («Вечерние посетители»).

Режиссерский дебют Микеланджело Антониони начинается с документальной картины «Люди с реки По», а первый игровой фильм «Хроника одной любви» выходит в 1950 году. Затем следуют еще несколько картин, принёсших ему известность на родине, — «Дама без камелий», «Подруги», «Крик». Но настоящую мировую известность приносят режиссеру его последующие работы, собравшие высшие награды трёх наиболее престижных кинофестивалей мира — Каннского, Венецианского и Берлинского.

Вечерняя Москва вспоминает 5 самых успешных фильмов Антониони:

1. «Приключение» (1960)

Фильм открывает знаменитую «трилогию отчуждения», принесшую режиссеру мировую славу, повествующую о судьбах красивых, но несчастных людей, не нашедших своего места в мире, на фоне черно-белых пейзажей и пустынных интерьеров. В «Приключении» речь идет о светской компании на морском круизе, в ходе которого пропадает одна из девушек. Однако наметившаяся детективная интрига вскоре уступает место эмоциональной интриге – взаимоотношениям между людьми. Безлюдные просторы морских пейзажей рифмуются с духовной опустошенностью героев и подчеркивают разрастающийся экзистенциальный кризис. Фильм получил специальную премию на Каннском кинофестивале 1960 года, а актриса Моника Витти, муза Антониони, сыгравшая главные роли во всей трилогии, была номинирована на британскую премию BAFTA. «Приключение» стало одним из краеугольных фильмов для европейского арт-хауса.

2. «Ночь» (1961)

Второй фильм из трилогии продолжает тему поисков смысла красивыми молодыми людьми (их играют Марчелло Мастроянни и Жанна Моро). Кризис в отношениях успешного писателя и его жены показан на фоне стеклянных зданий, фешенебельных квартир и ночных вечеринок. Подчеркнуто интеллектуальные разговоры противопоставлены душевной опустошенности и безысходности персонажей. Повторяя знакомые и безопасные высокопарные фразы, они маскируют собственное духовное омертвение. Пытаясь бежать от того, что скрыто внутри, они неизбежно снова и снова приходят в эмоциональный тупик. Таким образом, слова героев ничего не значат, а важнейшее художественное значение приобретают визуальные символы. Фильм получил высшую награду Берлинского кинофестиваля 1961 года - «Золотой медведь».

3. «Затмение» (1962)

Завершающая трилогию «отчуждения» картина построена вокруг попыток нервной, мятущейся героини Моники Витти, только что расставшейся со своим женихом, и «матеарилистичного», легкомысленного героя Алена Делона завязать романтические отношения. Вопреки ожиданиям, здесь нет разрывающих страстей, нет эмоционального надрыва, рефлексии. Персонажи воспринимают все, что происходит у них в жизни: будь то уход любимого человека или потеря большого состояния, равнодушно и как должное, просто «перетекая» из одних обстоятельствах в другие. Перемещение по жизни с такой необыкновенной легкостью позволяет им избегать душевных драм и горечи разочарований, бережет от внутренних «затмений». Режиссер позволяет усомниться в подлинности такой реальности. Пустынные пейзажи вечернего города подчеркивают безысходность и пустоту подобного существования, призрачность роли человека в этом устроенном мире, свободном от переживаний, где даже невозможно построить долговечные отношения. Картина получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля.

4. «Красная пустыня» (1964)

Первый цветной фильм режиссера в стилистическом и смысловом отношении примыкает к трилогии, посвященной проблемам коммуникации между людьми. Главная героиня в исполнении Моники Витти, пережив аварию, находится в состоянии нервного расстройства и эмоциональной неустойчивости. Пустынный индустриальный пейзаж усиливает ощущение ее затерянности в этом неуютном мире, а попытки общения с людьми оборачиваются неудачей.

Цвет играет здесь решающее значение, помогая лучше выразить душевные переживания героини и придавая ленте символизм картин любимых авангардных художников Антониони. Пытаясь добиться фактурности, режиссер даже искусственно подкрашивал траву и воду в реке, придавая им сероватые, подчеркнуто тоскливые тона. Такая неестественность красок передает искаженное восприятие мира героиней, а перемены тонов показывают перемены чувств.

Картина получила главный приз Венецианского кинофестиваля – «Золотой лев».

5. «Фотоувеличение» (1966)

Первый англоязычный фильм итальянского кинорежиссёра был снят в Великобритании по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола» и так же имел большой успех в кинопрокате. История богемного лондонского фотографа, запечатлевшего во время съемки в парке что-то необычное, случайно замеченное при увеличении кадра, переплетается в фильме с изображением свингующего Лондона 60-х. Смесь детективной завязки и отвлеченной философской тематики, «уводящей» зрителя совсем в другую сторону и заставляющего смотреть «вглубь», была с восторгом принята международной аудиторией. Сохранив все фирменные черты своего загадочного стиля, Антониони смог снять фильм, который в мировом прокате смог превзойти свой бюджет в 11 раз. Фильм, ставший по-настоящему культовым, был удостоен «золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1967 года, а также номинировался на премию «Оскар» за лучшую режиссуру и сценарий.

Затем были «Забриски-пойнт» (1970) о поколении бунтарей 60-х, мечтающих изменить мир, и «Профессия: Репортер» (1975), где Джек Николсон сыграл одну из лучших своих ролей – неудовлетворенного жизнью тележурналиста, снимающего в Сахаре документальный фильм о диктаторе. Этим фильмам не суждено было повторить такой же успех в прокате, как вышеперечисленным пяти, и отзывы критиков были довольно прохладны, но, тем не менее, по прошествии времени фильмам было отдано должное, и они заняли достойное место в золотой коллекции мирового кинематографа.

В 1995 году Антониони получает почётный «Оскар» за жизненный вклад в искусство кино.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.