Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Наша звезда над Гималаями: 150 лет со дня рождения Николая Рериха

Общество
9 октября исполняется 150 лет со дня рождения Николая Рериха. Кажется, в нашем искусстве больше не было столь многогранно талантливой личности.

Писатель, издание полного собрания трудов которого, начатое в прошлом году, грозит составить 50–60 томов. Археолог, раскапывавший русский каменный век. Неутомимый путешественник-исследователь. Оригинальный мыслитель, создавший свое религиозно-философское учение. Собиратель национального фольклора, сценограф, редактор, лектор, коллекционер, благотворитель и общественный деятель, которого дважды номинировали на Нобелевскую премию мира…

И все же Николай Константинович — прежде всего художник, выходец из объединения «Мир искусства». Многие «мирискусники» искали вдохновения в прошлом. Вспомните хоть «Императрицу Елизавету Петровну в Царском Селе» Евгения Лансере или картины московского быта XVII столетия младшего Васнецова. Рерих же забрался в такую седую древность, где еще не трудилась кисть русского живописца. На его полотнах — безымянные герои языческих времен. Там воюют, строят города, поклоняются идолам и видят знамения.

Наша звезда над Гималаями: 150 лет со дня рождения Николая Рериха Фото: Александр Авилов / АГН Москва

Первобытная эпичность пейзажа и его холодный колорит делают работы Рериха легко узнаваемыми. Но ни одну из них не назовешь шедевром. Даже лучшая, «Заморские гости», сильна прежде всего своей декоративностью, игрой алого, серого и золотистого цветов над темно-синей водой. А еще Рерих слишком иллюстративен: наверное, все так и было тысячу лет назад, ну или так могло бы быть. Нет оригинального сюжетного поворота, который бы выделил работу из тысячи других.

Революция разрезала жизнь художника на две совершенно непохожие части. В эмиграции он ударился в эзотерику. Его бесчисленные картины гималайского периода похожи друг на друга: спящие горные вершины, небо, бесконечность пространства и невесть откуда взявшаяся фигура — то ли божество, то ли виденье. Зрелище, выразимся так, на ценителя. Но вот ведь ирония судьбы: именно однотипные пейзажи Гималаев принесли их автору шумную славу на родине. Советскому интеллигенту эти работы (а всего Николай Константинович написал несколько тысяч картин!) рассказывали о полузапретном и оттого особенно манящем мире эзотерики. Ах, «Агнийога», потаенный кладезь духовности! По книгам и картинам Рериха люди знакомились с эзотерикой, как узнавали христианство по роману «Мастер и Маргарита».

Все это осталось в прошлом, былого жгучего интереса к творчеству Рериха сейчас нет. Как нет, впрочем, у него и соперников в живописании языческой Руси и гималайских чудес. Пусть не самый великий художник — зато такой узнаваемый. Разве этого мало?

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.