Сектор развития
Сюжет:
Московский подрост’ОКЮнкоры «Вечерки». Встречаем! Проект «Московский подростОК!» запущен!
Инициативные и юные корреспонденты «Вечерней Москвы» пока учатся в школе, но уже делают первые шаги к тому, чтобы стать настоящими акулами пера. Юнкоры «Вечерки» пишут для своих сверстников. В возрасте 13-14 лет слова взрослых воспринимаются с трудом, а донести свою точку зрения, наоборот, кажется очень важным.
Наши юнкоры ежедневно будут рассказывать своим сверстникам о самых интересных городских событиях и развлечениях для подростков, писать на близкие для них темы. Бригаду начинающих журналистов набрали из самых активных слушателей школы юного репортера «Новый фейерверк», которую недавно открыл главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.
Эти и другие вопросы юнкор «Вечерней Москвы» задал руководителю Сектора педагогической практики МГК им. П.И.Чайковского, доценту кафедры теории музыки, кандидату искусствоведения Лоле Рауфовне Джумановой.
- Здравствуйте, Лола Рауфовна, первое же слово, которое выбивается из названия школы – это «десятилетка». Почему в вашей школе учатся не семь лет, как во всех детских музыкальных школах (ДМШ), а десять?
- Потому что школа была создана как база практики для студентов Московской консерватории. Учитывая тот факт, что мы готовим студентов к работе в средних специальных учебных заведениях (ссузах), была необходимость иметь не только уровень ДМШ, но и училища (соответственно 1-6 и 7-10 классы).
- Какие отделения существуют в школе?
- В школе существуют отделения струнных, духовых инструментов, фортепианное, композиции, хорового дирижирования и сольного пения. Учеников отбирают на вступительных экзаменах преподаватели консерватории, что гарантирует нужный уровень учащихся.
- В чем специфика музыкальной школы-десятилетки?
- Наша школа помогает решить две важные задачи. Первая, и самая важная, - это педагогическая практика студентов, а вторая – возможность ученикам школы получить максимально полное и качественное музыкальное образование, причем оно абсолютно бесплатное(!). Во многих позициях деятельности школы видны традиции Бесплатной музыкальной школы Балакирева. Более того, учащиеся имеют возможность не только заниматься в классах консерватории, на стенах которых висят портреты выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры, преподававших здесь со дня основания консерватории и до наших дней, но и воспользоваться богатейшими аудио- и нотными фондами консерватории.
Неформальный подход к процессу обучения позволяет некоторым её выпускникам продолжить музыкальное образование уже на профессиональном уровне. Поэтому мы встречаем их не только в музыкальных колледжах, училищах и вузах, но и как преподавателей, исполнителей.
Ещё одна особенность школы в том, что учеников мы принимаем ежегодно во все классы. К нам часто приходят выпускники ДМШ и ДШИ 5- и 7-леток для дальнейшего продолжения занятий.
- В районных ДМШ отделений композиции не так уж и много. Какие данные или особенности мышления свойственны обучающимся на отделении композиции?
- Отделение композиции у нас уникальное. Я могу сказать, что в профессиональной школе для музыкально одаренных детей – ЦМШ при консерватории, как такового, отделения композиции нет. Уроки по композиции там проходили как факультатив. Впрочем, с нынешнего учебного года и они прекратились. У нас же есть возможность, чуть ли не с первого класса заниматься композицией. Такое, я думаю, вряд ли где-то можно найти!
- Как происходит отбор учеников на обучение композиции?
- Прежде всего, важно желание поступающего сочинять музыку, а также его творческие возможности. Все это при поступлении выявляет экзамен по композиции, где нужно показать написанные произведения. К нам приходят как маленькие, так и взрослые люди, которые, к примеру, сочиняют музыку под гитару и имеют потребность творить. Но, скажем, не имея музыкального образования, они не могут записать свои произведения нотами. Вот они к нам и приходят, чтобы научиться не только записывать свою музыку, но и инструментовать её. Поэтому на отделении композиции у нас нет понятия класса в известном понимании этого слова.
- Бывают ли отказы при приеме на отделение композиции?
- Бывают, но редко, потому что сходу понять заложенный потенциал невозможно. И только в учебном процессе работы над произведением это выявляется. Поступившему на отделение композиции даётся возможность раскрыть себя. И сказать, что придя в первый класс ребенок будет учиться до десятого класса по композиции, тоже невозможно, потому что в какой-то момент творческий процесс может остановиться, и тогда вряд ли имеет смысл держать ученика дальше.
- У вас есть отделение «дирижерско-хоровое», расскажите про него? Кто может поступить на него?
- На отделение хорового дирижирования мы принимаем выпускников ДМШ, потому что такая специализация дается на уровне музыкального училища. Соответственно, ученики должны прийти в хор и учиться дирижировать. У них довольно обширная программа: они посещают музыкально-теоретические занятия, сами поют в хоре, индивидуально занимаются со студентами консерватории под руководством преподавателя соответствующей кафедры, который называется консультантом.
- Какие специальности более популярны сегодня?
- Прежде всего – сольное пение. Оно популярно всегда в силу традиций. Далее – фортепиано. В нынешнем году большой набор на композицию.
- У вас сильный детский хор, расскажите про него.
- У нас действительно хороший хор, в этом заслуга его руководителя Ю.В. Тихоновой, которая смогла своим отношением к делу «зажечь» любовь к хоровому пению среди детей и поднять его на достаточно высокий уровень. Хор стал часто выступать на концертах и конкурсах, сейчас он является лауреатом международных конкурсов.
- При наличии таких «ресурсов» не предполагалось ли при помощи родителей-энтузиастов создать детский музыкальный театр?
- Плодотворность учебного процесса на самом деле зависит в немалой степени от моральной поддержки родителей-энтузиастов. Что же касается создания детского музыкального театра, то - нет, потому что это совершенно не наша задача. Студенты вокального факультета консерватории в рамках своей учебы участвуют в постановках опер на сцене оперного театра. На детей это не распространяется, потому что это дополнительная нагрузка.
- И все же, какой критерий можно было бы назвать главным при отборе детей в школу?
- Быть музыкальным. Отбирая детей в нашу школу дважды в году - весной и осенью - мы стремимся дать шанс всем тем, кто по разным причинам не поступил в музыкальные ссузы и вузы, не потерять, а даже более профессионально подготовиться к последующему поступлению. Кроме того, возможность самым широким кругам желающих обучаться музыке в качестве дополнительного образования без помех для основной работы или учебы.
- Есть ли возрастные ограничения?
- На вокальном отделении могут обучаться только те, кому от 17 до 30 лет. На это есть причины: академическое сольное пение связано с физическими нагрузками. Должна пройти и мутация голоса. При этом обязательно наличие голоса и слуха, ведь на вступительных экзаменах им приходится петь без сопровождения. На инструментальные отделения принимают учеников с 7 до 18 лет с разницей возраста и класса в одну единицу. На отделение хорового дирижирования – с 14 до 21 года.
- Существует ли у вас день открытых дверей?
- К сожалению, нет. Но у нас есть отчетные, тематические и так называемые «домашние» концерты, на которые мы приглашаем всех желающих. Думаю, что это и есть наш день открытых дверей.
- Что выдается по окончании школы?
- Свидетельство об окончании школы, если окончен полный курс обучения.
- Дает ли это свидетельство право на трудоустройство?
- Нет, не дает, потому что у нас нет статуса специализированной школы, да и педагогами выступают ещё недипломированные студенты. Хотя для учащихся Сектора педагогической практики это возможность получить наиболее полное музыкальное образование прежде всего ДЛЯ СЕБЯ.
- То есть сектор педагогической практики не может заменить музыкальное училище?
- Нет, конечно. Мы придерживаемся программы музыкального училища, но формат другой, неспециализированный, более облегченный. Так у нас нет общего фортепиано, ансамбля и т.п. Среди наших предметов - специальность и музыкально-теоретические предметы. Обязательные предметы: сольфеджио, музыкальная литература, хор; у малышей есть еще ритмика. Также обязательные предметы уже на уровне училища, это - элементарная теория музыки и гармония. Есть и более современный предмет, который не всегда встретишь и в музыкальных училищах – теория музыкального содержания, разработанный доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории В.Н. Холоповой.
- Как в школе обстоят дела с материально-технической базой? Есть ли у учащегося возможность взять инструмент напрокат?
- Фортепиано напрокат - это вопрос не к нам. Конечно, бывают ситуации, когда приходит ученик, который очень хотел бы играть на скрипке, но скрипки у него нет. Если он проходит отбор через вступительные экзамены и его берут, то мы просим консерваторию выдать ему рабочий инструмент для учебы.
- Есть ли среди учащихся сектора педагогической практики ученики с абсолютным слухом?
- Встречаются. Не часто.
- Есть ли конкретные люди, поступившие в музыкальные училища?
- Конечно. Бывает так, что закончив музыкальную школу, ребенок не смог поступить в училище, ему не хватило подготовки. Ведь в районных школах нередко перекос занятий происходит на специальность, а все остальное - приложение. Вот это «остальное» не дает сдать успешно экзамены в музыкальные училища. Тогда к нам приходят на год, на два, чтобы подготовиться к училищу. Нас это нисколько не обижает. И если кому-то это удается, то мы только рады, так как считаем, что свою задачу выполнили.
- Можно ли поступить к вам, если ребенок уже учится в другой музыкальной школе?
- Да, возможно. Нельзя только в одном случае: когда ребенок собирается учиться в двух школах по одной специальности. Это может привести к конфликтной ситуации.
- Что вы думаете об уроках музыки в общеобразовательных школах? Чего не хватает этим урокам на сегодняшний день?
- Эти уроки редко имеют отношения к музыке, так как ведутся непрофессиональными музыкантами. А профессиональные музыканты в общеобразовательную школу работать не пойдут. Им это совершенно не интересно. Насколько я помню, в общеобразовательных школах уроки музыки сводились к урокам пения.
- Что вы думаете о введении в общеобразовательных школах электронного учебника музыки?
- Идея замечательная. Но этот электронный учебник должен готовиться не просто профессиональными музыкантами, а теми, кто много лет занимаются педагогикой в музыкальных школах, имеют опыт. Они смогут сделать адаптированный вариант электронного учебника музыки для общеобразовательных школ.
- Может быть, в общеобразовательных школах ввести обучение более конкретное, например, на популярном, среди молодежи инструменте – гитара?
- Я бы не стала ограничивать возможности обучения только на гитаре. Эту идею неоднократно пытались претворить, но она не нашла массового практического применения. Можно было бы в общеобразовательных школах вести обучение игре на инструментах. Но упирается всё в одну проблему: уроки игры на инструменте должны проходить индивидуально. Дети разные, разные возможности и способности, в группе это сделать невозможно. Для общеобразовательных школ это накладно и невыполнимо.
- Возможно ли сотрудничество с общеобразовательными школами? Например, ведение вашими студентами уроков музыки в общеобразовательных школах, т.е. студентам – зачет, школам – урок?
- Возможно и даже осуществимо. В прошлом учебном году консерватория согласно указанию правительственной комиссии проводило уроки музыки в общеобразовательной школе № 1423 с углублённым изучением иностранных языков. Это были лекции-концерты: студенты-музыковеды рассказывали, а студенты-исполнители играли произведения. И вот такого рода тематические концерты мы проводили каждый месяц. Студенты волновались, думали, не будет контакта, и дети будут заниматься своими делами на концерте, так как они не привыкли слушать классическую музыку. Но хочу сказать, что наши студенты сумели их увлечь и заинтересовать. Нас принимали хорошо!
В наше время не осталось не только домов культуры при промышленных предприятиях, но и самих предприятий, мест, где бесплатно (!) можно получить музыкальное образование. В такой ситуации существование сектора педагогической практики МГК им. П. И. Чайковского является взаимно необходимым как студентам консерватории, так и их ученикам.
Школа находится по адресу: ул. Большая Никитская, д. 13/6. Занятия проходят в том числе и по воскресеньям.
Телефон: +7(495)629-11-79