Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

3 знаменитые симфонии Дмитрия Шостаковича

Развлечения
Дмитрию Шостаковичу творить в системе «власть-художник» было мучительно. Но он творил... шедевры.
Дмитрию Шостаковичу творить в системе «власть-художник» было мучительно. Но он творил... шедевры. / Фото: РИА «Новости»

Сочинять музыку Шостакович начал, когда ему было всего девять лет. После посещения оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" мальчик заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой и поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской.

На протяжении долгих лет он активно работал над симфониями и операми. В январе 1936 оперу "Катерина Измайлова", музыку к которой написал Дмитрий Шостакович, посетил сам Иосиф Сталин. Произведение шокировало диктатора, чей вкус был воспитан на популярной классике и фольклорной музыке. Его реакция нашла своё выражение в редакционной статье "Сумбур вместо музыки", которая на годы определила пути развития советской музыки. Большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936 года, практически исчезло из культурного обихода страны.

В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере Мурадели "Великая дружба", в котором музыка крупнейших советских композиторов (в том числе Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна) объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу". Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936 году. Композитор, вынужденный подчиниться диктату и "осознавший свои ошибки", выступил с ораторией "Песнь о лесах" (1949), кантатой "Над Родиной нашей солнце сияет" (1952), а также музыкой из фильмов исторического и военно-патриотического содержания, что отчасти облегчило его положение.

Вокальные циклы и фортепианные сочинения Шостаковича вошли в мировую сокровищницу музыкального искусства, но прежде всего он был гениальным симфонистом. Именно в своих симфониях он попытался переложить на язык музыки историю XX века, со всеми его трагедиями и страданиями. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных из них.

Симфония №1

Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа. После её премьеры в Ленинграде 12 мая 1926 года критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке после эмиграции Рахманинова, Стравинского и Прокофьева. Слушатели были поражены, когда после бури аплодисментов на сцену вышел раскланиваться юноша, почти мальчик с упрямым хохолком на голове.

Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации. В 1927 году Первая симфония Шостаковича прозвучала в Берлине, затем в Филадельфии и Нью-Йорке. Её включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний мальчик вошёл в историю музыки.

Симфония №7

Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начал работать над седьмой симфонией - "Ленинградской". Закончил он её в декабре 1941 года, 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии в Куйбышеве. Концерты также прошли в Москве и Новосибирске, но поистине легендарное исполнение симфонии состоялось в осаждённом Ленинграде. Музыкантов отзывали из военных частей, некоторых из них перед началом репетиций пришлось положить в больницу, чтобы подкормить и подлечить. В день исполнения симфонии, 9 августа 1942 года, все артиллерийские силы осаждённого города были брошены на подавление огневых точек врага - ничто не должно было помешать знаменательной премьере.

Любопытно, что написал о симфонии Алексей Толстой: "Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные тёмные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения".

Симфония №10

Десятая симфония, одно из самых личных, автобиографичных сочинений Шостаковича, была создана в 1953 году. Её ждали как апофеоз победы, а получили нечто странное, двусмысленное, вызвавшее и недоумение и недовольство критики. Ею в советской музыке символически открылась эпоха "оттепели". Это была глубоко интимная исповедь художника, отстоявшего свое "Я" в отчаянном, почти безнадежном противостоянии сталинизму. Вслед за ней в творчестве Шостаковича наступил кризис, продлившийся несколько лет.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.