Композитор Александр Журбин: «Старуху Агату Кристи я нежно люблю с детства»
Детектив и мюзикл – эти жанры на первый взгляд кажутся в принципе несочетаемыми. Ну какие там арии и танцы, когда все в страхе ждут очередного убийства! Но не таков музыкальный спектакль «Мышеловка» созданный Александром Журбиным еще и как камерный мюзикл: в постановке тонко и досконально изучается подоплека «крайних» человеческих поступков и мыслей, а занимательный сюжет «работает» только на руку развитию драматургических коллизий. Поэтому - сложная хореография и вокал органично вытекают из витиеватых фабульных «водоворотов», помогая зрителю не только получить удовольствие , но и серьезно задуматься о проблемах взаимоотношений с близкими и друзьями, чувстве ответственности перед теми, с кем мы волею случая оказываемся рядом…
Накануне спектакля автор мюзикла - композитор, заслуженный деятель искусств России Александр Журбин дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.
«Каждый раз беру новую ручку…»
- Вашему творчеству всегда было присуще жанровое многообразие – вы автор более сорока мюзиклов, около двухсот песен, более 50 саундтреков к кинофильмам и сериалам. А еще на вашем творческом счету - восемь опер, три балета, симфонические произведения, рок-оперы… Какой из жанров для вас все же более предпочтителен, увлекателен? И в чем различие эмоционального состояния при написании Концерта для скрипки с оркестром - и, допустим, песни «Тучи в голубом»?
-Действительно, я работаю в разных жанрах и стараюсь не повторяться - будь это песни или симфонии. И все мои 4 симфонии совершенно разные, и все мои песни не похожи друг на друга. Когда начинаю писать что-то новое, то как бы настраиваюсь на определенный лад. Или можно привести такой образ: каждый раз беру новую ручку. Для кино – красную, для песен – зеленую, для серьезной музыки – синюю. И мысленным взором представляю себе моих слушателей - для них и пишу. Никогда не отношусь к своим слушателям с пренебрежением или снобизмом.
Причем в одном случае это высоколобый критик-интеллектуал, учившийся в Оксфорде, а в другом – простая женщина из Ивановской области. И в одном случае получаются «Тучи в голубом», а в другом – Симфония «Город Чумы». Конечно, я не всегда могу угадать, что им понравится. Но я стараюсь!
- Вопрос о «Мышеловке»: почему Вы избрали для постановки именно эту пьесу и этого автора – Агату Кристи?
- Старуху Агату Кристи я нежно люблю с детства. Вернее с того момента, когда я посмотрел фильм «Свидетель обвинения», где играла неподражаемая Марлен Дитрих. Фильм был снят в 1957 году, я его смотрел, наверное, в начале 60х. И был очарован! И читал Агату Кристи во всех возможных вариантах.
Однажды одному театру пришла идея заказать нам ( мне и либреттисту Ольге Ивановой) мюзикл-детектив. И мы не сговариваясь сказали: Агата Кристи! Подумали сначала о «Свидетеле обвинения». Но там много действующих лиц, нерентабельно. И тогда сошлись на «Мышеловке». А что может быть лучше? Восемь человек, замкнутое пространство, и один из восьми –убийца. Прекрасные диалоги, возможность написать хорошие песни стихи написала молодая поэтесса Лилит Гулакян). И несколько театров России и Украины ее с удовольствием поставили…
«Офф-Бродвейское» мышление
-Почему вы решили представить детектив в жанре камерного мюзикла? Насколько, на ваш взгляд, сочетаемы эти два в общем-то достаточно далеких друг от друга жанра?
-Дело в том , что в России жанр камерного, офф –Бродвейского мюзикла практически неизвестен. А в Америке и в Англии этот жанр существует наравне с «большим мюзиклом»: артисты поют и танцуют, при этом «рассказывая» нам какую-то историю.
Но в камерном мюзикле нет хора, нет оркестра (или очень маленький оркестрик), нет кордебалета, скромные декорации и костюмы. Однако есть отличная игра артистов, режиссура, хореография, музыка – все это делается прямо перед вами, в сравнительно небольшом зале. Такой мюзикл дает ощущение причастности, присутствия. Многим это нравится.
- Об этом спектакле иногда говорят, что он «возвращает слушателя к временам поющего Голливуда» - вы согласны с этим определением?
-Да, можно так сказать. Многие здесь, в России, пытаются копировать Голливуд или Бродвей. Пока получается «не очень». Ничего удивительного – там совсем другие принципы, другая театральная система, другие зарплаты. Поэтому до Голливуда нам пока далеко, как до Луны.
Но что касается некоего «голливудского духа» – да, это у нас есть. Мы как бы играем в «старую, добрую Англию» - как это, впрочем, делается и во многих старых, да и новых голливудских фильмах…
Россия, Африка, Австралия…
- С 2001 года, если верить вашим биографам, вы постоянно живете в России – почему Вы уехали из Америки после многолетнего пребывания там?
-Ну, не совсем так. Я уже 23 года живу на две страны. Просто соотношение времени «там» и «тут» постоянно меняется. Раньше, в 90х годах я жил в основном в США, приезжая в Россию 1-2 раза в год, на пару недель. Начиная с 2002 года я стал проводить в России гораздо больше времени, стал часто ездить в Европу, и в другие места – в Африку, в Австралию. Сегодня соотношение примерно такое: 6 месяцев Россия, 3 - Америка, 3 - еще где-то. Что будет завтра - не знаю…
- Ваш уже взрослый сын постоянно живет в Америке, занимается музыкальным творчеством. Каковы , на ваш взгляд, его наиболее интересные достижения - в музыке и в жизни?
- Лева Журбин – очень талантливый музыкант, композитор, дирижер, руководитель группы «Ljova and the Contraband”. Он в Америке добился многого, написал музыку к целому ряду фильмов, сотрудничал с такими великими людьми, как Фрэнсис Форд Коппола, виолончелист Йо-Йо Ма, Кронос Квартет, рэппер Джэй Зи.
У него прекрасная группа, которая объездила все Штаты с концертами, в октябре они едут в Великобританию с концертным туром. У него два прекрасных сына, наши внуки Бенджамин и Джозеф, или по нашему Бенька и Йоська, одному 4, а другому 2 года, и замечательная жена, Инна - певица, и одновременно юрист.
Ташкентская "закваска"
-Вы родились и выросли в Ташкенте – это, как известно, в советские годы был город замечательных музыкальных и театральных традиций…
-Ташкент дал мне очень много. Собственно, я провел там всю юность, до 20 лет, и вся моя «закваска» – ташкентская. Конечно, это была провинция, но с большим (обоснованным!) гонором и с большими культурными ресурсами. Там было немало выдающихся людей, там какое-то время жила Ахматова, Алексей Толстой, даже Александр Федорович Керенский. Я общался там в юности с замечательными людьми: писателями, художниками, музыкантами. Они сделали из меня человека. А потом я уже «добавил» – в Москве, в Ленинграде, в Нью-Йорке…
- Вернемся в к мюзиклу «Мышеловка» - к какому зрителю он обращен? Можно ли приводить на него детей?
-Этот спектакль не имеет ограничений по возрасту. Можно приводить детей любого возраста, ничто не оскорбит их слух. Единственное, что надо иметь в виду – что ребенок должен быть достаточно взрослым, чтобы по-настоящему понимать то, что происходит на сцене. Поэтому я рекомендую брать с собой детей не младше 10-11 лет.
«Анна К.» и другие
- Над чем Вы сейчас работаете? И каковы творческие и жизненные планы?
-Я только что закончил клавир огромной оперы, которая называется «Анна К.». Любой российский человек сразу понимает, что речь идет о героине романа Льва Толстого. Однако у меня опера не совсем обычная, в ней несколько другой поворот событий, и героиня этой оперы – «другая Анна К». Какая? Скоро узнаете: опера написана для Большого театра, либреттисты - Анна Родионова и Сергей Плотов.
А сейчас вовсю пишу новый мюзикл для Театра оперетты. Называется он… «Щелкунчик». Да-да, не удивляйтесь. Конечно, все знают классический балет, но ведь сказка Гофмана – замечательный сюжет для мюзикла! Либретто пишет Жанна Жердер, тоже надеюсь на скорую премьеру.