Эволюция советской елки: как ватные огурцы сменились космическими кораблями
Сюжет:
Новый год-2014Музей русской приусадебной культуры приглашает всех на елку. Только не пугайтесь: потерявшаяся Снегурочка в этот раз ни при чем. В середине декабря в Кузьминках под патронажем Музея Москвы открывается любопытная выставка советских елок и винтажных игрушек двадцатого века, для всех, кто их еще помнит и для их потомков. «ВМ» сходила на выставку до ее открытия, для того, чтобы посмотреть в глаза тому деду Морозу, который регулярно приносил подарки нашим бабушкам.
Выставка советских елочных игрушек «С миру по нитке» собиралась сотрудниками музея буквально – по чердакам и антресолям московских квартир, где подчас можно обнаружить настоящий клад – коробки с картонными гирляндами и игрушками из папье-маше…
На самой выставке елки аккуратно расставлены по периметру зала, кажется, что попадаешь в школьную задачу по геометрии, где нужно сосчитать сумму углов прямоугольного елочного леса.
- Это для наглядности, - объясняет куратор выставки Екатерина Полищук. – Может, и не очень художественно, зато понятно – слева елки тридцатых, напротив – их «внучки» из восьмидесятых.
Левая сторона меня удивила: оказывается, в тридцатых елки были совсем неказистые – маленькие, с перпендикулярными друг к другу ветвями, почти без иголок.
- Времена такие были, - вздыхает Екатерина. - В 1935 году указом кандидата в члены Политбюро Павла Постышева советским детям официально разрешили новый год. Ведь первое время после революции праздник был запрещен, как пережиток буржуазного прошлого.
Но без праздника долгой советской зимой делалось как-то совсем тоскливо. Гражданам нового государства, еще хранящим в памяти другие времена, определенно чего-то не хватало. Поэтому, разобравшись с белогвардейцами и нэпом, советская власть решила рождество все-таки вернуть. Правда, под другим - современным названием - «Новый Год».
- Видите, у нас и пособие есть, как этот праздник правильно, по-советски отмечать, - рассказывает куратор, показывая мне лежащую под стеклом толстую брошюру, с праздничным названием – «Елка в СССР». - В ней опубликован подробный инструктаж, как наряжать и проводить эту самую елку.
Но пособие так никому и не пригодилось: люди потихоньку припомнили, каким был праздник в их детстве и по крупинкам собрали новый – с дедами Морозами в выходном рабочем ватнике белого цвета, картонными гирляндами, на которых ангелы перекрашены в флажки, а на смену Вифлеемской звезде советская промышленность предложила специальную партию стеклянных елочных наконечников в виде алых кремлевских звезд. На некоторых из них был даже выгравирован герб СССР – серп и молот.
Елочные игрушки тридцатых годов тоже были с идеологическим подтекстом – сплошь тракторы да лопаты из стекляруса.
По новогодним елкам можно вполне изучать историю страны. Вот стоят искусственные ели предвоенных сороковых годов: тракторы на их ветках сменили танки и солдаты. А елки военных лет – совсем печальные – все игрушки на них сделаны своими руками из подручных материалов – проволоки, ваты и фольги.
Кстати, миниатюрные елочки, которые легко вмещались на полку или, чуть позже, телевизор, родились в первые послевоенные годы, в качестве экономичной замены дорогих полутораметровых елей. Такие деревца советские заводы могли штамповать большими партиями, практически без отрыва от производства комбайнов. А семьи экономили при покупке новогодних украшений: для создания праздничного настроения таким елкам хватало небольшого дождика.
Игрушки пятидесятых - тоже свидетельство эпохи. Большинство шаров были сделаны в виде овощей и фруктов. Вот висит посеребренный помидор, а вот – ватный огурец, морковь из папье-маше и, конечно, царица полей – позолоченная кукуруза. Без нее в пятидесятых годах не могла обойтись ни одна мало-мальски уважающая себя елка. В шестидесятые кукурузу на ветках подвинули космические ракеты и лучезарные космонавты. А еще через десять лет искусственные елки разрослись и покрылись пушистыми иголками – гордостью советской промышленности. На их ветвях можно увидеть эксклюзивные плоды – красивые стеклянные шары немецкого производства.
- Видите эту елку, - показывает мне Екатерина очередную красавицу. – Попробуйте найти среди игрушек, немецкие шары.
Я выбираю блестящий красный шарик, украшенный по периметру тонкой белой вязью, как кружевом. В точку!
- Наши шары в то время были тяжеловесными, как танки, - соглашается со мной Екатерина. – Поэтому за изящными немецкими гонялись по всей Москве. Вешали такие игрушки, как правило, на самое видное место – поближе к макушке.
Кстати о макушке. На елке семидесятых красных звезд уже не найти. Из праздничного уравнения идеологию, как некогда религию, вывели за скобки. Поэтому наконечники стали делать просто в виде сосулек.
В цветные восьмидесятые страну захватила мода на складные серебристые елки. Такие, совсем не похожие на настоящие, символы нового года стояли, по словам куратора, практически в каждой квартире. А игрушки на их ветвях сменили электрические гирлянды.
Кстати, именно под одной из таких футуристических красавиц я обнаружила почти родного деда Мороза, одетого, наконец-то, не в белый ватник, а в красный тулуп.
- Вероятно, это влияние западной культуры, - разводит руками Екатерина. – В Союзе-то время начали появляться пластинки «Битлз», записи «Скорпионс» и «Квин». Поэтому и красная шуба Санта-Клауса как-то незаметно сменила выходной наряд советского рабочего.
Кроме елок, на выставке можно увидеть еще много всего интересного – санки, старые станки для производства шариков. Но главное, ради чего и задумывалась выставка, на аллее советских праздничных символов каждый пришедший сможет найти ту самую елку, которая украшала когда-то его квартиру, а обнаружив – показать ее своим детям. Дети приступ родительской ностальгии, скорее всего не оценят, зато брутальные медведи – углекопы, сидящие под советскими елками наверняка, доставят и им несколько минут искреннего веселья.