Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Людмила Полякова: В сказку я верю по сей день

Развлечения
Людмила Полякова: В сказку я верю по сей день
Актриса Людмила Полякова отмечает 75-летие. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
8 февраля на сцену Малого театра в спектакле "Дети Ванюшина" выйдет народная артистка Людмила Полякова, чтобы отметить свой 75-летний юбилей. Накануне празднеств корреспондент "Вечерки" встретился с актрисой.

- Накануне вашего юбилея были опубликованы несколько ваших ранних дневников. Скажите, почему вы изначально обратились к этому жанру и уже столько лет остаетесь ему верны?

- При всей своей общительности я довольно одинока. Я много общаюсь с людьми, но потом наступает одиночество: поговорить не с кем – и приходится открывать дневник. Время от времени я веду в нем записи: не бытовые – скорее, пытаюсь зафиксировать свой эмоциональный мир. Дневник стал для меня таким другом и собеседником, которого в жизни у меня не было. Сейчас, правда, почти не пишу, поскольку в своих многочисленных путешествиях увлекалась фотографией.

- Вы имеете в виду гастрольные поездки?

- Гастроли всегда остаются гастролями, а путешествие – это иное. К примеру, есть у меня такая традиция – каждый день рождения встречать в новом городе. В этом году, правда, пришлось раньше вернуться в Москву, но накануне я побывала в Лиссабоне и Порто. Получила массу разнообразных чудных ощущений, в том числе и от портвейна. Мы-то русские, якобы знаем, что такое портвейн – самое плохое низкокачественное вино. Но оказывается, сухой портвейн, белый портвейн - это высокое искусство. Это как белые трюфели, про которые мы тоже ничего не знаем, кроме того, что это нечто недоступное для нас.

- А можете вспомнить какой-нибудь самый яркий или самый случай из ваших путешествий?

- Года три назад, я побывала в Наварре – на родине Генриха IV. Генриха, который с самой юности, после того как я прочитала роман Генриха Манна, стал своеобразной мечтой для меня. Его родовой замок был разрушен - остались только фундамент и фортификации, но зато сохранилась церковь. Я купила в ней кольцо, окунула его в святую воду и обручилась с Генрихом Наваррским. Такая вот мечтательница. И до сих пор я живу так - не могу жить нормальной, реальной жизнью.

- Когда сейчас вас слушаешь, когда читаешь ваши дневники, поражаешься, насколько сказочное у вас мировосприятие. Откуда это?

- Так сложилось, что мое детство было бедным не только материально, но и духовно. Но какие-то силы небесные, чье-то присутствие не позволяло мне воспринимать эту жизнь всерьез, иначе я бы конечно сломалась. У меня не было отца, мать все время работала, а я была предоставлена сама себе. Я могла стать кем угодно, и никому до этого не было дела. Но зато у меня было ощущение, что меня кто-то ведет по жизни. И эти фантазии были для меня необходимостью, поэтому я и жила в своих фантазиях. Я жила в придуманном мире. Поскольку мы были очень бедными, у нас не было даже книг, не говоря уже о пластинках и тому подобном. Когда я закончила школу рабочей молодежи, то первое, что я сделала – пошла в магазинчик на Кузнецкий мост, где продавались подписные издания. И мне было абсолютно все равно, кого покупать. Я знала, кто такой Генрих Манн или Анатоль Франс, но даже сами фамилии для меня звучали как музыка. Тогда-то, к слову, я и столкнулась с историей короля Генриха IV и подумала: «Он же смог! Он покорил Париж из этой маленькой Наварры!» Так что в сказку я верю и по сей день.

- Малый театр для вас – тоже сказка? Сбывшаяся мечта?

- В истории с Малым театром я - та самая блудная дочь. Мне, в общем-то, оставляли здесь сразу после окончания училища, даже говорили: «Это Пашенная!», но я ушла. Да и не жалею. Тогда, по молодости, по самомнению своему я думала: «Почему я должна? Почему Пашенная? Я хочу быть собой!» Кроме того, в этом момент было столько хороших режиссеров: Анатолий Эфрос, Олег Ефремов, Борис Александрович Львов-Анохин, который очень недооценен в театральной истории; я уж не говорю про Андрея Александровича Гончарова…

- В итоге у Гончарова в театре вы и оказались. Вот только почему так ненадолго?

- С Гончаровым просто не сложилось в силу разности темперамента. Я тоже очень темпераментный человек, но в работе с людьми мне тяжело переносить одержимость. А он был очень одержимым, и хоть на меня лично он не кричал, но вся атмосфера вокруг него была такая взрывная и нервная, что к концу репетиций, я уже была на последней стадии - не могла больше. Когда он приглашал меня в театр, то обещал главную роль в знаменитой американской пьесе «Луна для пасынков судьбы» и многие другие роли, а в итоге в первый сезон я у него сыграла лишь в спектакле «Судьба-индейка» по Сафронову. Только потом я оценила этот юмор моей жизни: пригласили на «Луну для пасынков судьбы», а дали – «Судьбу-индейку».

- Ну, зато в итоге «судьба-индейка» привела вас в Театр Станиславского и подарила встречу с Анатолием Васильевым и Леонидом Варпаховским.

- Да, в этом театре я пробыла долгих восемнадцать лет. Театр Станиславского - это очень странный театр, где каждые три года менялся (и продолжает меняться) главный режиссер. Так что я считаю, что за это время побывала в пяти театрах. Но именно здесь Леонид Викторович Ворпаховский - мой незабвенный ангел - поставил «Продавца дождя». Он говорил мне: «Милочка, а наутро ведь вы проснетесь знаменитой!» Потом он задумал спектакль «Волки и овцы», предложив мне роль Мурзавецкой. Он говорил, что в «Пордавце…» я была Одетта – белым лебедем, а теперь буду Одиллией - лебедем черным. И вот, в свои 34 года я сыграла Мурзавецкую! Тогда, к сожалению, не получилось глубоко в себя впустить этот спектакль – почти сразу умер Леонид Викторович, у меня был развод и рождение ребенка, так что… многое не сложилось. Но зато вышло так, что, когда спустя пятнадцать лет я пришла в Малый театр, то почти сразу я снова сыграла Мурзавецкую – даже статья такая была: «Дважды Мурзавецкая Советского Союза».

- Вы сказали, что, «вернувшись» в Малый, чувствовали себя «блудной дочерью», а сейчас, по сути, заняли высшую ступень в театральной иерархии – стали «великой старухой».

- Применять к себе такие слова было бы слишком лестно. Но еще когда я была студенткой Щепкинского училища, руководитель нашего курса Виктор Иванович Коршунов очень правильно сказал: «Либо тебе встретится режиссер, который сумеет полностью понять и оценить тебя, - тогда ты «заиграешь» сразу. Либо ты будешь играть после пятидесяти». Но в моей жизни сложилось так, что получилось и то, и другое. У меня были и яркие работы с лучшими режиссерами в молодости, и, конечно, сейчас – в Малом. Главным, поворотным моментом было то, что я нашла в себе смелость сказать: «Буду играть. Буду играть «Волки и овцы», буду играть «Дядюшкин сон». Я сказал это тогда – в начале девяностых, когда не было ни в чем никакой уверенности. Но я сказал: «Буду играть». И так получилось, что место это я за собой, что называется, закрепила. С другой стороны, а кто еще? (Смеется).

- И вот сейчас - в день вашего рождения, в день юбилея вы можете сказать, что вы счастливы?

- Я довольна. Человек, конечно, редко бывает доволен судьбой, но у меня есть одна присказка, с которой я всегда начинаю и которой всегда я заканчиваю: «У Бога никогда не просят добавки. Надо быть благодарным за то, что дал». И поэтому каждый вечер, когда заканчивается спектакль, я прихожу домой и выхожу на лоджию. Я живу на девятом этаже дома на Петровском холме – и вся Москва подо мной уходит вдаль. Подо мной монастыри, церкви. И я смотрю на все это великолепию и думаю: «Боже мой, вот оно». Каждый раз я это ощущаю как полет Маргариты над Москвой и не испытываю ничего, кроме благодарности. Благодарности за то, что вот так вот сложилась судьба. И вы знаете, я до сих пор свою жизнь – старая дура - воспринимаю как подарок.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.