Игорь Бутман: Америку так сразу не возьмешь
За годы своего существования фестиваль стал одним из самых ярких культурных событий зимы, визитной карточкой столицы. Корреспондент «ВМ» пообщался с его создателем, народным артистом, саксофонистом России Игорем Бутманом.
- Игорь, в этот раз в традиционном фестивале будет что-то новое?
- Да, в нашу страну впервые приедет замечательный контрабасист Дэйв Холланд. Он оказал огромное влияние на весь современный джаз, поэтому его приезд можно назвать сенсацией. На фестивале также будет выступать нью-йоркский саксофонист Рудреш Махантхаппа, соединяющий джаз с традиционной индийской музыкой. Может быть, его имя нашей публике пока не очень известно, но это, несомненно, большой и самобытный музыкант. Также на фестивале выступит со своей группой и польская вокалистка Анна Мария Йопек, обладающая прекрасным голосом. Любители музыки хорошо знают ее по выступлениям со звездами европейского джаза. Вместе с моим биг-бендом на сцену выйдет бродвейский певец, пианист, композитор Джонни Роджерс. Он исполняет доступный до самой широкой аудитории музыку поп-джаз.
- Мария Семушкина, организатор фестиваля «Усадьба Jazz», однажды загорелась идеей пригласить одного известного музыканта, однако меньше, чем за 200 тысяч он на сцену выходить отказался. Это ситуация вам знакома?
- Конечно, есть звезды, которые стоят намного больше, чем мы можем им заплатить. Все-таки это свободный рынок. Если у нас появляется какой-то крупный спонсор, то тогда мы можем потратить 200 тысяч, но в основном мы зависим от продажи билетов. Для того, чтобы поддерживать высокий уровень фестиваля, нам необходимо приглашать лучших музыкантов с Запада. Значит, мы должны купить им визы, обеспечить им достойное проживание. В Москве все это достаточно сложно.
- Я замечал, что вы ведете концерты с какой-то доброй иронией по отношению к музыкантам. А на репетициях вы такой же или держите оркестр в кулаке?
- Бывает по-разному, в зависимости от того, какая ставится задача. Но я стараюсь на музыкантов лишний раз не кричать. Конечно, если дисциплина начинает нарушаться, я могу и проявить строгость, но без причины орать не буду. Главное, что мой оркестр за последние годы очень вырос в плане профессионализма. Совсем недавно мы вернулись из тура по Америке и ребята стали еще лучше понимать, что все мои требования имеют смысл, и когда они выполняются, оркестр звучит хорошо и пользуется успехом.
- Как прошли гастроли по Америке? Удалось ее покорить?
- Все прошло замечательно, мы выступили в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Бостоне, Новом Орлеане, Майами. Почти везде были полные залы, в конце большинства концертов публика аплодировала стоя. Так же была очень хорошая пресса, теплые рецензии на наши выступления. Насчет покорения говорить пока преждевременно. Вот «Битлз» покорили Америку, а у нас были пока только успешные гастроли. Так что все еще впереди. Америку так сразу не возьмешь.
- Вы, наверное, единственный российский джазмен, который является светским персонажем. Но это имеет и отрицательные стороны. В интернете бурно обсуждают ваши конфликты с женой.
- Да, всякое в жизни случается. Конечно, это раздражает. На самом деле ничего страшного между нами не произошло. Просто была ссора, и моя супруга в сердцах сказала кому-то из журналистов, что разводится со мной. Но сейчас между нами все нормально.
- В чем же сложность жизни с Игорем Бутманом?
- Для жены тяжесть жизни со мной в том, что у меня, кроме нее, есть другая любовь и страсть – это музыка. Свою душу я отдаю не только супруге, но и оркестру, концертам, фестивалям.
Справка
Первый международный фестиваль «Триумф джаза» прошел в Москве в 2000 году, однако его история началась за 3 года до этого. Предтечей «Триумфа» стали два «Независимых джаз-фестиваля», которые саксофонист Игорь Бутман провел в 1997 году в ЦДХ и в 1998 году в концертном зале им. П. И. Чайковского. Фестиваль впервые объединил российских и американских джазменов. Несколько лет он проходил в концертном зале «Россия» и клубе «Le Club», а в 2007 году переехал в Светлановский зал Дома музыки и клуб Игоря Бутмана на Чистых прудах, где и проводится до сих пор.