Анна Мария Йопек: «Польские баллады для меня - как встреча со старым другом»
По традиции он соберет целое созвездие джазовых музыкантов из России и зарубежья. В этом году этот яркий джаз-форум впервые пройдет не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге.
Среди хедлайнеров фестиваля - европейская суперзвезда, вокалистка Анна Мария Йопек и её группа (Польша). О том, как она пришла к своей столь оригинальной музыке, Анна Мария накануне открытия фестиваля рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту «Вечерки».
- С раннего детства Вы подавали большие надежды как академическая пианистка, а в пятнадцать лет стали увлекаться джазом…
- Я родилась в семье музыкантов, и для меня было совершенно естественно, что в 7 лет я стала учиться в музыкальной школе. Там сразу определили, что у девочки «фантастический слух и огромное желание заниматься музыкой» . Но для моих родителей такая оценка не стала откровением - они-то знали, что я еще в 4 года заявила со всей решимостью: обязательно стану музыкантом! Совсем еще маленьким ребенком я долгое время проводила за кулисами во время выступлений одного из местных ансамблей - у них были и музыкальные номера, и разговорные – они сменялись танцами… Тогда-то я впервые почувствовала магию сцены, ее душу. И стала сочинять свои первые песни - и даже иногда исполнять их! Это и стало моей первой подготовкой к музыкальной школе.
Занятия там были успешными – я быстро стала исполнять произведения, которые обычно не доверяют первоклашкам. Но мои родители снова смотрели на это довольно спокойно, без особых восторгов. И я очень благодарна им за то, что они требовали, чтобы я много занималась, играла обычные этюды и гаммы. Это и помогло мне позже по-настоящему понять музыку моих любимых Баха, Моцарта и Щопена - научиться осязать их гармонии пальцами, вслушиваться душой в это безграничное богатство.
- Видимо, поэтому в последнее время у вас вышли сразу три альбома, которые диаметрально отличаются национальными истоками. Сборник Haiku создан вместе с японскими музыкантами, а Sobremesa записан с мастерами португальской, бразильской и афро-кубинской музыки…
- Конечно, выпустить за короткое время такие разные альбомы было сумасшедшей идеей. Но я просто не видела для себя другого выхода! Музыкальные впечатления собираются годами - в том числе и от встреч с замечательными, талантливыми людьми. Ты носишь это в себе – ровно до той поры, пока не почувствуешь: пора выпускать новый диск! И тогда остается только надеяться на Бога – что все получится успешно.
Моя жизнь была просто напоена этими дисками. Каждая из этих историй увлекла меня - и я понимала, что эти ощущения не выразить «одной краской»…
- Давайте поподробнее остановимся на вашем третьем альбоме из этого цикла, "Polanna", на котором звучит народная и академическая польская музыка.
- Это – как встреча со старым другом, в старом любимом доме. Ведь группа, с которой началось мое детское музыкальное образование, существует и по сей день! Эти музыканты играют исключительно польскую музыку – и современную, и фолк. И находят все новые и новые источники вдохновения в народной музыке, в фольклорных балладах. Все это произвело на меня еще в детстве такое огромное впечатление, что сегодня я сама пишу подобные композиции – в них словно задан мой подлинный музыкальный пульс.
- У вас немало престижных музыкальных наград, в том числе и в области джаза – какие из них вам наиболее дороги?
- Главная награда – это возможность постоянно выступать перед своей публикой, ощущение, что ты ей нужна и интересна. И возможность не повторяться, быть новой на каждом концерте. Или вы полностью открываете слушателям свое сердце – или надо просто заняться другой профессией.
Так что наибольшая и самая престижная награда для меня – благодарность аудитории.