Любить по-русски: 5 ярких ролей Евгения Матвеева
Детство Матвеева было тяжелым - ещё не родившись, он остался без отца, а потому с самых ранних лет жизни ему приходилось думать о том, где подзаработать и как выжить. Жили они с матерью в Херсонской области – сначала в деревне, а затем переехали в город Цюрупинск. Именно здесь Матвеев впервые попал в театр – на какой-то любительский спектакль, который произвел на мальчишку неизгладимое впечатление. Чуть ли ни на следующий день он и сам записался в театральный кружок, а закончив девятый класс, оставил школу и уехал в Херсон – ведь там был настоящий театр.
В Херсонском театре Матвеев играл лишь эпизоды. Кто знает, каким было бы его будущее в этом театре да и в профессии вообще, если бы однажды в 1940 году легендарный Николай Черкасов проездом не оказался в Херсоне и не зашёл бы в театр. Именно он и посоветовал нескольким юношам, среди которых был и Матвеев, отправляться в Киев и поступать к Александру Довженко. На такой решительный шаг отважились не все, но Матвеев в Киев поехал и его даже приняли в киношколу, но началась война. Почти до её окончания Евгений Семёнович служил в Тюменском пехотном училище, которое и закончил в звании лейтенанта. А после войны – сюда и вернулся, чтобы стать актёром Тюменского драматического театра, а вскоре и актёром Новосибирского театра «Красный факел». Работа в этом знаменитом театре принесла артисту большую популярность и дала ценнейший профессиональный опыт – он пригодился ему, когда в 1952 году его пригласили в труппу Малого театра. Примерно к этому времени относятся и первые кинопробы артиста. Поначалу не очень заметные. Но после работы в картине "Дом, в котором я живу" Матвеевым начали интересоваться режиссёры. Год спустя ему досталась главная роль в картине Александра Иванова "Поднятая целина". Это был настоящий фурор. Отныне актёр был буквально нарасхват. Предложения следовали одно за другим и копилка артиста пополнялась всё новыми и новыми образами – героями без страха и упрека, открытыми светлому советскому будущему.
В 1965 году случилось несчастье. На театрализованном представлении, в котором принимали участие многие советские знаменитости, Матвеев сильно повредил спину. Лечение было длительным и болезненным, но даже по его окончании полного выздоровления не последовало. Врачи хотели выписать актёру вторую группу инвалидности (без права работы), но Матвеев уговорил не делать этого и дать ему третью группу. В театр он уже не вернулся. Но оставалось кино. За время болезни актёр (с подачи друзей) принял решение заняться режиссурой и вскоре снял свой первый фильм "Цыган", в котором сам сыграл главную роль. Такая практика стала для режиссёра постоянной: практически во всех своих фильмах центральные роли он будет ставить на себя. Последний свой фильм Матвеев снял за четыре года до смерти. Помимо актёрской и режиссерской деятельности, Евгений Семёнович много времени уделял преподаванию, выпустив несколько актёрских курсов во ВГИКе.
"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые запомнившиеся роли Евгения Матвеева.
Макар Нагульнов, "Поднятая целина" (режиссёр - Александр Иванов, 1958)
Эту роль актёр мечтал сыграть еще с юности, а потому приглашение из Ленинграда на съёмки фильма по шолоховской "Поднятой целине" стали для него чуть ли не самым счастливым моментом жизни. Вот только когда Матвеев приехал на пробы, оказалось, что режиссёр видит его совсем в другой роли. У актёра буквально рушилась мечта, но он упросил Иванова сделать хотя бы одну пробу. Пробу сделали, и всей съёмочной группе стало понятно, что они нашли своего героя, а Матвеев получил роль, которая стала одной из лучших в его биографии.
Нехлюдов, "Воскресение" (режиссёр - Михаил Швейцер, 1960)
Евгений Матвеев любил повторять, что актёрский талант и профессионализм проверяется лишь в работе над классическим произведением, что "попасть" в современника куда проще, чем оживить персонажа прошлых веков. Естественно, артист стремился к такой проверке, и когда Швейцер пригласил его на роль Нехлюдова, актёр тут же согласился, несмотря на весь неприкрытый скепсис окружающих – ну, не монтировался в их сознании уже сложившийся "активный" образ Матвеева с нерешительным и рефлексирующим героем Толстого. Однако, когда фильм вышел на экраны, всем скептикам пришлось замолчать – это была очередная победа актёра.
Будулай, "Цыган" (режиссёр - Евгения Матвеев, 1967)
Режиссёрский дебют Матвеева принёс ему очередную порцию народной любви. История цыгана Будулая из романа Анатолия Калинина давно привлекала внимание Матвеева, и вот, когда из-за болезни он не мог сниматься и вынужден был проводить дни и месяцы вдали от активной жизни, он и придумал свою будущую картину. К слову, фильм Матвеева стал первой экранизацией этой истории, почти на десять лет опередив появление знаменитого мини-сериала.
Захар Дерюгин, "Любовь земная" (режиссёр - Евгений Матвеев, 1974)
За дилогию "Любовь земная" и "Судьба" Матвеев становится дважды лауреатом Государственной премии – СССР и РСФСР соответственно. В этой картине любят настолько всерьёз, что становится страшно за Партию, которой, кажется, не под силу помешать этой всепоглощающей любви. Было бы не под силу, если бы герой не любил еще и саму Партию. Такой вот любовный многоугольник, разыгранный местами слишком ярко, но, безусловно, очень искренне.
Валерьян Петрович Мухин, "Любить по-русски" (режиссёр - Евгений Матвеев, 1995)
В этом фильме герои Матвеева пытаются построить утопию в отдельно взятой деревне. Намерение почти пасторальное и, как это было во всех лентах Евгения Семёновича, очень искреннее. Три разновозрастные пары по разным причинам приезжают в село и остаются в нем навсегда. Всё, что они хотят – это независимость от государственных катаклизмов, которую предоставляет своя земля и любовь. Но их планы готовятся нарушить некие криминальные элементы, чья цель – завладеть источниками минеральной воды. Вот такая любовь на фоне "войны" и деревни – то есть то самое, что Матвееву давалось лучше всего. Вот только "декорации" изменились кардинально…