Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Поль Гоген: жизнь как поиск рая

Развлечения
8 мая 1903 года не стало Поля Гогена – одного из крупнейших представителей постимпрессионизма.

В одном из последних своих писем другу художник сообщал: "Я повержен, но ещё не побеждён. Разве побежден индеец, который улыбается под пытками? Право, дикари лучше нас. Ты был не прав, сказав мне однажды, что я ошибаюсь и я не дикарь. Нет, это так и есть: я дикарь. Цивилизованные это чувствуют, потому что в моих произведениях удивляет, озадачивает именно это "невольное дикарство". Вот почему мне и нельзя подражать".

Поль Гоген появился на свет в Париже 7 июня 1848 года. Метафорично его жизнь можно определить как маниакальное бегство от цивилизации. До семи лет он воспитывался в перуанском поместье у дяди и навсегда полюбил экзотическую природу. Франция, куда он вернулся с матерью в 1855 году, так и не стала ему домом. Гоген, не имевший никакого формального художественного образования, много времени проводил, уединяясь в самых разных уголках мира, далеко от Парижа. Самым известным местом его добровольной "ссылки" является Таити, куда его привели неустанные поиски культур и цивилизаций, не тронутых влиянием европейцев. И когда ему исполнилось сорок семь (в 1895 году), решил навсегда перебраться в Полинезию, где уже бывал ранее. Однако жизнь на Таити не заладилась. Гоген поссорился с новой колониальной администрацией и поэтому никак не мог устроиться на работу. Накопленные деньги быстро закончились. Оставалось только писать картины и отсылать их во Францию в надежде на продажу. Но меценаты не особо интересовались гогеновским творчеством, и художник погряз в долгах. К тому же у него начались серьезные проблемы со здоровьем: воспалились ноги, болело сердце, мучила экзема, не отпускали приступы кровохарканья. Не давали работать конъюнктивит и головокружения.

"У меня нет даже куска хлеба, - писал Поль приятелю Даниелю Монфреду осенью 1897 года, - чтобы восстановить силы. Поддерживаю себя водой, иногда плодами гуавы и манго, которые сейчас поспели, да ещё пресноводными креветками". Гогена душила депрессия, и он решил покончить жизнь самоубийством, но перед смертью ему хотелось написать последнюю картину, которая стала бы духовным завещанием.

"Я думаю, - обращался художник к Монфреду, - что это полотно… превзойдёт все предыдущие… Я вложил в него… всю свою энергию, всю страстность". К концу декабря 1897 года работа "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?" была готова. А в первых числах января 1898-го Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, однако неудачная попытка суицида вывела художника из депрессии. Во время жизни на Таити Гогеном, которому приходилось разводить краски пастой из корней хлебного дерева, были написаны многие работы, ныне считающиеся сокровищами мирового искусства - за ними охотятся коллекционеры, а цены на аукционах совершенно астрономические. Если на продажу выставляются полотна таитянского периода, то аукционисты изначально ожидают рекордов. Ведь Гоген - это не только искусство, но и престиж, а также выгодное и надёжное вложение капиталов.

Поль Гоген - Автопортрет (1889-1890) Поль Гоген - Автопортрет (1889-1890) / Фото: wikipedia.org

Картина "Купальщицы" входит в число самых дорогих картин мира, которые продали в ХХ-ХХI веках. В 2005 году произведение, выполненное в манере близкой к стилю модерн, было куплено за 55 миллионов долларов. Картины этого направления оказали большое влияние на живописцев группы "Наби" и других деятелей культуры начала XX столетия. В этом произведении Гоген придал особое эмоциональное значение цветовой гамме, линиям и другим свойствам формы. В 2006 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне картина "Две женщины" (1902) была продана за 21,4 миллиона долларов. Это полотно было написано им всего за год до смерти. На ней - две обнаженные по пояс таитянки, которые сидят друг напротив друга. Картина напоена солнечным светом Таити, удивительно, что подобное мог написать больной, умирающий человек. "Две женщины" назвали самым значительным творением Гогена, которое было продано на европейских аукционах за последнее десятилетие. В 2007 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке полотно "Утро" было продано за 39 миллионов долларов. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина собрано 14 полотен, созданных художником с 1988 по1902 годы. "Вечерняя Москва" представляет вниманию читателей историю и описание самых значительных из них.

"Брод" (Бегство) (1901)

Картина написана за два года до смерти художника на острове Хиваоа Маркизского архипелага, куда Гоген переехал с Таити, ещё дальше от цивилизации. В творчестве мастера всё чаще звучит мотив бегства. Всадник на белой лошади – символический образ смерти. За ним следует верхом обнаженный таитянин, протягивающий кусок сырого мяса хищной птице, тем самым как бы отдавая ей свою плоть и жизнь. Это как бы отклик на гравюру Альбрехта Дюрера "Рыцарь, смерть и дьявол", репродукцию которой Гоген взял с собой в Полинезию.

Поль Гоген: жизнь как поиск рая Фото: wikipedia.org

"А, ты ревнуешь?" (1892)

В этой картине Гоген использовал конкретный, подсмотренный мотив, описанный затем в книге-дневнике "Ноа Ноа": "На берегу две сестры – они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на песке в непринужденных сладострастных позах – беседуют о любви вчерашней и о той, что придёт завтра. Одно воспоминание вызывает раздоры: "Как? Ты ревнуешь!". Последнюю фразу художник написал на картине слева внизу, воспроизводя звучание таитянских слов. Гоген придавал огромное значение этому полотну: "Недавно я написал шикарное ню: две женщины на берегу. Мне кажется, что это лучшее из того, что я пока сделал" (из письма другу).

Поль Гоген: жизнь как поиск рая Фото: Art-pics.ru

"Кафе в Арле" (1888)

В Арле, город на юге Франции, Гоген приехал по приглашению Винсента Ван Гога. На картине изображён интерьер кафе на привокзальной площади, напротив дома, где жил Ван Гог. На переднем плане – жена владельца кафе госпожа Жину, бородатый человек с каскеткой на голове - почтальон Рулен (известный по портретам Ван Гога). Полотно, построенное на гармонии больших цветовых пятен, обведенных жесткой контурной линией, наглядно показывает принципы новой живописной системы Гогена, названной мастером «синтетизмом» и получившей дальнейшее развитие в таитянских работах.

Поль Гоген: жизнь как поиск рая Фото: wikipedia.org

Натюрморт с попугаями (1902)

Натюрморт был написан в деревне Атуона на полинезийском острове Хива Оа, куда Гоген убежал с Таити. Битая дичь, сорванные цветы, фляжка из тыквы на покрытом скатертью походном кофре символизируют временное пребывание человека на земле. На заднем плане изображена керамическая статуэтка таитянского божества Хины работы самого Гогена. Впоследствии натюрморт привлек внимание русских художников-авангардистов, видевших его в доме И.А. Морозова. Мотивы этой картины встречаются во многих натюрмортах М. Ларионова, Н. Гончаровой и О. Розановой 1910-х годов.

Поль Гоген: жизнь как поиск рая Фото: wikipedia.org

"Королева" (Жена короля) (1896)

"Мне кажется, что по цвету я ещё никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно в Париж, когда уже есть столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет еще больший вой", – писал Гоген в одном из писем. Это одно из самых значительных произведений второго таитянского периода Гогена. Поза прекрасной таитянки повторяет композицию "Олимпии" Мане и "Венеры Урбинской" Тициана, однако близость построения композиции лишь подчеркивает "синтетический" характер искусства Гогена, вступающего в открытую полемику с европейской традицией живописи.

Поль Гоген: жизнь как поиск рая Фото: wikipedia.org

"Сбор плодов" (1899)

Полотно является программным произведением Гогена и воспринимается как фрагмент большого фриза. По смыслу оно делится на две половины. Левая часть картины, где на золотом фоне, подобно святым на иконах, изображены женские фигуры с цветами и плодами в руках, символизирует рай до грехопадения. Правая часть – всадник и спящая собака со щенками – олицетворяет землю, на которой торжествует рождение–смерть. Фигура в длинном одеянии в центре, срывающая плод, напоминает об искушении и райском древе познания добра и зла. Это история и судьба человеческого рода. Слово "Ruperupe", написанное в левом нижнем углу, заимствовано из популярной на островах песенки: "О, Таити, чудесный край".

Поль Гоген: жизнь как поиск рая Фото: wikipedia.org

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.