Ольга Ростропович: Всё, что связано с именами моих родителей, я всегда буду делать только по самому высшему классу!
Около двух сотен заявок, сорок пять участников и лишь семь финалистов разыграли награды этого престижного состязания вокалистов. Жюри, в отличие от команды конкурсантов, оказалась, гораздо мощнее и представительнее. Среди судей представителей театров российской провинции не было. Лишь руководители лучших оперных домов мира – кастинг-директора миланского театра «La Scala», нью-йоркской «Metropolitan Opera», неаполитанского Teatro di San Carlo. И это естественно, так как на афише почти каждого театра в мире сегодня присутствуют русские имена. Победительницей конкурса вышла сопрано из Казахстана Ирина Морева.
– Ольга Мстиславовна, чем важен нынешний конкурс лично для вас?
– Это первый конкурс без Галины Павловны. И для нас крайне важно почувствовать, понять, насколько мы в состоянии сохранить и продолжить, то великое дело, которое она начала. В России – это единственный конкурс, где соревнуются именно оперные артисты, исполняется исключительно опера, нет ни камерной, ни фольклорной музыки. А оперный образ – это не только голос и вокальная техника, это еще актерское мастерство, это язык и произношение, потому что арии исполняются на языке оригинала. Поэтому конкурс оборачивается серьезным испытанием для начинающих карьеру молодых певцов.
- Что значит статус «почетный председатель жюри»?
- Я не голосовала, но была всегда и везде. И в спорных моментах, каких, к счастью, было совсем немного, жюри работало очень слажено, я лишь высказывала свою позицию.
- В чем профессиональная цель конкурса?
- Галина Павловна всегда говорила, что молодому певцу очень трудно заявить о себе, чтобы попасть на большую сцену. Очень важно получить шанс, чтобы тебя слышали руководители лучших оперных театров мира и артистических агентств. И наш конкурс дает такую возможность. А ею распорядиться, это уже зависит не от жюри, а от самих конкурсантов. И тут многое, конечно, зависит от того способен ли молодой исполнитель совладать с нервами, поймать свою удачу…
- Как вы делите внимание и любовь между стипендиатами Фонда своего папы и Центром оперного пения, что создала ваша мама? Ведь вы теперь хозяйка такого большого и трудного дела…
- Я их люблю абсолютно одинаково. Но это абсолютно разные возрастные категории. Стипендиаты Фонда – это еще совсем маленькие, но очень талантливые мои дети почти в буквальном смысле. А в Центр оперного пения приходят совершенствоваться уже все-таки взрослые люди, которых я опекаю, прежде всего, в их профессиональных интересах.
– Приоткройте, пожалуйста, завесу тайны. Каким будет следующим фестиваль Мстислава Ростроповича в Москве, что по традиции открывается в день его рождения 27 марта, и уже стал лучшим музыкальным форумом столицы?
– Страшно говорить. Потому что, как известно, хорошие идеи никому не принадлежат… Но уже пообещали приехать Юрий Темирканов, Зубин Мета. Антонио Паппано приедет вместе с капеллой La Santa Cecilia и исполнит «Реквием» Брамса, а Лорин Маазель отметит в Москве свое 80-летие. Очень надеюсь, что программу нашего фестиваля никто из коллег «не скоммуниздит», хотя такие случаи уже бывали.
– Как вам удается из года в год держать такую высочайшую планку фестиваля?
– Честно сказать, с большим трудом. Потому что чуть ли ни на каждый последующий фестиваль нам урезают финансирование. Каждый раз я все больше плачу из собственного кармана. Но на компромиссы относительно творческого уровня, будь то фестиваль Мстислава Ростроповича или конкурс Галины Вишневской, я не пойду. Все, что связано с именами моих родителей, я всегда буду делать только по самому высшему классу, чтобы у московской публики была возможность соприкоснуться с подлинными ценностями современного исполнительского искусства.