Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Булат Окуджава: "Хожу я и песенку слушаю, она шевельнулась во мне"

Развлечения
Булат Окуджава: «Хожу я и песенку слушаю, она шевельнулась во мне»
Булат Окуджава на вечере поэзии во Дворце спорта Центрального стадиона имени Ленина (1976) / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
12 июня 1997 года ушёл из жизни Булат Окуджава - русский поэт, прозаик и сценарист, автор около 200 песен.

Если пройтись по Старому Арбату, можно увидеть две бронзовых арки, а между ними – стол и две скамьи. В одну из арок как бы выходит человек с гитарой на плече. Булат Шалвович Окуджава.

"Наверное, самую лучшую

на этой, земной стороне,

хожу я и песенку слушаю -

она шевельнулась во мне".

В этих строчках, похоже, заключено жизненное кредо автора, он так и назвал её: "Главная песенка".

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года (в этом году ему исполнилось бы 90 лет) в семье партийного работника Шалвы Степановича Окуджавы и Ашхен Степановнаы Налбандян, родственницы известного армянского поэта Ваана Терьяна. Отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии, а мать осталась в Москве. Месяцами, живя то в Москве, то в Грузии с бабушкой армянкой Булату приходилось говорить сразу на трех языках.

В 1937 году отец Окуджавы был арестован и расстрелян в том же году. Мать, бабушка и Булат переехали в Москву. Первое место жительства в Москве - ул. Арбат, д. 43, коммунальная квартира на 4-м этаже. Мать Окуджавы была арестована в 1938 году и сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году. Потом поэт написал песню "О чём ты успел передумать, отец, расстрелянный мой…", но он редко говорил и писал о своих родителях, лишь к концу жизни в автобиографическом романе "Упразднённый театр" (1993) он рассказал об этом времени.

В апреле 1942 года, когда Окуджаве исполнилось 17 лет, он пошёл на фронт добровольцем. "Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: "Разнесёте их по домам, а завтра мы вас отправим". Длилось так полгода... Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: "Пишите свои повестки сами, у меня рука не поднимается это сделать". Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он - ко мне, я - к нему. Мне как-то смешно себя вспоминать и видеть себя - в обмотках, с кривыми ногами, с тонкой шеей, с большой пилоткой на голове, мечтавшего всю войну иметь сапоги и так и не получившего их... Когда первый день я попал на передовую, и я, и несколько моих товарищей - такие же, как я, семнадцатилетние - очень бодро и счастливо выглядели. На груди у нас висели автоматы, и мы шли вперед, в расположение нашей батареи, и уже представляли каждый в своем воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться. И в этот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Ну, мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра. Все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Встали и тоже пошли. Это было наше первое боевое крещение... Война - вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор ещё часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Из них потом получились песни... Это были в основном грустные песни. Потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет".

"Не верь войне, мальчишка,

не верь: она грустна.

Она грустна, мальчишка,

как сапоги тесна".

Но именно о войне написаны одни из лучших песен Окуджавы: "Вы слышите, грохочут сапоги…", "До свидания, мальчики", "Простите пехоте", "Мы за ценой не постоим", "Песенка про Леньку Королёва"... Кстати, это вполне реальная история. "У нас на Арбате жил Ленька Гаврилов, - вспоминал Окуджава, - рыжий, очень милый парень. Он совсем не был «королём», но мне было ужасно жалко, когда он погиб. Его смерть казалась особенно обидной, нелепой, и я дал его имя герою моей песни. Её я написал очень быстро. Было это году в 1957-м, как-то утром". Но началось всё в 1946 году с песни "Гори, огонь, гори". "Тогда я был студентом первого курса университета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил - так как я писал стихи - написать студенческую песню. По моим представлениям, студенческая песня должна была быть очень грустной. И вот как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам "Неистов и упрям, гори, огонь, гори..." Получилась песенка. Друзья её подхватили. А ещё раньше, на фронте, я написал стихи, придумал мелодию - и потом наш полк пел: "Нам в холодных теплушках не спалось». Но к этому я тогда относился несерьёзно".

По-настоящему песни Окуджавы вошли в жизнь в конце 1950-х, вошли как-то сразу и надолго. Они очень сильно отличались от всего того что звучало тогда по радио и на концертах. Это была совершенно другая интонация, очень интимная. "Часовые любви", "Ситцевые женщины", "Комсомольская богиня", "О комиссарах в пыльных шлемах"… Этот новый звук стал распространяться с невероятной быстротой через магнитофонные бобины, квартирники, переписанные тексты песен. В них была интонация дружеского общения, шла беседа, разговор переходил из песни в песню. Рождалась авторская песня, это ожидалось, это уже висело в воздухе. Давид Самойлов это выразил в двух строчках:

"Былым защитникам державы

Нам не хватало Окуджавы"

Уже к началу 1960-х Булатом Окуджавой было написано около трёх десятков песен из "московского цикла": "Во дворе, где каждый вечер", "Последний троллейбус», "Ах, Арбат, мой Арбат" и другие. "...История Москвы по необъяснимой своей прихоти избрала именно этот район для наиболее полного самовыражения. У Арбата нет задворок, а есть вообще Арбат - район, страна, живая, трепещущая история, наша культура... Я даже подозреваю, что у него есть душа и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье...", - писал Булат Шалвович. В 1960-х Окуджава вышел на широкую публику, успех его песен нарастал лавинообразно.

Драматург Александр Володин вспоминал: "Я увидел его в гостинице "Октябрьская" в компании московских поэтов. Он поставил ногу на стул, на колено - гитару, подтянул струны и начал. Что начал? Потом это стали называть песнями Окуджавы. А тогда было ещё непонятно, что это. Как назвать? Как рассказать об этом, что произошло в гостинице "Октябрьская"? Окуджава уехал в Москву… И вскоре в ленинградском Доме искусств был запланирован первый публичный вечер Окуджавы. Я обзвонил всех, уговаривая прийти. На следующем вечере Окуджавы в Доме искусств стояла толпа. "Что такое тут?" - спрашивали прохожие. "Аджубей приехал", - отвечали".

В 1961 году повесть Окуджавы "Будь здоров, школяр" была включена Паустовским в альманах "Тарусские страницы", но официальная критика не приняла эту повесть за пацифистские мотивы. В 1965 году Владимир Мотыль её экранизировал, дав фильму другое название - "Женя, Женечка и Катюша". Тогда же, в 1961-1962 годах, официальная критика осудила и многие песни Окуджавы. По мнению руководства Союза писателей России, «большинство этих песен не выражали настроений, дум, чаяний нашей героической молодежи». В 1962 году Окуджава уволился из "Литературной Газеты" и целиком ушёл в написание песен. Это было время, когда он подписывал письма в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского, и печатался за границей. В соавторстве с Петром Тодоровским он написал сценарий к фильму "Верность", и два сценария с Ольгой Арцимович к фильмам "Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе" и "Мы любили Мельпомену...", но обе эти картины так и не были поставлены.

На его стихи писали музыку профессиональные композиторы. "Бери шинель, пошли домой" быстро стала невероятно популярной. А из содружества с Исааком Шварцем родились песни "Капли Датского короля", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и многие другие.

В 1970 году им были окончены два романа: "Мерси, или похождения Шилова" и "Старинный водевиль". В том же году в прокат вышел кинофильм "Белое солнце пустыни", где звучала песня "Ваше благородие, госпожа разлука". А в 1971 году на экраны вышла картина Андрея Смирнова "Белорусский вокзал", в котором прозвучала ещё одна из его известных песен - "Мы за ценой не постоим".

Вообще, Окуджава стоял несколько в стороне от бардовской тусовки, даже когда к нему пришла слава. Текст, качественный, цепляющий стих – для него были важнее всего остального. Сам он писал: "...Однажды один московский критический журнал попросил нескольких литераторов написать о том, для чего мы пишем и почему мы пишем. Так как я не умею писать статьи и не очень люблю анализировать себя самого, я отказался. Остальные написали очень серьезные исследования собственного творчества. А я написал стихотворение и послал в журнал. Его тогда не напечатали, но зато потом получилась песня..."

"В склянке тёмного стекла

из-под импортного пива

роза красная цвела

гордо и неторопливо.

Исторический роман

сочинял я понемногу,

пробиваясь как в туман

от пролога к эпилогу.

Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

не стараясь угодить...

Так природа захотела.

Почему?

Не наше дело.

Для чего?

Не нам судить".

Во второй половине 1970-х был опубликован сборник его стихов "Арбат, мой Арбат", написан роман "Путешествие дилетанта". С середины 1980-х годов творчество Окуджавы стало крайне популярно. 1990-е годы также были отмечены большим количеством премий и наград: Норвический университет в США присвоил Окуджаве почётную степень Доктора гуманитарных наук, ему была присуждена Государственная премия СССР, в эти же годы он получил Букеровскую премию в номинации "Лучший роман года на русском языке". Окуджава продолжал выступать с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, США, Германии и Израиле. 25 июня 1995 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялся его последний концерт.

Находясь в Париже с частным визитом в гостях у Анатолия Гладилина, Булат Окуджава заболел гриппом, и его поместили в больницу, врачи сказали, что улучшения ждать невозможно, так как у Окуджавы был очень ослаблен иммунитет. Он скончался в парижском военном госпитале, и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Через несколько дней после его смерти журналист Илья Мильштейн сказал: "Само присутствие Окуджавы в городе, в стране, на планете, чуточку облагораживало действительность. Не намного, на миллиграмм. Но пока хватало. С уходом Окуджавы, теперь уже, вне всякого сомнения, в России начинается настоящая, взрослая жизнь. Без Бумажных Солдатиков, Милосердных Сестёр и Зеленоглазого Бога. Без жалости, без надежды и без пощады. А простодушная мудрость наша, детская доверчивость и насмешливая любовь умерли 12-го... во французском военном госпитале..."

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Давайте понимать друг друга с полуслова: 10 знаменитых песен Булата Окуджавы

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.