Сергей Пускепалис: «Петр Фоменко научил меня доверять своей интуиции»
Эта картина о том, как в маленький городок из Парижа прилетает фотомодель — бывшая воспитанница местного детского дома, и у некоторых жителей, в частности, мэра города появляется к ней «свой» интерес. Мэра играет Сергей Пускепалис, а его сына — Глеб Пускепалис. Эта первый фильм, где Пускепалисы — партнеры.
В интервью «Вечерней Москве» Сергей Пускепалис рассказал о преемственности поколений, семейных традициях и об особой планете «фоменки», к которой принадлежит он сам, отчасти — его сын (воспитанник ученика Фоменко Сергея Женовача в «РАТИ»).
— Сергей, ваш герой — главный человек в городе, он очень старается принести пользу людям, только его методы — не совсем цивилизованные. Более того, они по-гоголевски провинциальные. И какой-то мэр у вас несчастный — вроде и все у него есть, а глаза грустные?
— В зависимости от обстоятельств человек по-разному себя ведет, но природа человеческая не меняется. Сущность градоначальника одна, и она описана классиками.
— Почувствовали ли вы в своем сыне представителя родственной театральной школы (мастер Глеба Пускепалиса — Сергей Женовач — ученик Петра Фоменко, как и сам Сергей Пускепалис)?
— Сергею Женовачу принадлежит верное и красивое высказывание о мастере Петре Наумовиче и его учениках: "Есть такая планета, где живут «фоменки»". Сергей Васильевич — потрясающий педагог и я, разумеется, бесконечно рад тому, что мой сын — его ученик. Глеб окончил курс под руководством Женовача в 2013 году, и сразу был принят в Студию Театрального Искусства. Сергей Васильевич взял в театр семерых выпускников, и все они активно заняты в постановках. Глеб и его товарищи рьяно держатся за театр, а все остальное, включая съемки в кино, для них – на втором плане. Мне видится, что благодаря мастеру Сергею Женовачу Глеб научился яснее осознавать — что такое «хорошо», а что такое «плохо». Замечу, что с людьми, понимающими и разделяющими хорошее от плохого, легко работать.
— Почему не набираете собственный курс в той же Школе-студии МХАТ? Не исключено, что ваш руководитель Олег Павлович Табаков предлагал подумать о педагогической деятельности?
— Во-первых, за моими плечами — три выпущенных курса. Во-вторых, к преподаванию отношусь очень серьезно. В-третьих, для меня педагогика — самый тяжелый труд. Студенты — такие «кровопийцы», что лично у меня отнимают все душевные и физические силы. С ними надо возиться ежесекундно — иначе никак. Когда я занимаюсь обучением других людей, то замечаю за собой крайности: или безумно люблю учеников, или убить их готов.
— А ваш друг и коллега — Виктор Рыжаков — тоже вот так эмоционально реагирует на своих учеников?
— Убежден в том, что ученикам Виктора Рыжакова очень повезло. Виктор Анатольевич как раз с ними возится круглые сутки. Он старается выпустить не только артистов, но и настоящих людей.
— Сергей, в чем именно гениальность Петра Наумовича Фоменко?
— Петр Наумович — потрясающий, удивительный, уникальный человек. Я его любил, люблю и буду любить. Мы были близкими людьми — друзьями. Гениальность Фоменко, на мой взгляд, в том, что он любил жизнь, своих учеников и все человечество. Петр Наумович верил в каждого сверхмерно. Петр Наумович добился того, что мои профессиональные недостатки, которых было невероятно много, превратились в достоинства. Учитель «убил» во мне бездаря. Ведь я думал, что занимаюсь не своей профессией, и никакой я не режиссер. Фоменко научил меня доверять своей интуиции.
— Петр Фоменко учился у Андрея Гончарова в ГИТИСе, который, как известно, боготворил систему Станиславского до последнего дня своей жизни и рыцарски отстаивал ее от критиканов. На ваш взгляд, система Станиславского не устарела?
— Как она может устареть? Станиславский зафиксировал словами технологию превращения человеческой психики в актерскую игру. Система Станиславского как таблица элементов Дмитрия Менделеева.
— В прошлом интервью "Вечерке" вы поделились своей мечтой: поставить «Синюю птицу» Метерлинка. Напомню, что Станиславский первым поставил «Синюю птицу» на сцене Московского Художественного театра в год выхода пьесы. Почему, зачем, с кем полетит ваша «Синяя птица»?
— Выбираю материл для постановок, руководствуясь исключительно личным желанием. Грубо говоря, нравится — не нравится, хочу — не хочу, люблю — не люблю. Как говорится, «на себя» никогда не ставил и не поставлю. Прежде всего, я ставлю спектакли на артистов и для артистов. Но для этого артист должен меня вдохновлять. По-настоящему, понимаете?! Мы должны гореть друг другом и материалом. Режиссер не должен «обслуживать» артиста. Что касается «Синей птицы», даже не знаю — как можно объяснить мечту? Хочу поставить «Синюю птицу» и точка.
— Возможно, существует роль, которую вы мечтаете сыграть?
— Смело могу сказать, что такой роли не было и нет. Вообще о ролях не мечтаю. Когда снимаюсь в кино, думаю преимущественно о том, чтобы не подвести режиссера и партнеров. То есть руководствуюсь принципом: «Не навреди».
— Сергей, этим летом вы реализовали то, о чем говорили еще два года назад — поставили фильм по пьесе Алексея Слаповского «Клинч» с Алексеем Серебряковым в главной роли. Что говорит ваша интуиция: получилось?
— Большой разницы между театральной и кинорежиссурой не существует. Конечно, есть разница технологий, но все это я успел изучить, когда сам снимался. Перед тем, как взяться за любимую пьесу гениального писателя и моего лучшего друга Алексея Слаповского «Клинч» я изучил на практике как делается кино — от и до. Правда, еще не знаю, что такое «постпродакшн», но у фильма хорошие продюсеры — кинокомпания «Марс-Медиа».