«Палач». Гонка за рейтингом началась
Сюжет:
ТелевидениеБез сомнений, сериал вызовет море обсуждений и споров, но со стороны Первого, конечно, это мощный рывок в борьбе за рейтинги. И пока трудно представить, чем могут ответить «Первому» его конкуренты. Впрочем, год только начался. Констатируем лишь старт – особенно впечатляющий после заунывных до зевоты «голубых огоньков» и прочей надсадной до изжоги «веселухи», которой кормили зрителей первые десять дней нового козьего года.
Преемник «Мосгаза»
После успеха «Мосгаза» за распутывание еще более «мутного» дела берутся старые знакомые – следователь Иван Черкасов в исполнении Андрея Смолякова и криминалист Соня Тимофеева (Марина Александрова). Кроме них, в подобранной со вкусом актерской группе «засвечены» и другие герои «Мосгаза» (Алексей Бардуков), блещут также Юлия Пересильд, Виктория Толстоганова и изумительная Людмила Полякова. Ну а сценарий, как говорится, тут абсолютно «кудринский»: Зою Кудрю любители кино знают как сценариста «Таежного романа», «Адмирала» и, конечно, полюбившейся «Ликвидации».
Премьера сериала и в год 70-летия Победы явно неслучайна. Кроме чисто детективной канвы мы вольно-невольно возвращаемся к страшным страницам войны, ведь идея фильма в том числе – в силе человеческой памяти и неотвратимости наказания за грехи, не имеющих срока давности.
Сразу по окончании первых серий интернет взорвали обсуждения «фанатов». Звучала в них и несколько разочарованная нотка: ну как же так, убийца сразу очевиден! Давайте не будем спешить, у Зои Кудри так не бывает. И даже с учетом исторической канвы действие может вырулить в совершенно невероятную сторону.

Тонька-пулеметчица
Так вот, об исторической канве. В основе сюжета сериала «Палач» действительно лежит реальная история (собственно, как и в «Мосгазе».) Речь идет о женщине, в годы войны работавшей у немцев карателем – палачом. На ее совести – полторы тысячи отправленных на тот свет человек! Немцам было на руку то, что палачом была «наша»…
Для большинства из нас и сама эта история, и имя ее «героини» - Антонина Макарова – были неизвестны вплоть до 2006 года, пока в одном из фильмов серии «Следствие вели…» эту историю не поведал Леонид Каневский.

Действие сериала разворачивается в 1965 году. Это одна из неточностей, обусловленная, думаю, необходимостью создания временной преемственности «Палача» и «Мосгаза», события в котором происходили в 1963-64 годах. На самом деле Антонину Макарову искали дольше – больше 30 лет. И нашли только «под Олимпиаду», в 1978 году. Какова же ее реальная история?
…Честно скажу, читать про Тоньку-пулеметчицу, или Тоньку-москвичку, я начала после фильма Каневского. Сведений о ней до сих пор не слишком много, да и гриф «секретно» с ее дела, насколько известно, не снят и сейчас. (О Тоньке рассказывали также в документальном фильме «Возмездие», ведущим в котором был Сергей Никоненко). Однако сегодня сведений о ее жизни в открытом доступе уже достаточно.
Итак, Антонина Макаровна Макарова, урожденная Панфилова, родилась в 1920 году в Смоленской губернии. Фамилия Макарова появилась у нее случайно: в школе учительница записала ее отчество как фамилию. В 1941 году девушка ушла на фронт санитаркой, попала в плен к немцам, затем бежала оттуда с одним из солдат, которому – по ее словам – стала «походной женой». Вскоре после прекращения этих отношений она вновь оказалась у немцев, а точнее – на территории так называемой Локотской республики. Десятилетия спустя Макарова объяснит, что на самом деле ее согласие работать на немцев было вызвано совершенно банальными вещами: усталостью, желанием отогреться и прийти в себя после скитаний. Так вот «просто» она и стала карателем во вспомогательной полиции. Ей дали место на конезаводе и выдали пулемет «Максим». О нем она мечтала еще до войны, вдохновленная образом Анки-пулеметчицы.
Перед первым расстрелом ее напоили. После следующих она напивалась сама, но, как написано в следственных документах, стыда или боли после убийств не испытывала: «Я не знала тех, кого расстреливаю. Они меня не знали. Поэтому стыдно мне перед ними не было. Бывало, выстрелишь, подойдешь ближе, а кое-кто еще дергается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился. После казней я чистила пулемет в караульном помещении или во дворе. Патронов было в достатке...»

На расстрел к Макаровой отправляли группы около трех десятков человек. Каждая экзекуция стоила около 30 рейхсмарок. Плюс ко всему, она могла брать себе одежду убитых, что с удовольствием и делала. Перед расстрелом она, по свидетельствам выживших, приходила к местной тюрьме и рассматривала заключенных «будто присматривая одежду».
Отправка в тыловой немецкий госпиталь для лечения от венерических болезней спас пулеметчицу: Локоть захватили советские войска. В результате долгих приключений Макарова оказалась в Польше, и немцы отправили ее в концлагерь в Кенигсберге. В 1945 году Макарова выдала себя за медсестру, украв военный билет. И устроилась на работу «по профилю» - медсестрой, в наш передвижной госпиталь. Вскоре она встретила там белоруса Виктора Гинзбурга, они расписались, Макарова сменила фамилию. Молодые поселились в белорусском городке Лепеле и родили двух дочерей. Став контролером качества на местной швейной фабрике, Антонина пользовалась всеми ветеранскими льготами, они с мужем считались уважаемыми фронтовиками, а ее фото часто оказывалось на Доске Почета. О ее настоящей истории никто ничего не знал.
Операция «Поиск»
Между тем, КГБ искал карательнице с момента захвата местечка Локоть. Но что могли знать о ней местные жители? Ничего. Они знали ее как Тоньку-пулеметчицу, и не более. Только в 1976 году в Брянске один человек случайно узнал прятавшегося от возмездия бывшего начальница Локотской тюрьмы. Арестованный не стал отпираться и рассказал о своей «работе», упомянув и Макарову. И хотя он перепутал ее отчество, а также ошибочно назвал женщину москвичкой, поиски продолжались. Но настоящая зацепка появилась у КГБ только после того, как ее имя мелькнуло в анкете для выезда за границу – Макарову упомянул среди родственников ее брат, живший в Тюмени…

Так, спустя три десятка лет, следователи вышли на город Лепеле. И два свидетеля опознали карательницу. Впрочем, она не отпиралась, и даже находясь под следствием была уверена, что ей с учетом возраста и давностью происшедшего дадут максимум три года.
О семье она не вспоминала. Когда Виктор Гинзбург, добивавшийся ее освобождения, узнал правду, он с дочерями покинул Лепеле; дальнейшая судьба их неизвестна.
Высшую меру наказания Макаровой присудили 20 ноября 1978 года. Она выслушала приговор спокойно, но неустанно подавала прошения о помиловании, в том числе в ЦК КПСС. Все они были отклонены. А приговор привели в исполнение 11 августа 1979 года.
Зацеп за живое
… Вот такую «героиню» и разыскивают в сериале «Палач». Нетривиальная история цепляет за живое и леденит кровь… И на этом фоне мелкие неточности ленты не раздражают, хотя, конечно, журналистская братия не даст соврать – в ту пору репортеры свои материалы визировали, «проколы» жестко наказывались, а панибратские разговоры с начальством были скорее искючением из правил, чем правилом.

«Мосгаз» снимали в Тутаеве, Ярославле и Москве; «Палача» - под Рязанью, в октябре 2013 года, на территории Старожиловского конезавода. Рязанцы в массовке играли немецких военных и пленных советских солдат.
Удастся ли создателям фильма продержать зрителей у экрана в таком же напряжении, как и в первый вечер, покажет время. Пока – удается. У любителей киночтива одна лишь тоска: нет бы показать кино в «каникулы», когда можно смотреть его без оглядки на время, так нет же – на зимние каникулы у нас кроме скуки ничего запланировано не было…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Зоя Кудря, сценарист сериала «Палач»
- Сериал «Палач», основанный на истории Антонины Макаровой, является своего рода вольным продолжением «Мосгаза» с использованием тех же персонажей. Мне показалась интересной эта история военного преступления. Но там была одна большая «засада» - наши спецслужбы искали Макарову аж 20 лет. Я сразу оговорилась, что не стану писать 10 серий фильма о том, как наши разведчики бегают по стране 20 лет и не могут найти серийную убийцу. И лишь спустя 20 лет им это удается сделать. Хотя, надо отдать должное Никите Хрущеву, который дал на поимку серийного убийцы две недели. Ровно через две недели убийца предстал пред правосудием. В «Палаче» я лишь взяла за основу историю Тоньки-пулеметчицы, этой сволочи, которая хладнокровно расстреляла полторы тысяч человек, среди которых было много женщин и детей. И все. Дальше я начала все придумывать (далее).