Стартовала выставка к 100-летию Василия Нечитайло
Больше пятидесяти картин Василия Кирилловича находятся в Третьяковской галерее, часть других размещены в музеях Америки. В городе Сальске построен двухэтажный художественный дом им. Нечитайло.
Под картиной «Сережа с кошкой» сидит пожилая женщина, она опирается на трость, медленно проводит взглядом по светлому залу – это супруга живописца, Мария Савченкова.
В помещении становится людно. Вокруг сцены образуется кружок. На помост поднимается семья Нечитайло и самые близкие друзья художника. У микрофона Виктор Александрович Глохов, председатель правления Московского союза художников. Он зачитывает благодарственные письма, поздравляет с праздником:
— Это настоящее искусство, — говорит, показывая на картины, руководитель союза. — Нынешнее поколение должно вздрогнуть — это великая живопись, потерять которую просто невозможно.
После него произносят речь художники и представители разных творческих династий. А здесь их много: Пластовы, Горские, Селивановы. Говорят, что Нечитайло уникально соединял в своих работах простоту, лаконичность и сложный жанр человеческих судеб, что за его картинами не однообразная натура, а целая духовность.
Следом в галерее становятся слышны песни кубанского хора. Небольшая группа хористов в национальных костюмах исполнила песни о свободе и степи.
В общей суматохе среди гостей с бокалами, осматривающих работы художника, появляется Дмитрий Васильевич Нечитайло, старший сын живописца. Он с большим энтузиазмом и необычайной энергией, которой бы позавидовали даже студенты, рассказывает о картинах, перебивает сам себя в воспоминаниях, мельком показывает значок художника у себя под пиджаком.
— Папа вдохновлялся кубанским солнцем, — говорит потомок художника, — Он был готов проводить на родине очень много времени. Хочу вам показать одну картину, она семейная. На ней изображен канал в Оренбургской степи. В центре картины мой дедушка, Кирилл Никитич, он черпает воду кепкой, а глава администрации ему помогает. Здесь мама рядом стоит, на руках держит брата Сережу. А вот Митя — я, на берегу сижу.
Атмосфера семейная. Нет ни чопорности, ни замкнутости. Все наперебой здороваются и обнимаются друг с другом. Сергей Васильевич Нечитайло, младший сын, рассказывает историю о картине «Сережа с кошкой». Оказывается, когда отец отошел от полотна, сын взял в руки кисть и стал дорисовывать глаза.
— Отец, конечно, потом все переделал, потому что я все испортил, — смеется Сергей, — Но в итоге картина все равно вышла светлая. Она не дописана, но уж лучше так.
— Папе поставили памятник, — перебивает брата Дмитрий и уточняет, что монумент установлен там, где родился отец. — Папа мне очень помогал, он в меня поверил как в живописца, покупал мне краски, карандаши. Хотя я долгое время был керамистом, делал керамику, поэтому с братом конкуренции у нас не было. Митя всегда активный был, он много путешествовал, пейзажи рисовал.
Гости фотографируют картины с кубанскими пейзажами, крестьянками, солдатами. На семейном торжестве присутствует и внучка великого мастера, ведущая актриса театра на Таганке, член союза писателей и кинематографистов Полина Нечитайло.
— Посмотрите на портреты, посмотрите на пейзажи, — предлагает девушка, — Это метафизика, а не просто советская живопись. Он художник мирового значения. В музеях всего мира есть его картины, не говоря уже о том, что каждый школьник в Советском Союзе держал букварь, на котором на первой странице была картина с Лениным – это картина дедушки. От дедушки всей нашей семье передалась творческая жилка.
Гости продолжают вести разговор о творчестве, о прошлом и будущем, о том, что настоящее искусство не имеет срока годности. Последние желание Василия Кирилловича Нечитайло, как сообщила его супруга, заключалось в том, чтобы в России были лишь бесплатные выставки, и люди могли свободно любоваться произведениями искусства.