Назначение Никиты Михалкова худруком Театра киноактера вызвало споры
Гром грянул неожиданно: перед показом в Театре Маяковского спектакля «Метаморфозы», поставленного, кстати, выпускниками Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский сообщил о новой должности Михалкова
-Я хотел бы сообщить, что с сегодняшнего дня Никита Сергеевич Михалков ко всем своим многочисленным возможностям - творческим, общественным - добавил еще одну профессиональную ипостась. Приказом Департамента он назначен художественным руководителем Театра киноактера", - сказал Кибовский. И – началось. Мнения театрального сообщества разделились немедленно и непримиримо.
ЗА
Нас ждет интересный проект
Григорий Заславский, театральный критик, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС):
- Для Театра киноактера, который пытается сохранить свое название и, более того, ему соответствовать, назначение Михалкова – очень хорошее решение! Чтобы понять это, стоит хотя бы обратить внимание на удачный опыт работы Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Трудно не заметить, что в Академии сейчас выходит несколько очень удачных дипломных спектаклей, которые ставят, кстати говоря, замечательные режиссеры, преподающие в ГИТИСе – Александр Коручеков, Игорь Яцко, да, и сам Никита Сергеевич, который не раз говорил о своем интересе к подмосткам.
В общем, мое мнение таково: Театр киноактера с Михалковым в качестве худрука может стать очень интересным проектом. А причиной критики, уже раздающейся со всем сторон, является лишь патологическая идиосинкразия некоторых людей к самому словосочетанию имени и фамилии Никиты Сергеевича, которое заставляет их с пылом и жаром говорить о том, что Театр киноактера кончился. Причем, никто из критиков не вспоминает о том, что его здание уже долгое время существует лишь как прокатная площадка…
Что же касается обвинений, мол, решение о назначении было принято без предшествующих общественных обсуждений, то… Послушайте! На протяжении очень многих лет Сергей Капков – этот свет в окне у нашей либеральной интеллигенции – свои решения принимал так же, ни с кем не советуясь. Вспомните, например, как худруком Театра имени Гоголя стал Кирилл Серебрянников, с кем обсуждалось переформатирование этой сцены. И что же? Сегодня мы имеем интересный, стратегически развивающийся театр – «Гоголь-центр». Так что кулуарность решений не всегда означает их ошибочность.
ПРОТИВ
Персона вместо программы
Елена Ковальская, театральный критик, педагог Российской академии театрального искусства, арт-директор Центра имени Вс. Мейерхольда:
- Государственный театр - это общественный ресурс. Ресурс - это площадка, сотрудники и субсидия на покрытие зарплат и коммунальных платежей. У театра должна быть общественная миссия и вытекающая из нее художественная программа. Процедура назначения руководителей театров должна быть прозрачной, основанной на конкурсах программ и справедливой. Справедливой в отношении всех участвующих в театральном процессе профессионалов. У руля театров должна происходить смена поколений. У нас же самые современные и работоспособные художники и менеджеры - тридцати-, сорока- и даже пятидесятилетние исключены из управления общественным ресурсом. Средний возраст руководителя московского театра - глубоко за шестьдесят. Михалкову и вовсе за семьдесят. Человеку с его возрастом и взглядами на искусство пора на заслуженный отдых. О его театральной программе можно только догадываться. Если она и существует, нам не посчитали нужным о ней сообщить. Вместо программы нам предъявляют персону. А потому я бы назвала такое назначение антиобщественным.