Спектакль для избранных
В интернет-поисковике зритель набирает названия любимой театральной сцены, спектакля и заветное «купить билеты». Первой ссылкой система выдает сайт с названием театра в адресной строке. А дальше... Большинство театралов, увы, понимают, что встречу с прекрасным придется отложить. Потому что если она состоится в этот раз, то до следующей человек может уже недотянуть. Итак, билет на премьеры «Иванов» и «Аудиенция» в Театре Наций обойдутся в 26 600–49 000 рублей, «№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова — в 19 500 рублей, «Юнона и Авось» в «Ленкоме» — в 22 500, «Сон в летнюю ночь» в Мастерской Петра Фоменко — в 15 000 рублей...
— На самом деле эти сайты-продавцы не имеют никакого отношения к официальным сайтам театра, — рассказывает «Вечерке» завсегдатай московских театров со стажем Елена Будницкая. — Они сами об этом пишут, но скромненько так, мелким шрифтом. Конечно, это безумные цены! Но надо понимать, что это перекупщики, я, например, у них никогда не покупаю. Однако проблема в том, что и сами театры цены выставляют тоже не божеские — 15 000–20 000. Ну скажите, многие работающие люди могут позволить себе билет по такой цене? Про пенсионеров я вообще молчу...
Действительно, в дни премьеры билет на тот же «№ 13D», помнится, стоил 13 000 рублей. Месяц назад рекорд побила «Аудиенция» — официальная цена составила 20 000 рублей.
Руководство большинства московских театров винит перекупщиков с сайтов, торгующих билетами. Это они в первый день продаж выкупают билеты блоками, чтобы затем продать их втридорога. Вот и приходится театрам поднимать стоимость на билеты, чтобы между официальными ценами и ценами, выставляемыми продавцами-спекулянтами, была минимальная разница. Ведь в этом случае и выгода для спекулянтов будет не слишком большая.
— Я считаю неприличным делать очень дорогие билеты, — объясняет директор Театра им. Евг. Вахтангова Кирилл Крок. — Таким образом мы отсекаем огромный пласт публики, театр становится многим не по карману. Но есть и другие проблемы — спекулянты. Администрация театра, завышая свои цены или выравнивая их с ценами спекулянтов, пытается так с ними бороться.
Если учесть обилие театральных сайтов-двойников, эффективность такой борьбы минимальна: цены ползут вверх.
Как рассказал газете Кирилл Крок, московское театральное сообщество инициировало несколько поправок в федеральное законодательство:
— Согласно им, за перепродажу билетов будет грозить административная ответственность. Коснется она прежде всего тех, кто в день открытия продаж массово скупает самые хорошие места и перепродает их. Это называется нелегальное предпринимательство. Перекупщики не платят налоги. Мы предложили, чтобы их сайты блокировались в досудебном порядке.
Месяц назад вице-премьер Ольга Голодец поддержала эту инициативу. Даст ли это результат, даже если законопроект будет утвержден? Сомнительно, потому что:
— По действующему законодательству каждый театр самостоятельно устанавливает цены на билет, — поясняет директор Театра Наций Мария Ревякина. — В зависимости от спроса на спектакль, от занятых в нем актеров, от времени года, от дня недели. У нас нет актеров в штате театра, поэтому мы обязаны рассчитаться с ними с продаж билетов.
Высокая стоимость билетов в Театр Наций уже стала притчей во языцех.
— Почему в театре заоблачные цены на билет, особенно на спектакль «Иванов»? — недоумевает, оставляя отзыв на одном из специализированных сайтов москвичка Людмила. — «Смертным» туда вход запрещен, что ли? На каком основании выставлен ценник на билеты?
Театр Наций — единственный из московских театров, у которого нет своей труппы. В ценообразовании имеет значение все, и прежде всего — запрашиваемый гонорар артистов. Но какое актриса Инна Чурикова и режиссер Глеб Панфилов могли запросить вознаграждение, чтобы цена билета на премьеру «Аудиенции» составила 20 000 рублей? Мы об этом не узнаем — коммерческая тайна. Хотя высокая стоимость билета еще не гарантирует качества постановки. Ведь все гениальное просто и, как следствие, доступно. Поэтому, как поется в песне: думайте сами, решайте сами. Смотреть или не смотреть.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Москвина, театральный критик:
- Тема завышенных цен на билеты – чисто московская. Даже можно сказать, это тема одного-двух театров столицы. В принципе, московские сценические ценности довольно доступны. Всего за полторы-две тысячи рублей можно стать зрителем «Мастерской Петра Фоменко» или «Студии театрального искусства» Сергея Женовача, увидеть мрачно-изысканные постановки Камы Гинкаса в ТЮЗе или великолепную плеяду артистов Малого театра. За две-три тысячи желающих ждут такие оригинальные блюда, как Рената Литвинова в «Свидетеле обвинения» (МХТ им. А.П. Чехова) или антрепризный моноспектакль Михаила Ефремова. Четыре-пять тысяч – и вы видите самого Олега Меньшикова в «1900» или «Оркестре мечты» на сцене театра им. М.Н. Ермоловой, где, кроме Меньшикова, фигурирует еще целый духовой оркестр и так далее...
Но есть у нас загадочный Театр Неизвестных Наций, где потенциальным покупателям «делают большие глаза». Сколько стоит билет? – ... – ООО!!! Премьерные цены в Театре Наций ни с чем не сообразны, невероятны, неуместны и неприличны. Сочетание цены и качества – воплощенный парадокс. Кому может понадобится опус Тимофея «Тангейзера» (режиссер Тимфей Кулябин - прим. «ВМ»), то есть якобы «Иванов» якобы по Чехову, за 15-20 тысяч? В больницах известного профиля, что пациентов выпустили да еще суточные выдали на год вперед? Это при таком-то цветущем столичном изобилии? На представляю себе, кто сидит в зале и зачем... Все это, видимо, плачевное следствие ураганного пиара, который сделали Тимофею «Тангейзеру» «критики», оказывающие своего рода эскорт-услуги. Директор театра Мария Ревякина (она же – директор театрального фестиваля «Золотая маска»), наверное, решила, что посмотреть воочию, правда ли Тимофей Тангейзер полное трам-там-там или не полное, должно стоить пытливым умам очень больших денег. Не думает же она, в самом деле, что Евгений Миронов в пять раз круче Татьяны Дорониной, Александра Калягина, Марины Нееловой, Сергея Безрукова, Константина Хабенского, Александра Ширвиндта, Михаила Пореченкова и других бесспорных величин, вполне доступных зрителю среднего достатка?
Советую заинтересованным лицам: все сообща поищите то место, где у Ревякиной совесть. Успехов, друзья!
ЦЕННИК
Спектакли 28 апреля 2017 года (официальные цены на билеты в рублях)
«ЛЕНКОМ»
■ «Юнона и Авось»: партер 3000–5000; амфитеатр 2400–2700; бельэтаж 300–2300.
ТЕАТР ИМ. ВАХТАНГОВА
■ «Гроза»: партер 2300–2800; амфитеатр 800–1800; бельэтаж 650.
ТЕАТР ИМ. МОССОВЕТА
■ «Не все коту м асленица»: партер 2000; амфитеатр 1000–2000; бельэтаж 1000.
МХТ ИМ. А. П. ЧЕХОВА
■ «Крейцерова соната»: партер 600–2500; амфитеатр 500–1200; бельэтаж 600–1500.
ТЕАТР НАЦИЙ
■ «Аудиенция»: партер 11 000–15 000; амфитеатр 7000–11 000; бельэтаж 3000–6000.