Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Четыре гардении вокруг стола с мукой

Развлечения
Современная пьеса «Гардения»- это рассказ о женских судьбах четырех поколений
Современная пьеса «Гардения»- это рассказ о женских судьбах четырех поколений / Фото: Виктория Лебедева
В субботу, 6 мая, в Театре имени Пушкина состоялась премьера спектакля «Гардения» в постановке молодого режиссера Семена Серзина.

«Гардения» - современная пьеса польского драматурга, актрисы Эльжбеты Хованец прогремела на всю Европу, включая Россию. Пьеса с цветочным названием – далеко не сладкая, не радужная, не подарочная. Да и этот цветок, похожий на жасмин, упоминается однажды, за пять минут до финала. По польской или славянской традиции гардения – символ семейного счастья для молодых женщин. Но этого цветка как предмета на сцене нет. Из растительного происхождения только мука, целый стол муки и опять-таки в финале. Мука, из которой четыре родственницы: дочь, мама, бабушка и прабабушка (к тому моменту призрак) лепят пельмени, или пироги – символ муки с ударением на первом слоге. Все четыре женщины очень долго мучились в своей жизни, чтобы у младшей – женщины номер 4 (Наталья Рева-Рядинская) появился шанс стать счастливой. Она – амбициозная, самостоятельная, деловая девушка, у которой все страшное – позади.

А страшное – ее мать-алкоголичка, под номером Женщина номер 3 (Эльмира Мирэль). Отец у женщины номер 4 где-то есть или был…В этой пьесе мужчины как фантомы – вроде и есть (без них дети не рождаются), но по сути их нет. Это при том, что феминизм в Польше не очень развит. Да, и героини спектакля - не феминистки. Каждая из них хочет любви, замужества, детей, счастья. Только вот не повезло им с самого рождения – бедные, брошенные, отданные на воспитание в чужие руки.

Женщине номер 1 (Александра Урсуляк) в девичестве выпал счастливый жребий. Ее удочерили в достаточно взрослом возрасте богатые, образованные люди. Даже приличное приданое дали. И жених нашелся – благородный офицер. Они поженились. Но Вторая Мировая война уничтожила их любовь и из девушки-цветка – благоухающей гардении, превратила ее в проститутку – забаву для фашистов. Героиня Александры Урсуляк родит дочь, скорее всего, от немца…Но когда поедет с девочкой – будущей Женщиной номер 2 (Анастасия Лебедева) в другой город – Гданьск, к своему мужу, тому офицеру, и застанет его с другой женщиной… Она не будет устраивать сцен и что-то доказывать, а достанет из сумки бутылку водки и на глазах мужа, его женщины и своей дочери выпьет ее до дна.

Ее дочь, которая воспитывалась в интернате, так никогда не увидит море. Она вернутся в старинный Краков, и будут жить отдельно. Мать продолжит пьянствовать, а дочь выучится на портниху и выйдет замуж. Свой брак непьющая Женщина номер 2 с трезвым умом так: «На каждую уродину найдется свой урод». Ее муж – не появляется. Судя по сюжету, он – «тряпка». Семья держится на хрупких плечах Женщины номер 2. Впрочем, ее трудно назвать Женщиной – она колючая (между прочим, ствол гардении с колючками), жесткая и вечно занятая. Она зарабатывает деньги и… точка. А в это время ее дочь – Женщина номер 3, чтобы не чувствовать себя такой одинокой и никому ненужной, дает деньги одному парню, чтобы он «сделал» ей ребенка. Так родилась Женщина номер 4. Хорошая женщина, правильная, перспективная. Только она не хочет выходить замуж. Ждет ребенка, а замуж не хочет. У нее все есть – квартира, машина, работа, и мужчина есть. Только она не хочет никаких уз. Мать, бабушка и покойная прабабушка (связь между ними не обрывается) ее убеждают, что необходим законный брак. Убеждают, мешая муку на столе. Но Женщина номер 4 не нуждается в советах. Она поняла главное: «Надо прощать», и с этим главным ей ничего не страшно. Женщина номер 4 стала мудрой еще и потому, что мудрой стала ее страна – Польша. Она выбрала свой путь – европейский, и уверенно идет по нему. Антисоветская тема немножко присутствует в «Гардении». Так, Женщина номер 3 стала калекой из-за советской вакцины. Режиссер в целях политкорректности мог бы убрать эту деталь из спектакля, но тогда нужно было бы менять водку на лимонад, воротник из лисы – единственный свидетель былого счастья и достатка у Женщины номер 1 на воротник из собаки. Кстати, Женщину номер 1 посмертно сделали героиней подполья во время Второй Мировой войны, опустив из виду, что конец войны она встретила в публичной доме с фашистами. Что ж, так сложилась жизнь. Судьба – злодейка. Все, что происходит с героинями, так знакомо российским зрительницам, что Польша воспринимается как родная страна, в которой, к сожалению, много неблагополучных семей, сирот и одиноких стариков. Да, и такой же дефицит мужчин. Война подорвала генофонд как небольшой Польши, так и СССР. Поэтому – бабье царство «гардений». К сожалению, царство полупьяное и покалеченное. Зато финал счастливый. Его смысл в строках советской песни: «Если долго мучиться, что-нибудь получится». Пока неизвестно, кто родится и все ли сложится у нашей современницы – Женщины номер 4. Но поскольку она сама повторяет: «Все хорошо», значит, «Все хорошо».

Спектакль, правда, хороший. Во-первых, пьеса – со смыслом. Во-вторых, режиссер – молодец. В-третьих, актрисы играют отлично. Между прочим, перед началом спектакля каждая из них рассказывает случай конфликта со своей мамой. Только Женщина номер 3 – Эльмира Мирэль отказалась говорить о камне преткновения с мамой. У нее был конфликт с папой. Но папы в этой женской истории – где-то далеко.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени Пушкина:

— В течение всего сезона в Московском драматическом театре имени Пушкина проходит режиссерская лаборатория для возможности реализации театральных проектов малой формы на сцене филиала театра. Первый эскиз, который получит свое продолжение как полноценный спектакль на сцене филиала — это работа Семена Серзина «Гардении».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.