«Карп отмороженный» покорил сердца зрителей
Главным украшением картины, снятой по повести Андрея Таратухина, являются работы Алисы Фрейндлих, Марины Нееловой и примкнувшего к ним Евгения Миронова.
Историю создания трагикомедии про преуспевающего бизнесмена, который пытается изменить жизнь и вернуться из мира жесткого бизнеса в счастливую пору беззаботного детства, рассказал зрителям режиссер Владимир Котт.
— Владимир, насколько быстро вам удалось уговорить замечательных актрис Неелову и Фрейндлих на съемки в таких неожиданных для них ролях и как проходило взаимодействие с ними на съемочной площадке?
— Мы послали сценарий Марине Мстиславовне Нееловой, и она согласилась сразу же, чем безмерно нас напугала. Мы не очень понимали, осознает ли она вообще, куда ввязывается? Понимает ли, что ей надо будет совершить актерский подвиг, превратиться в старуху и уйти от того легкого воздушного образа, к которому привык наш зритель. Однако ее согласие нас очень вдохновило.
С Алисой Бруновной дело обстояло иначе. Она попросила встречи, мы вместе с оператором Михаилом Аграновичем, который снимал ее в «Ревизоре» двадцать один год назад, поехали к актрисе домой. Первое, что она сделала, когда вошли — предложила покурить. Мы стояли, разговаривали, и я понимал, что она меня прощупывала, насколько я как режиссер адекватен. Уже через полчаса мы нашли общий язык — и образ, поняв, что надо идти не в сторону интеллигентной Алисы Бруновны из «Служебного романа», а в сторону простой деревенской бабки. Она тут же предложила и попробовала говор. И все завертелось. За пару дней до этого у Аграновича был юбилей. Фрейндлих, узнав об этом, подарила оператору бутылку настоящей чачи.
И как только встреча закончилась, причем столь успешно, мы распили эту чачу прямо в подъезде из горлышка. Замечательный кадр: в подъезде великой Фрейндлих пили чачу три кинематографиста разных возрастов — семидесятилетний Михаил Агранович, который снимал еще «Покаяние», «Крейцерову сонату» и «Маленькие трагедии», я — человек среднего возраста и наш молодой продюсер Никита Владимиров. Как дураки. На радостях. За успех будущего фильма. Вообще это счастье — работать со столь талантливыми актрисами.
— А где вы нашли такую фактурную первозданную деревеньку?
— К северо-востоку от Петербурга, на берегу Ладожского озера. Абсолютно заброшенный поселок с симпатичным названием Сясьстрой. Там до сих пор существуют бараки, люди в них живут, делают себе евроремонты, вставляют стеклопакеты, но при этом производства никакого нет, и Сясьстрой доживает свой век. Время там будто замерло, это город «Зеро».
— Скажите, а почему именно «Карп», а не, скажем, плотва или сельдь?
— Когда я снимал фильм, то был абсолютно уверен, что карп — рыба случайная. Но уже после завершения работы наш сценарист писатель Андрей Таратухин сообщил, что карп — рыба, которая плывет против течения. А у нас действительно есть момент, где герой Евгения Миронова «плывет против течения» обстоятельств. Я даже попенял в шутку Андрею, что ему следовало сообщить мне об этом обстоятельстве заранее, потому что фильм мог бы быть совершенно другим.
— Картина заканчивается кадрами из картины Ильи Авербаха «Монолог», где играет молодая Марина Неелова, в нем звучит музыка из «Ошибки резидента». Какие еще аллюзии вы добавили к тому, что было заложено сценаристом?
— Когда мне в руки попал сценарий, я увидел, что там очень много как бы образов, взятых как бы из других фильмов. Но для меня это было неважно, потому что в этих как бы других фильмах нет таких актеров, как у нас. Мы намеренно не пошли по пути сложного киноязыка, киноманских изысков или высокой художественности. Нашей целью было рассказать простую, внятную, человеческую историю. И для меня удивительно, что фильм отобрали на ММКФ, больше ориентированный на мощные авторские высказывания и сложносочиненность кинопроизведений.
Отмечу, что фильм состоялся без поддержки Фонда кино, хотя мы подавали заявку трижды. Отсутствие господдержки мобилизовало: приходилось все время придумывать, как выразительнее это снять. И артисты, которым это нравилось, снимались за поистине студенческие гонорары. Этот фильм очень добрый, и для меня это важно.
КСТАТИ
Фильм «Про любовь» режиссера Анны Меликян удостоен главного приза мэра Москвы Сергея Собянина «За создание образа Москвы в киноискусстве». Победитель вместе с призом получила 50 миллионов рублей. Второе место занял фильм «14+» Андрея Зайцева (награда — 30 миллионов рублей), третье место (и 20 миллионов) завоевала дилогия Романа Прыгунова «Духless».
Приз ММКФ «За создание образа Москвы в киноискусстве » Сергей Собянин учредил в прошлом году , чтобы привлечь внимание кинематографистов к городу. В мае на «Активном гражданине» прошло голосование, где респонденты выбирали лучший фильм о Москве. Номинантами стали 9 фильмов, снятых за последние 5 лет: «Про любовь», «Духless» и «Духless-2», «Хороший мальчик», «Хардкор», «Коллектор», «14+», «Ближе, чем кажется», «Тряпичный союз».
ГЛАВНЫЕ ПРИЗЫ 39-ГО ММКФ
■ Главный приз «Золотой Георгий» — «Хохлатый ибис», режиссер Цяо Лян Китай
■ Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» — «Мешок без дна», режиссер Рустам Хамдамов Россия
■ «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу — «Желтая жара», режиссер Фикрет Рейхан Турция
■ «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль — Сон Хенчу («Обычный человек») Республика Корея
■ «Серебряный Георгий» за лучшую женскую роль — Верена Альтенбергер («Лучший из миров») Германия/Австрия
■ «Серебряный Георгий» за лучший документальный фильм — «Опера», режиссер Жан-Стефан Брон Франция/Швейцария