Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

С чего началась фотография...

Развлечения
Фотоателье XIX века
Фотоателье XIX века / Репродукции из русского журнала «Фотограф» 1864 года
Фото сейчас можно сделать где угодно, как угодно и чем угодно - даже в детские игрушки теперь встраивают фотокамеры. А начиналось все когда-то с фотоателье...

В 1839 году в Париже и Лондоне изобретатели Луи-Жак Дагер и Вильям Талбот независимо друг от друга предложили способ получения изображения без помощи красок или карандашей. Это было начало эры коммерческой фотографии. Более удачным оказался способ Дагера, гордо названный им своим именем, — дагеротипия. Изображения изготавливались на посеребренной медной пластине, существовали в единственном экземпляре и стоили довольно дорого.

7 января 1839 года в Париже была открыта продажа всего, что необходимо для дагеротипии — камеры, штатива, объектива, химикатов и всевозможных приспособлений для обработки отснятых пластин.

В Москве об изобретении узнали почти сразу, и первая дагеротипная мастерская — первое фотоателье — открылась через полгода, 5 июля 1839 года, на Кузнецком Мосту, в магазине Карла Андреевича Беккерса.

Цена оборудования была заоблачной — 550 рублей ассигнациями (только за аппарат), не считая таможенных и транспортных расходов.

Сам владелец магазина стал увлеченным дагеротипистом. Не чуждый художественных талантов, он держал магазин рисовальных принадлежностей.

Здание не сохранилось — на его месте теперь стоит дом № 16.

Первые дагеротипы с видами Москвы предприимчивый Карл Андреевич выставил в витрине своего магазина осенью — с предложением заказывать ему съемку улиц и зданий Москвы по 50 рублей за каждый вид.

Беккерс был первым, кто открыл фотоателье, но не единственным. За ним последовали другие — до появления моментальной уличной фотографии это дело было сверхприбыльным, хотя и затратным. Дагеротипные ателье всегда располагались на последнем этаже зданий и имели застекленные крыши — снимать можно было только при солнечном свете.

Иногда фотографы использовали систему зеркал — пускали солнечных зайчиков моделям прямо в лицо.

Неизвестно, когда и кто из студийных фотографов, снимая крышку с объектива, сказал: «Внимание, сейчас вылетит птичка!» Но всем это всегда страшно нравилось и даже нашло отражение в многочисленных песнях. Помните, например, у Окуджавы: Все счеты кончены, и кончены все споры, Тверская улица течет, куда не знает, Какие женщины на нас кидают взоры И улыбаются, и птичка вылетает.

И улыбаются, и птичка вылетает...

Первый дагеротип, созданный в 1837 году Луи-Жаком Дагером Первый дагеротип, созданный в 1837 году Луи-Жаком Дагером / Репродукции из русского журнала «Фотограф» 1864 года

А дагеротипия довольно быстро уступила место более простым фотопроцессам, но сами ателье жили припеваючи еще примерно лет сто пятьдесят! Как вспоминает фотограф Ильяс Ахметшин, работавший в фотоателье в конце 80-х годов прошлого века, от старинных они мало отличались: — Основной камерой в советских фотоателье была здоровенная деревянная ФКП (фотокамера павильонная). Весом килограммов под тридцать, на массивном штативе на колесиках, она была крайне неповоротлива и по своему устройству не отличалась от фотокамер XIX века. Затвор на жаргоне фотографов получил название «трактор» — сделанный из дешевых материалов, при срабатывании его пружинный механизм ужасно тарахтел, а набор выдержек был совсем скудный — В, Т, 1/15 и 1/30 секунды.

Фотографировали только при лампах накаливания — регулятора мощности не было, и лампы приходилось подносить то ближе, то дальше. Благо их имелось в избытке. Из-за сложности в определении экспозиции схему света меняли редко, а основной продукцией были фотографии на документы.

Если же заказывали художественную съемку, то к ней готовились долго, а съемка в движении была почти полностью исключена — из-за технических ограничений.

Фотограф сам взвешивал порошки на аптекарских весах и смешивал их в хозяйственной посуде. И почти каждый имел свой секретный рецепт проявителя для получения лучших результатов. Поскольку снимали на форматную пленку размером 13x18 или даже 18x24 см, то деталировка изображения была очень хорошей. Если фотограф соблюдал всю технологию, особенно время промывки, фото, сделанные в таких ателье, будут хранится еще очень долго...

Фотоателье зачахли к концу XX века с появлением дешевых пластиковых камер, так называемых мыльниц, не требовавших от фотографа вообще никаких навыков.

Отщелкал пленку, отнес ее в фотолабораторию, и в тот же день получил пачку цветных фотографий. Но век умных автоматических фотолабов оказался недолгим — наступила эра цифровой фотографии и карточки печатать стали куда реже: их разглядывают на экранах смартфонов, планшетов или компьютеров...

А фотоателье теперь представляют собой крошечную комнатку где-нибудь под лестницей — с маленьким фотоаппаратом на треноге и самым обычным офисным принтером. Срочное фото на документы — вот отныне их удел.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Шипова, сотрудник Государственного литературного музея, автор книги «Московские фотографы 1839–1930»:

- Самые качественные из сохранившихся дагеротипов сделаны в ателье Генри Венингера. У Венингера были четыре мастерские — одна на Кузнецком Мосту, 12, другие — в разных концах Москвы.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.