Главное
Истории
Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

«Что наша жизнь?.. Туман»

Развлечения
Дон Мигель – Вячеслав Бутенко, Аугусто – Владимир Прокошин
Дон Мигель – Вячеслав Бутенко, Аугусто – Владимир Прокошин / Фото: Елена Лапина/пресс-служба театра Моссовета
Театр Моссовета ознаменовал начало Нового года премьерой необычного спектакля, который его автор режиссер Илья Носоченко (по совместительству он еще и инсценировщик, и художник-оформитель) назвал «опытом по психологии в пространстве романа Мигеля де Унамуно». Речь идет о знаменитом романе писателя-философа «Туман».

Туман – главная метафора романа Унамуно, символизирующая невозможность познания мира, – стала и главной метафорой спектакля Носоченко, который во главу угла поставил любовь.

Из множества тем, сюжетных ходов, причудливых фантазий и невероятных снов, которыми щедро расшита канва романа «Туман», режиссер выбрал для своего спектакля одну, далеко не главную, но занимательную, – тему брака и попытался исследовать ее через любовь, а может, наоборот: исследовать любовь через брак. По части парадоксов, сюжетных ходов и композиционных построений Унамуно нет равных. Даже жанр романа «Туман» он, желая установить собственные правила, определил диковинными словами «руман» и «нивола».

Так или иначе, но режиссер решился на необычный эксперимент. С помощью профессора Дона Мигеля (Вячеслав Бутенко), который исполняет в спектакле еще и обязанности озорника Купидона, поражающего жертвы пулями с «эликсиром правды», Носоченко поставил его по всем правилам театрально-психологического действа. Экспериментировать на людях он не решился, это запрещено, как известно, в любой цивилизованной стране, поэтому опыт был поставлен на персонажах романа. С них какой спрос? Они, вроде, есть, и их как будто нет. Одним словом, плоды писательского воображения.

Туманная жизнь главного героя Аугусто («наша жизнь – туман», «моя любовь породила Эухению и извлекла ее из первозданного тумана»), представленного Владимиром Прокошиным добрым, обаятельным, но не приспособленным к жизни великовозрастным дитятей, стала основой сценической фантасмагории мыслей и чувств, веры и неверия, реальности и снов, внутренних монологов и немыслимых поступков…

Появление в жизни (а может, в снах?) Аугусто музыкантши Эухении, в которую герой сходу влюбился, и прачки Росарио, которая влюблена до беспамятства в него, исполненных Кристиной Исайкиной, должно было стать катализатором его взросления и обретения им смысла жизни. Но чуда не произошло. Возможно, потому что не было всепоглощающей любви, безумной страсти…

Сцена из спектакля «Туман» Сцена из спектакля «Туман» / Фото: Сергей Петров/пресс-служба театра Моссовета

И хотя опыт на искренность, на жизненные испытания, через которые проходит каждый, не был бесполезным, Аугусто почувствовал себя обманутым. Чтобы хоть как-то утешиться, он решил встретиться с автором – Доном Мигелем (читай – Мигелем де Унамуно), но и здесь нашего героя ждало разочарование, ведь он всего лишь вымышленный персонаж «Тумана» и существует только в воображении писателя, который, к тому же, замыслил его скорую смерть.

Унамуно считал, что идея «литературы как смерти» плодотворна уже тем, что другие черпают в ней жизнь. Перечитывая «Туман», мы заново создаем этот роман, вкладывая в него новые смыслы, и тем самым продлеваем ему жизнь.

Этот характерный для творчества Унамуно литературный прием режиссер отыгрывает в диалоге Аугосто с Доном Мигелем, который по сути является диалогом автора с самим собой.

Роман Мигеля де Унамуно «Туман» неисчерпаем во всех своих ипостасях, но Илье Носоченко и команде увлеченных им актеров удалось, на мой взгляд, передать дух великого испанца. Спектакль получился содержательным, ироничным, изысканно-пародийным и режиссерски изобретательным, но без лишних так ныне модных «наворотов» из арсенала надуманных подтекстов.

Грамотно подобранная классическая (Доницетти, Делиб, Монтеверди) и современная (U12) музыка, незатейливые пластические сцены с «топотушками» придали спектаклю живость и особый колорит, а иронично-пародийное в духе Сервантеса отношение к бытию позволило вспомнить дорогие для Унамуно времена его молодости, когда он в составе группы испанских интеллектуалов «Поколение 98» выступал за отвержение плоского  реализма, за приверженность  импрессионизму, за интерес к иррациональному и открытость ко всему новому.

Спектакль Ильи Носоченко «Туман» и как психологический опыт, и как произведение сценического искусства не только разнообразил афишу Театра Моссовета, но и обогатил ее.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.