Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Комиссар печати: литературный критик «ВМ» Александр Кутузов погиб, защищая столицу

Развлечения
Комиссар печати: литературный критик «ВМ» Александр Кутузов погиб, защищая столицу
1920 год. Александр Кутузов. Более поздних фотографий критика отыскать не удалось.   / Фото: Из книги «В редакцию не вернулся...» (М., 1972).
В воскресенье, 13 января, отмечается День российской печати. Это повод вспомнить о судьбе сотрудника «Вечерки» Александра Кутузова, одного из самых активных художественных критиков 1920–1930-х годов. Он родился 7 января 1893 года, а погиб на Великой Отечественной войне, не позже января 1942 года. Статья входит в цикл, посвященный 95-летнему юбилею нашей газеты (мы отметили его 6 декабря прошлого года), в ней использованы неизвестные архивные документы.

Ранняя биография Александра Кутузова хорошо изучена — в годы Гражданской войны он был не последним человеком в родной Пензе. А вот о второй половине жизни, московской, сохранилось мало сведений. Абзац в мемуарах одного писателя, запись в дневнике у другого, сноска в комментариях к cобранию сочинений третьего… То, что осталось «за кадром», приходится восполнять догадками.

Тяжелая словесная артиллерия

Александр Кутузов окончил историко-филологический факультет Петроградского университета в 1916 году. Еще в студенчестве начал публиковаться как литературовед. Ему предлагали остаться на кафедре, но в планы вмешалась Первая мировая война. Кутузов прошел курс в артиллерийском училище, служил прапорщиком в Финляндии. В 1917 году вступил в партию большевиков. А весной 1918 года вернулся в Пензу. Там был организован губернский комиссариат (по-современному, областное министерство) печати. Краевед Олег Савин утверждает, что это было первое в стране ведомство подобного рода. Комиссаром назначили 25-летнего Кутузова.

В губернии надо было создать единое информационное пространство — и сделать его частью общего пространства республики. И это в прифронтовой полосе, при жутком состоянии транспорта и связи. Комиссариату удалось многое: в Пензе открылась первая радиостанция, было создано шесть новых газет. Александр Кутузов добивался того, чтобы в город поступали издания не только из Москвы и Петрограда, но и из уездов. Сосредоточить всю пропаганду в руках большевистской администрации помогли жесткие меры: национализация киосков, конфискация запасов бумаги, повышение налога на оппозиционную прессу. В 1921 году, в момент острого бумажного голода, комиссар печати Кутузов приказал «закрыть газеты, рассчитанные на единоличного читателя» (то есть обычные издания) и выпускать вместо них стенные газеты: так сотни людей могли обходиться одним-единственным экземпляром.

Колючий против твердолобых

В 1922 году Александр Кутузов переехал в Москву, а в середине двадцатых стал работать в «Вечерке»: в ней к тому времени сделал карьеру его земляк Марк Чарный. Любимыми темами Александра Владимировича были живопись и литература. Подписывался он обычно псевдонимом «А. Кут». Как минимум дважды Кутузов становился заместителем редактора отдела: московского (в 1927 году) и информационного (в 1930 году). Причем начальник информационного отдела Зыбин был глухонемым (!), с коллегами общался записками и отвечал в основном за партийное руководство. Так что реальное управление десятком репортеров ложилось на плечи зама.

Комиссар печати: литературный критик «ВМ» Александр Кутузов погиб, защищая столицу «Вечерка» за 9 февраля 1933 года. Отчет Александра Кутузова о диспуте в Клубе художников.  / Фото: взято из архива

Марк Чарный вспоминал, что в Кутузове «была некоторая замкнутость и неуживчивость», но «за внешней колючестью» скрывался «человек большой душевной чистоты, скромности, проницательности». Критик из бывшего комиссара тоже вышел «колючий». Впрочем, в «Вечерке» были и сотрудники с более категоричными взглядами. Писатель Иван Евдокимов предложил газете отрецензировать подготовленный им сборник воспоминаний о Есенине. В Российском государственном архиве литературы и искусства (фонд 1246, опись 3, дело 313) мы нашли ответ, которое 26 июня 1926 года отправил ему «А. Кут»:

«Наши «твердолобые» в последнюю минуту решили ничего не давать о Есенине в связи с исполняющимися 6 месяцами со дня его смерти. И вообще поменьше говорить о живом Есенине.

Поэтому заготовленный мною подвал о сборнике не идет. Извиняюсь за беспокойство и с большой признательностью возвращаю вам гранки, которые произвели на меня потрясающее впечатление своей «правдой»…»

«Кое-что есть верное в передаче…»

Александр Кутузов писал почти обо всех выступлениях Маяковского. Биограф поэта Василий Катанян хвалил отчеты «А. Кута» за «точность». Эта оценка дорогого стоит: в вечной лихорадке ежедневной газеты (и при отсутствии диктофонов) правильно воспроизводить услышанное было не всегда легко.

Осенью 1931 года литературовед Абрам Дерман прочел в Музее Льва Толстого доклад о случаях неправильного словоупотребления и прочих ошибок у русских классиков. 25 ноября «А. Кут» откликнулся ворчливой рецензией.

Комиссар печати: литературный критик «ВМ» Александр Кутузов погиб, защищая столицу «Вечерка» за 25 ноября 1931 года. Отзыв Кутузова о докладе Абрама Дермана. / Фото: взято из архива

В Российском государственном архиве литературы и искусства (фонд 155, опись 1, дело 296, лист 28) хранится письмо, которое Дерман 4 декабря 1931 года написал другу Аркадию Горнфельду. Он отметил, что по сравнению с отзывом в некоем другом издании в «Вечерке» «фактическая сторона не так переврана (т. е. хоть кое-что есть верное в передаче)…»

Комиссар печати: литературный критик «ВМ» Александр Кутузов погиб, защищая столицу На фото: Марк Чарный (1901 - 1976), заместитель ответственного редактора «Вечерки» в 1924-1928 годах, земляк и друг Александра Кутузова. Большинство фактов о Кутузове известно из его воспоминаний.  / Фото: Из книги: Чарный М,Б. Ушедшие годы. М., 1970.

Наследие великих земляков

Не позднее 1933 года «А. Кут» перешел в газету «Советское искусство», но печататься в «Вечерке» продолжал как минимум до конца 1934 года.

С годами он все больше внимания уделял истории литературы и родного края — тому, чем планировал заняться еще в университете. Собирал материалы о пензенских декабристах, о местном крепостном театре, о писателях-земляках… Летом 1936 года Александр Владимирович побывал на родине и заглянул в усадьбу Тарханы, которая пребывала в запустении. «Журналист сообщил о виденном в одну из центральных газет, — пишет краевед Олег Савин. — И это, по всей вероятности, послужило определенным толчком к созданию двух крупнейших музеев страны — В. Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова».

Заменил командира батареи

Когда началась Великая Отечественная, Александру Кутузову было 48 лет, призыву он не подлежал. Но бывший комиссар и профессиональный артиллерист в тылу не остался. По словам Марка Чарного, Кутузов вступил в Ленинскую дивизию народного ополчения. Часть, в которой он служил, находилась под Спас-Деменском Калужской области (город перешел в руки врага 4 октября 1941 года). Однажды Кутузову довелось заменять во время боя убитого командира батареи.

В базах данных Центрального архива Министерства обороны обнаружились два документа, которые уточняют боевой путь Александра Владимировича. В одном говорится, что с 1 октября 1941 года рядовой Кутузов был писарем в 949-м артполку. В другом документе — он «стрелок пехотной части», полевая почта № 933, соединение не указано.

Удивительно, что в документах Александр Владимирович назван беспартийным — это при стаже с 1917 года. Оплошность штабиста — или следствие какого-то драматического зигзага в биографии? Известно, что семью «А. Кута» не обошли стороной сталинские репрессии. Младший брат Кутузова Петр был расстрелян в 1937 году, а жена критика Любовь Степановна (1901–1984), по утверждению Олега Савина, побывала в лагерях (правда, неясно, при жизни мужа или после).

Уже в октябре 1941 года с Кутузовым была потеряна связь, а с января 1942 года его объявили пропавшим без вести. Олег Савин утверждает, что он погиб, «защищая подступы к столице».

Видимо, после смерти вдовы Александра Владимировича таким же «пропавшим без вести» надо считать и личный архив критика. Его следов не удалось найти ни в Москве, ни на родине «А. Кута» (хотя сотрудники Пензенского областного архива и семья Олега Савина изо всех сил нам помогали). Остается только пожалеть: в нем могли быть интересные документы, связанные с историей «Вечерней Москвы».

ДОСЛОВНО

19 января 1934 года Александр Кутузов напечатал в «Вечерке» отчет о выступлении Федора Панферова, главного редактора журнала «Октябрь». В нем говорилось, что писатель отстаивал право щедро вводить в произведения диалектные и просторечные слова. Через девять дней Горький в «Литературке» раскритиковал позицию Панферова как «поощрение фабрикации литературного брака». 28 января 1935 года Федор Иванович заявил в «Правде», будто фразы в отчете, с которыми спорит Горький, перевраны или приписаны ему. По его словам, заметка «является собственным творчеством корреспондента «Вечерней Москвы»». Кутузов счел нужным объясниться. В Архиве Горького при Институте мировой литературы РАН мы обнаружили письмо от него (цитируем с сохранением пунктуации): 

«…моя заметка <…> написана под давлением писателя Панферова на литературный отдел «Вечерней Москвы» — после многочисленных телефонных звонков секретаря журнала «Октябрь» с просьбой осветить в газете выступление <…> Работая в «Вечерней Москве», я имел обыкновение все литературные заседания реферировать на другой же день. На этот раз между речью Панферова и моей заметкой лежит большой промежуток времени. Это потому, что в основу заметки легла не журналистская запись слов Панферова, а стенограмма, присланная в «Вечернюю Москву» секретарем Панферова.

Все цитированные Вами места взяты из стенограммы дословно <…> В течение года Панферов, «скрепя сердце, молчал», хотя несколько раз имел случай подчеркнуть неверность моей заметки. Более того: выступая в феврале прошлого года в клубе Международного объединения революционных писателей с ответом на Вашу статью, Панферов не только не обрушился на «собственное творчество» репортера, а, наоборот, выразил даже соболезнование «Вечерней Москве» за то, что ей «ни с того, ни с сего досталось от Горького» <…>

Но тогда еще Панферов и сотрудники «Октября» думали, что «Вечерняя Москва» выступит на защиту панферовской «точки зрения» на язык. Недаром критик Нович уговаривал автора этого письма не ссориться с Панферовым и пр.

— Какой смысл, — говорил он, — и вам лично, и «Вечерней Москве» ссориться с нами*. Пусть это делает «Литературная газета», Болотников, Цейтлин. Пусть это делает Авербах**…

Пришлось, помнится, разъяснить «критику» «Октября», что вопрос идет не о «ссоре с Панферовым», а о большой литературно-политической проблеме, поднятой А. М. Горьким…» (КГ-п 41–13, листы 1, 2).

* То есть с влиятельной и агрессивной Российской ассоциацией пролетарских писателей. Панферов был одним из ее руководителей, Иоанн Савельевич Нович (1906–1984) — активным участником.

** Алексей Александрович Болотников (1894– 1937) — ответственный редактор «Литературной газеты». Михаил Александрович Цейтлин (1907– 1982) — ответственный секретарь. Леопольд Леонидович Авербах (1903–1937) — известный литературный критик.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ 

12 декабря 1938 года «А. Кут» в «Советском искусстве» мимоходом упомянул «драмоделов», которые стряпают уже «сотую переделку для сцены романа Сервантеса». Это был камень в огород Булгакова, автора пьесы «Дон Кихот». Михаил Афанасьевич оказался так задет, что позвонил знакомому и стал выяснять, кто такой этот «А. Кут», но ответа не получил. Другому знакомому Булгаков раздраженно сказал по этому поводу: «Заметь, меня окружают псевдонимы…» Странно, что писатель и его окружение не знали имени московского критика, печатавшегося больше десяти лет подряд. Александр Солженицын утверждал, что в 1967 году Елена Сергеевна Булгакова передала ему список «заклятых врагов «Турбиных»» («Новый мир», 2004, № 12). Среди этих рецензентов был «Я. Кут» (неизвестно, кто неправильно записал инициал критика — вдова Булгакова или Солженицын).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.