Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Да это баян: возрождение легендарного инструмента

Развлечения
Да это баян: возрождение легендарного инструмента
Баянист-виртуоз Сергей Войтенко со своим концертным баяном / Фото: предоставлено пресс-службой Сергея Войтенко
Баян когда-то был очень популярен у нас, а сейчас снова готов стать модным инструментом. Для этого, правда, придется вернуть детей в музыкальные школы

Те, кому за 40, не дадут соврать: советские дети были обречены на занятия в музыкальной школе. Отвертеться от музицирования удавалось тем, у кого на ухе изрядно потоптался медведь, да отъявленным хулиганам, которым закон был не писан. Гендерные стереотипы тоже имели место быть: девочки, как правило, учились играть на фортепиано, мальчики — на баяне.

— Здорово же было! — восклицает Сергей Войтенко, баянист-виртуоз, композитор и основатель дуэта «Баян микс» (того самого, что зажигал на нашумевшей свадьбе главы МИД Австрии Карин Кнайсль). — Занятие музыкой — это важная составляющая эстетического воспитания. Сейчас для детей много интересного: музыкальным школам приходится конкурировать с кружками, секциями, клубами, различными проектами и программами. А в моем детстве где было коротать время? Кройка и шитье, кружок моделирования и музыкальная школа — весь досуг советского школьника.

Маленький Сережа Войтенко пришел в музыкальную школу сам. Ему тогда было семь. Катались вечером с приятелем на великах, и вдруг приспичило: а махнули в музыкалку записываться! — Помню, никого не было уже, кроме вахтерши, — посмеивается музыкант, — но она сыграла решающую роль в моем выборе инструмента. Добрая женщина показала нам учебный класс, и я увидел огромный рояль и маленький баян. Из чисто прагматических соображений выбрал инструмент поменьше. На следующий день пришел с мамой и записался. Правда, в 3-м классе я музыкалку бросил. Бабушка уговорила вернуться к занятиям. Она так убедительно сказала про «кусок хлеба в будущем», что я поверил.

В мечтах бабушка представляла Сереженьку знаменитым. Все говорила: вот увижу внучка по телевизору, и можно помирать. А Сереженька наоборот: славы не хотел — за бабулю волновался. Именно она, к слову, купила Сергею его первый баян. Отдала 300 рублей — свою годовую пенсию.

— Сейчас цена инструмента начинается от 40 тысяч рублей, а заканчивается ближе к двум миллионам, — рассуждает баянист. — Для производства баянов используется в основном ручной труд — отсюда и цена. Успокаивает одно: баян — вещь ликвидная, в цене не теряет.

Можно ли сделать так, чтобы современные дети так же, как Войтенко когда-то, сами приходили в музыкальную школу и записывались на баян? Виртуоз считает, что современному обществу не хватает ненавязчивой госпрограммы.

Нужна популяризация баяна, даже в столице с ней не очень. Москва пока проигрывает, например, Самаре или Красноярску. Там попасть в класс баяна ребенок может, только выдержав конкурс. Свою собственную программу Войтенко воплощает в жизнь не один год и уже дважды вместе с друзьями устраивал фестиваль «Душа баяна». Говорит, успех для мероприятия такого рода колоссальный: около 2 тысяч участников собралось. В планах — ото- брать по всей стране лучших баянистов и устроить галаконцерт в Кремле! Отличным примером Войтенко считает опыт Василия Андреева, который создал в царской России балалаечный оркестр по аналогии с симфоническим и получил разрешение от имени императора раздавать балалайки солдатам, уходящим в запас.

Так года за полтора балалайка ушла в народ. Почему бы сейчас не вручать военным баяны, шутит баянист.

Придумал он и как сделать инструмент более доступным: полгода назад открыл в Италии фабрику по производству баянов. Цену на них устанавливает ниже рыночной. Пока на фабрике налажен выпуск эстрадных инструментов. От академических они отличаются «звуковыми допущениями» и внешним видом. Академический инструмент — это классика с чистым звуком, эстрадный — это красивый дизайнерский корпус и немного модной «синтетики» в звуке.

— Нарядный белый баян, с которым я прыгаю по сцене, сделан на моей фабрике, — признается музыкант. — Он весит восемь килограммов, легче стандартного на 10 килограммов.

Но не этот белоснежный красавец — любимец виртуоза. Среди десятка инструментов, которые когда-либо у него были, душу греет баян фабрики «Юпитер». Дорогому сердцу подарку уже лет 15, а Войтенко до сих пор называет его «Ламборджини» в мире баянов.

— Игра на баяне накладывает отпечаток на личность, — уверяет музыкант. — Баянист — это человек-оркестр.

Баянисты в большинстве своем балагуры, люди общительные, и многие даже занимают высокие руководящие посты. Где бы я ни жил, не было такого, чтобы соседи возмущались, слыша за стеной звуки баяна. Наоборот, благодарили. Правда, недавно мы с семьей переехали в новый дом, так сосед снизу, стоит мне заиграть, тут же стучит по батарее. Что ж, исключение подтверждает правило. Баян, он объединяет!

СПРАВКА

В Москве больше 100 музыкальных школ: государственных и частных. Во многих сохраняется набор на класс баяна, но это направление нельзя назвать определяющим. Современные музыкальные школы делают акцент на модернизацию учебных классов, расширение программы, способов обучения.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.