На Арбате создадут литературный квартал
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
В переулке Сивцев Вражек, в доме № 44/28, давно живет актер Сергей Никоненко. В 1971 году он сыграл в фильме «Пой песню, поэт!» роль Сергея Есенина. И так увлекся образом поэта, что начал всерьез изучать и его биографию, и воспоминания близких ему людей. И как-то из книги Анны Изрядновой, первой жены поэта, Сергей Петрович узнал, что проживала она в том самом доме, где жил и сам Никоненко. Актер бросился в ЖЭК, перетряс пыльные архивы и нашел то, что искал: да, действительно, жена Сергея Есенина жила в коммуналке по адресу Сивцев Вражек, 44, в квартире под номером 14. Никоненко выяснил, что здесь частенько бывал и сам Есенин — приезжал к сыну Юре, родившемуся у него от Анны Изрядновой. Тут жила несколько месяцев и мать Есенина, которая очень любила свою первую сноху.
В 90-е годы первый этаж дома, где находилась знаменитая коммуналка, превратили в нежилой фонд. Людей расселили, а тут хотели открыть офис.
Правда, коммуналка находилась в жутком состоянии: сгнившие полы, разрушенные деревянные перекрытия, выбитые стекла. Конечно, въехавшие сюда бизнесмены быстро бы сделали ремонт. Но ремонт — хорошо, а дух времени был бы безвозвратно утерян. И Никоненко обратился в правительство Москвы с предложением открыть в этой квартире «Есенинский культурный центр». И ему не отказали.
Даже выделили деньги на восстановление исторической квартиры.
…Марина Латынина, жительница этого дома, энтузиаст-сотрудник «Есенинского культурного центра», ведет меня в комнатку Изрядновой. Здесь развернуться негде. Крохотная кроватка, стол, шкафчик, маленький диван. Проникшись горькой судьбой жены поэта, Марина изучила неизвестные факты биографии этой женщины и с дрожью в голосе рассказывает, как Анна осталась одна с двухмесячным младенцем на руках — Есенин бросил ее и сына и в поисках успеха уехал в Петербург. Анна мыкалась по съемным комнатушкам. Родные отказались от нее, ведь молодая женщина не была официально зарегистрирована с поэтом.
Уже после революции Анна получила малюсенькую комнатушку в Сивцевом Вражке. Она действительно сильно любила своего немного непутевого, ищущего и страждущего успеха мужа-поэта: в душе хватило сил не таить обиды и простить боль — она привечала тут Есенина, не укоряя прошлым. А вот и кухня. Тут Есенин был последний раз за четыре дня до смерти, в августе 1925 года. «Он пришел к Изрядновой и попросил быстро затопить вот эту печь, — говорит Марина, — и сжег здесь свои рукописи…» Из этой квартиры Анна проводила сына, Юру Есенина, на Дальний Восток. Парень окончил авиационный техникум и отправился на службу. Но вскоре его обвинили в подготовке к покушению на Сталина и расстреляли. Бедной матери никто не сказал о приговоре ни слова, и до конца своих дней она носила передачи в Бутырку, где якобы сидел ее сын.
В тот трудный период ее приехала поддержать мать Есенина, Татьяна Федоровна. Сюда Изряднова привела второго сына Есенина, Костю: после убийства Зинаиды Райх мальчик остался один. Анна оставила его у себя. В 41-м году она проводила его на войну, и сын вернулся целым и невредимым. Да только Анна к концу войны была плоха — фронтовика Костю встретила попрежнему любящая, больная, истерзанная женщина. В 1946 году ее не стало… История удивительной женщины меня потрясла, и я слушала ее, как удивительный роман, затаив дыхание. Такие экскурсии проходят в музее два раза в месяц. Марина говорит, что для детей и стариков они бесплатны. Иногда, впечатленные интересным рассказом, люди потом возвращаются – приносят в музей экспонаты: подносы, утюги, кружки и другую утварь того времени.
Но большую часть коллекции собрал Сергей Никоненко.
ЧТО ДАЛЬШЕ
Дом № 44/28 в переулке Сивцев Вражек уникален не только Есенинским музеем. Вообще, в этом месте был целый архитектурный ансамбль с доходными домами, ледником, фонтаном, хозяйственными постройками, садовым павильоном, обсаженным липами. Красота того времени сохранилась лишь частично.
— Фонтан засыпали, — рассказывает Лариса Георгиевна Хашуш, председатель инициативный группы жителей квартала № 175 района Арбат, — а вот эта решетка возле дома (показывает она на черную кованую столетнюю ограду) сохранилась с тех самых пор. Да еще несколько вековых лип осталось.
В 2008 году сюда приехала строительная техника и начала крушить садовый павильон и другие одноэтажные постройки. Здесь собирались строить офисное здание в стиле хайтек. Но мы, жители квартала, умудрились не допустить произвола.
В 2009 году «Есенинский культурный центр» учредил Фонд «Сивцев Вражек», который стал отстаивать интересы горожан.
— Нас поддерживает весь квартал! На данный момент правительством Москвы инвестконтракт с фирмой, которая хотела строить на месте усадьбы офисный центр, не продлен. Стройка заморожена. И наша инициативная группа совместно с Фондом «Сивцев Вражек» предлагает совсем другое решение, которое заинтересовало представителей мэрии. На средства фонда мы хотим восстановить усадьбу, воссоздать двухэтажную и одноэтажные постройки, отреставрировать Садовый павильон и сделать туристический центр, так называемый литературный квартал. Мы могли бы устраивать экскурсии по всему нашему кварталу № 175 района Арбат. Фонд «Сивцев Вражек» разработал разнообразные экскурсионные программы и пакет культурных программ, — поясняет Лариса Георгиевна Хашуш.
Хочется верить, что все задуманное москвичами, которые искренне любят свой город и свой необычный квартал, сбудется.
СЕРГЕЙ НИКОНЕНКО, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ, ДИРЕКТОР «ЕСЕНИНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА», ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА «СИВЦЕВ ВРАЖЕК»
Нельзя разрушать оставшуюся старую Москву, которая еще помнит тех самых гениальных людей. Трещит, лопается по швам старая Москва. Сначала революция и начало оголтелого разрушения старины, потом война, бомбежка столицы. После войны — опять разрушение старой Москвы. И никак не прекращается. Сегодня это уже не разрушение, а исход. Исход Москвы. Как не вспомнить пушкинские строки:
Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни...