Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

7 главных шедевров Виктора Васнецова

Развлечения
"Богатыри" (1881-1898), Виктор Васнецов
«Богатыри» (1881-1898), Виктор Васнецов / Фото: РИА «Новости»

23 июля 1926 года Виктор Васнецов упокоился на московском Лазаревском кладбище, которое располагалось в районе Марьиной Рощи. После ликвидации некрополя прах живописца перенесли на Введенское кладбище.

За 78 лет жизни и почти шесть десятилетий творческой деятельности Васнецов создал десятки картин, которые поражают разнообразием жанров: мастер создавал полотна на бытовые темы, интересовался былинными сюжетами, много писал на религиозные темы.

«Вечерняя Москва» предлагает вспомнить самые известные полотна кисти Виктора Васнецова.

«Богатыри» (1898 год)

Виктор Васнецов Виктор Васнецов / Фото: wikipedia.org

Три богатыря (как нередко ошибочно и называют эту картину) стоят на страже Родины – классический сюжет русских былин, аллегория народной мощи. Центральная фигура – богатырь Илья Муромец на вороном коне, сурово вглядывающийся в даль. По правую руку от Ильи Муромца (на картине - слева) - Добрыня Никитич на белом коне, черты лица его напоминают самого Васнецова. Третий богатырь – молодой Алеша Попович. Фигуры витязей высятся над линией горизонта, что делает их еще более величественными. Это полотно Виктора Васнецова – гимн русской воинской славе, доблестным защитникам родной земли.

«Аленушка» (1881 год)

7 главных шедевров Виктора Васнецова Фото: Wikipedia

Сюжет этой картины знаком каждому с детства – Аленушка горюет на берегу пруда по своему братцу Иванушке, который ослушался ее предостережения, выпил воды из козлиного копытца да и обернулся козленком. Над картиной Васнецов работал долго и кропотливо – сохранилось множество этюдов к ней, образ Аленушки, по воспоминаниям художника, она нашел в Ахтырке: Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

«Витязь на распутье» (1882 год)

Виктор Васнецов Виктор Васнецов / Фото: wikipedia.org

В сказках, которые все мы читали в детстве, чаще всего на Вещем камне на распутье написано «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь». Васнецов же на своей картине изобразил точный текст былин, для чего изучал документы в публичной библиотеке. Витязь читает следующее: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Дальше должно следовать «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - но они частично стерты, а частично скрыты мхом. Кстати, изначально воин был повернут лицом к зрителям, но потом живописец переписал его.

«Иван Грозный» (1897 год)

7 главных шедевров Виктора Васнецова Фото: Wikipedia

Это единственный исторический портрет, написанный Васнецовым. Искусствоведы полагают, что облик Ивана IV получился у художника таким реалистичным, благодаря хорошему знанию народного творчества. Ведь в исторических народных песнях царь Иван Грозный изображался не только суровым и жестким, но и очень мудрым. Известно, что живописец был до глубины души поражен величественностью московской архитектуры времен Ивана Грозного. По воспоминаниям современников, особенно Васнецова поразил собор Василия Блаженного, воздвигнутый в память о взятии Казани. Восхищение наследием Ивана Грозного отразилось в его живописном облике - царь с полотна Васнецова выступает гордо, это мудрый человек, погруженный в нелегкие думы – крайне свежее прочтение образа этого исторического деятеля, которого в XIX веке представляли не иначе как больным тираном.

«Крещение Руси» (1890 год)

7 главных шедевров Виктора Васнецова Фото: Wikipedia

Это полотно, написанное на сюжет из «Повести временных лет», получило продолжение в виде фрески над хорами во Владимирском соборе в Киеве, созданной в 1895-96 годах.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» - в 988 году - киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. Константинопольский Патриарх Николай II Хрисоверг прислал на Русь духовенство, которое совершило обряд крещения киевлян в водах Днепра и Почайны. Именно это таинство и запечатлено на холсте, а позднее под сводами киевского собора.

«Несмеяна-царевна» (1916-1926 годы)

7 главных шедевров Виктора Васнецова Фото: Wikipedia

Сюжет этого полотна – сказание о прекрасной царевне, которую никто не мог избавить от тоски. Художник изобразил героиню на высоком троне из слоновой кости, царевна печально глядит невидящим взором куда-то за пределы картины, во всем ее облике неизбывная тоска. Некторые искусствоведы склонны ассоциировать Несмеяну с Россией – настоящее ее невесело, но вот-вот придет юноша, способный пробудить царевну от грустного забытья.

«Страшный суд» (1904 год)

     / Фото: Wikipedia

К религиозной теме последнего часа человечества художник обращался дважды – во Владимирском соборе в Киеве и Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном. Рассматриваемая нами фреска находится в Георгиевском соборе – здесь сейчас расположен музей хрусталя.

Живописец тщательнейшим образом в течение нескольких лет разрабатывал композицию будущей фрески, изучал канонические изображения Апокалипсиса. Напомним, что, согласно учению Церкви, после Второго пришествия Христа все человечество предстанет перед Спасителем на суде, чтобы ответить за свои мирские дела – праведники получа вечное блаженство в раю, а грешники – вечные муки в аду.

В центре композиции помещен архангел Михаил, взвешивающий душу грешника – он стоит тут же, дрожащий от ужаса перед лицом судьбы, которая вот-вот решится. Сатана, помещенный справа на фреске, уже протягивает свиток с записанными на нем грехами, список добрых же дел находится в руках у архангела. У ног судимого страшной черной лентой вьется Змий, готовый столкнуть несчастного в адское пламя в тот самый миг, когда чаша с грехами перевесит добрые дела. Дидактика фрески Васнецова во всем соответствует традиции – главное здесь не просто запугать, а заставить задуматься над тем, правильно ли ты живешь, пока не слишком поздно измениться к лучшему.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.