Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Иллюзия реальности: 3 легендарных фильма Алена Роб-Грийе

Развлечения
18 февраля 2008 года ушёл из жизни знаменитый французский прозаик, сценарист и кинорежиссёр Ален Роб-Грийе.

Родился Роб-Грийе 18 августа 1922 года во французском городе Брест. После окончания Национального института агрономии он работал инженером в Колониальном институте плодовых и цитрусовых, часто бывал по работе в Марокко, Французской Гвиане, на Гваделупе и Мартинике, однако по состоянию здоровья покинул эту должность, сосредоточившись на творчестве.

Роб-Грийе известен как писатель, идеолог "нового романа", или "антиромана", строящегося не на классическом "бальзаковском" повествовании, а на безличностном и символическом описании окружающего мира. У Роб-Грийе – это описание вещей: излишняя и навязчивая опись предметов, возвышающаяся над сюжетом и действиями героев, становится лейтмотивом романов писателя, выявляя сложные и запутанные знаки и метафизические лабиринты, зачастую вызывающие недоумевание критиков и читателей.

Первые его романы ("Цареубийца", "Ластики", "Соглядатай") получали отказы во всех крупных издательствах и писатель стал публиковаться в подпольном издательстве "Минюи", выпускающем книги авангардных авторов (Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Жид и другие). К концу 50-х Роб-Грийе стал рецензентом, а затем и литературным директором издательства. Под его руководством "Минюи" превратилось в настоящий центр нового романа, а сам Роб-Грийе стал признанным лидером движения. Романы "Ревность" (1957), "В лабиринте" (1959) – яркие образцы течения.

Роб-Грийе также известен как сценарист и талантливый режиссёр. Начав работу в кинематографе в 1960-е годы, литературный экспериментатор перенёс свой опыт авангардиста и на киноэкран. В 1961 году он написал сценарий для революционного фильма Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде". Свободно перемешивающиеся пласты реальности и вымысла, необычные и странные детали повествования, скрытые аллюзии и знаки – визитная карточка Алена Роб-Грийе – режиссёра. Всё это можно проследить по фильмам "Бессмертная" (1963), "Транс-европейский экспресс" (1966), "Человек, который лжёт" (1969), "Рай и после"(1970), "Постепенное скольжение в удовольствие" (1974), "Игра с огнём" (1975), "Шум, сводящий с ума" (1995), "Вам звонит Градива" (2006).

"Вечерняя Москва" вспоминает 3 самых известных фильма Алена Роб-Грийе.

"Бессмертная" (L'immortelle, 1963)

Первый экспериментальный франко-турецкий фильм Роб-Грийе, аллегорическая драма о любви, ревности и смерти, важна своими новаторскими художественными и техническими приёмами. Автор остался верен себе, сняв драму, полную аллегорий и скрытых смыслов. Повествование, развивающееся вне очевидного хронологического порядка, строится вокруг французского учителя N, приезжающего в Стамбул и влюбляющегося в таинственную красавицу L, за которой следит не менее таинственный господин М с двумя доберманами. В отношениях героев ничего не понятно наверняка: режиссёр постоянно использует отрывки воспоминаний, фантазий, иллюзий и видений на грани сюрреализма.

Замершие кадры, построение логики повествования в режиме "субъективного времени", различного для каждого отдельного героя, глазами которого зритель видит фильм в данный момент, использование непереведённых диалогов на турецком языке, которые зритель, также как и N, не понимает, а только догадывается – специальные приёмы, дезориентирующие зрителя, направленные на то, чтобы создать ощущение обмана и искусственности. По задумке режиссёра весь фильм построен вокруг символики и жеста, являя собой некую условность, на грани фантазии и сюрреалистического эксперимента.

Фильм был удостоен премии Луи Деллюка и номинирован на Золотого медведя Берлинского международного кинофестиваля 1963 года.

"Транс-европейский экспресс" (Trans-Europ-Express, 1967)

Ещё один эксперимент и шедевр режиссёра, снятый в его фирменном стиле. Здесь перемешаны реальность и вымысел: группа кинематографистов, едущих в Транс-европейском экспрессе из Парижа в Антверпен, от нечего делать решает сочинять сценарий к фильму, главным героем которого делают попутчика - актёра Жана-Луи Трентиньяна (само по себе реальное лицо). Играя то героя картины, то самого себя, незаметно переходя из одного качества в другое, актёр превращает фильм в запутанный лабиринт: сценарий его жизни подменяется вымышленным сценарием кинематографистов незаметно для него самого.

Здесь перемешаны различные жанры: детектив, триллер, мистика, чёрная комедия и мелодрама соседствуют с элементами эротики, парадокса и розыгрыша. Контрабанда наркотиков, погони, перестрелки, изнасилования, детективный сюжет – канва сложносочинённой киноистории. Чтобы ничего не упустить, зрителям необходимо очень внимательно следить за ходом повествования и замечать самые мелкие детали, погружаясь в изящные игры разума кинематографистов и самого Роб-Грийе. В этом и заключалась задача режиссёра, адепта знаков и деталей. Фильм по-своему ироничен и элегантен, однако первое время он был запрещён к показу в Великобритании.

"Человек, который лжёт" (L'homme qui ment, 1968)

На первый взгляд фильм являет собой психологическую военную драму. Но не стоит забывать, кем эта драма снята. Сквозь внешнюю канву военного сюжета прорываются эфемерные и тонкие видения, иллюзии, сновидения.

Некий мужчина в современном костюме приходит из леса в город и рассказывает встречающимся ему людям свою историю, каждый раз используя различные слова и варианты развития истории. Время повествования нельзя с точностью отнести к военному: мы переносимся то в настоящее, то в прошлое, то вообще в некое вневременное пространство. Страна действия тоже условно-неопределённая. Становится непонятно, то ли происходящее на экране действительно имеет место, то ли это плод вымысла и фантазии, то ли это чьи-то воспоминания или сон. Название фильма словно бы включает нас с ту же игру, в которой силишься понять, что есть правда, а что – ложь.

Лишённое всякой логики и чёткой линии повествование скорее не самое главное в этой картине. На первый план выходит сложное и многоуровневое авторское исследование различных вариантов интерпретации реальности, способов восприятия одних и тех же событий в разных обстоятельствах. Роб-Грийе определённо не гонится за массовым зрителем, жертвуя художественными составляющими фильма ради постановки сложных метафизических и философских вопросов.

В фильме можно наблюдать замечательную игру Жана-Луи Трентиньяна, получившего премию Серебряный медведь за лучшую мужскую роль на 18-м Берлинском кинофестивале.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Вечное возвращение: 5 знаменитых фильмов по сценариям Жана Кокто

5 легендарных фильмов Алена Рене

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.