Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Игорь Стравинский: гений музыки, опередивший время

Развлечения
17 июня 1882 года родился один из основоположников мировой музыкальной культуры ХХ века Игорь Стравинский. Творчество композитора, вобрав в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи, открыло новое музыкальное культурное пространство.

Будущий композитор родился в семье русского певца польского происхождения Фёдора Стравинского и певицы Анны Холодовской. С девяти лет он брал частные уроки фортепиано. В 1909 году, после окончания гимназии, он поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета и начал самостоятельно изучать музыкально-теоретические дисциплины. С 1903 года Стравинский брал уроки у Николая Римского-Корсакова, под его руководством своего им были написаны первые сочинения - скерцо и соната для фортепиано и сюита для голоса с оркестром "Фавн и пастушка".

Сергей Дягилев, оценивший талант молодого композитора, предложил ему написать балет для постановки в "Русских сезонах" в Париже. Для него Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). В эти годы Стравинский попеременно жил в России и Франции. Тогда балетная труппа Дягилева танцевала в Европе под музыку Стравинского в постановках Фокина и Нижинского с декорациями Головина, Бенуа и Рериха, можно сказать, что произошёл полный переворот в хореографическом театре. Это была наивысшая точка "прелестной эпохи" накануне катастрофы Первой мировой войны. Партитура балета "Весна священная" стала обновлением симфонической музыки во всём, что касается её звукового состава, ритма и оркестровки. На "Русских сезонах" в Париже и "Петрушка", и "Жар-птица" были встречены восторженно. Но иначе обстояло дело в Вене. Венский оркестр враждебно воспринял творение Стравинского. Музыканты пропускали репетиции, называя музыку "грязной". Ещё больший скандал разразился по поводу "Весны священной". С первых минут представления в зале поднялся жуткий гвалт, зрители стали кричать, свистеть и топать ногами. Стравинский покинул зал, Дягилев, пытаясь успокоить публику, то включал, то выключал свет, а балетмейстер Вацлав Нежинский даже вступил в потасовку со зрителями. После премьеры Стравинский слёг на шесть месяцев, но не от нервного срыва, а из-за брюшного тифа, а уже через год музыка из балета прозвучала в рамках концерта и была оценена по достоинству. "Весна священная" стала поистине эпохальным произведением, к нему неоднократно обращались создатели культовых спектаклей, балетов, фильмов и даже мультфильмов. В 1975 году в Берлине была показана, пожалуй, самая известная интерпретация "Весны священной", в постановке известного хореографа Пины Бауш. В этом спектакле ей удалось передать тревогу, страх и панический ужас, скрытые в музыке Стравинского. "Интересно, каково это - танцевать, ни на секунду не забывая о смерти?", - писали о спектакле критики из New York Times.

Несмотря на известность и успех, материальное положение композитора оставляло желать лучшего. После войны Стравинский оказался в чрезвычайно тяжёлой ситуации, лишившись в октябре 1917 года источников финансирования из России. Много лет спустя произошёл анекдотичный случай: в Лондоне продавалось с молотка первое издание партитуры одного из ранних балетов Стравинского, какой-то старый седой господин всё время набавлял цену. В конце концов, партитура, действительно, досталась ему - за три тысячи фунтов стерлингов. Репортёры окружили покупателя. "Кто вы и почему решили купить партитуру, во что бы то ни стало? - Игорь Стравинский, - отрекомендовался он журналистам и добавил с улыбкой: - Я никогда не представлял себе, что за собственную партитуру придется платить вдвое больше того, что когда-то в молодости я получил за весь балет!"

В эти трудные времена, в разгар войн и катаклизмов, после долгих поисков, Стравинский в конце концов сумел найти мецената, и композитор создал известную "Историю солдата". С этой композиции в его творчестве начался неоклассический период. Кстати, усилиями Стравинского этот термин и вошёл в музыкальную практику, став всеобщей композиторской модой. Вслед за ним стали создавать музыку по моделям Баха, Генделя, Скарлатти, Моцарта, Гайдна. В 1920-е годы, когда все хотело вернуться на место после потрясений мировой войны, такая музыка имела поистине анестезирующее воздействие. В этот период Стравинским были созданы опера-оратория "Царь Эдип", балеты "Аполлон Мусагет" и "Орфей", мелодрама "Персефона", Симфония псалмов, кантата "Вавилон", балет "Пульчинелла", опера "Похождения повесы" и балет "Поцелуй феи".

В начале 1920-х Стравинский жил в Париже, но перед началом Второй Мировой уехал в Америку, где его судьба переплелась с судьбами известных исполнителей, композиторов, художников и поэтов. В 1947 году ему посоветовали позвать к себе в Голливуд для работы над либретто к опере "Похождения повесы" поэта Уистена Хью Одена. Оден к тому времени был знаком с произведениями Стравинского и являлся его поклонником, Стравинский же не знал ничего ни об Одене, ни о текущем состоянии английской поэзии. Ему просто требовался либреттист для оперы по мотивам серии гравюр Уилльяма Хогарта, которые он случайно увидел на выставке в Чикаго. На предложение кандидатуры поэта Стравинский ответил, что его не слишком интересует, насколько тот хорош, гораздо важнее, высокий он или низкий, потому как либреттисту придется жить у него на диване, а диван в кабинете не очень-то большой. Оден, разумеется, на диван не уместился, и спать ему пришлось в кресле. Впоследствии поэт жаловался, что работу сильно затрудняло наличие у Стравинского кота и 40 попугаев. Тем не менее, совместное творчество положило начало их многолетней дружбе. Ещё один великий английский поэт и почитатель Стравинского, Томас Элиот считал, что тот сделал для музыки то же самое, что Пикассо - для искусства. Элиот писал: "Стравинский обладает уникальным даром трансформировать варварские крики современности в музыку". Композитор в свою очередь был поклонником Элиота, и после его смерти даже начал сочинять реквием, но успел закончить только вступление к нему. Правда, свидетель их встречи, писатель Стивен Спендер, вспоминал, что, когда они встречались, им совсем не о чем было поговорить - разве что о своем здоровье и терапевтических свойствах алкоголя.

В 1962 году Стравинский приехал в Советский Союз - впервые после своего отъезда из России. Композитор дал несколько концертов в Москве и Ленинграде, которые прошли с огромным успехом. Хрущёв даже лично с ним встретился и предложил остаться, но Стравинский отказался. Впоследствии он написал: "Я такой же русский, как и вы, и никогда не был эмигрантом.. Моя жена была слаба здоровьем и только поэтому я не мог оставаться там более". Последнее своё произведение (инструментовку двух духовных песен Гуго Вольфа) композитор написал на немецком языке. Между прочим, в истории музыки Стравинский стал уникальным примером композитора, писавшего на шести языках, помимо родного русского - английском, немецком, французском, итальянском, латинском, и даже на иврите.

Стравинский прожил 89 лет. Он на десятки лет пережил своих сверстников - Бартока, Веберна и Берга, во всей мировой музыкальной истории он второй долгожитель после Сибелиуса, но тот замолчал за 28 лет до кончины, а Стравинский своё последнее произведение создал в 85 лет. Когда за четыре дня до кончины Игорю Фёдоровичу нужно было подписать какую-то бумагу, он, глядя на жену, вывел вместо подписи: "О, как я люблю тебя!"

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.