Кукла, как скрипка, пела в его талантливых руках

Спектакль «Необыкновенный концерт» внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый.
Обозреватель «ВМ» беседует с внучкой Сергея Владимировича, режиссером-постановщиком театра Екатериной Образцовой. Как и многие кукольники мира, она считает деда своим учителем, разделяя его точку зрения на то, что «детей надо баловать классической сказкой, подростков — сказкой романтической, а взрослых — удивлять пародией».
— Екатерина Михайловна, иногда кажется, что перед взором вашего дедушки прошли столетия. Он видел с балкона, как по Тверской в машине ехал Николай II, был актером у Мейерхольда, дружил с молодыми Кукрыниксами...
— Дед как-то рассказал, что потряс его не сам царь, а испуганная собачка, которая бегала между ног солдат. А с Кукрыниксами — да, дружил, и, оказавшись с Николаем Соколовым в больнице на соседних койках, они в полный голос распевали: «Боже, царя храни!», приводя в восторг клинику. Дед родился в 1901 году еще в Российской империи, стал известным в Советском Союзе, а закончил путь при развале страны. На вопрос, какое время считает самым страшным, он на излете жизни ответил: «Сегодняшнее.
Имея друзей во всех уголках Союза, я не представляю, как мы дальше будем жить друг без друга».
— Создается ощущение, что он никогда не прогибался перед действующим режимом?
— Он был, безусловно, мужественным человеком. Только Образцов, да еще Сергей Юткевич подписали письмо в защиту Мейерхольда. Отказался дедушка и Солженицына осудить. Многие объясняют это тем, что куклам тогда не придавали серьезного значения. Ему повезло: в железный ХХ век он легко перемещался по миру, дружил с Чарли Чаплином, Симоной Синьоре, Ивом Монтаном, которого первым привез в СССР.
— А как он вообще стал кукольником?
— В тяжелые революционные годы государство только начало строиться, и, чтобы хоть что-то заработать, он решил изготовлять перчаточные куклы на продажу. Но продавать не умел, у него никто ничего не покупал. А меж тем художником был отличным: окончил высшее художественное училище, учился вместе с Дейнекой, в нашей семье хранятся его вполне профессиональные картины. Мог бы остаться в этой профессии, но, увидев объявление о наборе в оперную студию МХАТа, Образцов пошел на прослушивание и, к удивлению всех, выдержал конкурс.
— Куклы помогали в актерской работе?
— В первом же спектакле у Немировича-Данченко он должен был играть старика, но роль не шла. Тогда Сергей Владимирович изготовил куклу старика, надел на руку и стал с ней беседовать: интонации сразу же нашлись. В тот момент, видимо, и понял, в чем заключается его призвание. Впервые на большую сцену с куклой он вышел, чтобы исполнить пародийные романсы, а к середине 20-х становится звездой эстрады.
Кстати, свою первую пародию он сделал на Станиславского и Немировича-Данченко. Сохранилась фотография, где Станиславский смеется, ему очень эта пародия нравилась.
А куклы Станиславского и Немировича-Данченко хранятся в нашем музее.
— Существует расхожая сплетня, что отца Образцова, крупного ученого, профессора, раздражало, что его сын стал чуть ли не балаганным петрушкой.
— Это действительно сплетня.
Мой прадед был очень добрым человеком, и в семье существовало железное правило: каждый сам выбирает свой путь.
Но, конечно, никто и представить себе не мог, что когда-то столичный театр кукол назовут именем Образцова.
— С чего начинался театр в 1931 году?
— С маленькой комнатки при доме эстетического воспитания детей. Играть было нечего, поэтому он сам придумывал и ставил спектакли. Думается, что выбор пал именно на деда, потому что Образцов к своим тридцати годам, как никто другой, был готов осваивать новую сферу искусства профессионально. Кстати, в начале XX века репертуар театра кукол был рассчитан только на взрослых, туда и женщин-то не всегда впускали! Самым любимым творением его была кукла Тяпа, которую он создал в 1928 году и с которой не расставался всю жизнь. Он называл ее «самым старым ребенком в мире», она признана «лучшей играющей куклой XX века».
— Это он придумал установить на фасаде знаменитые часы с фигурками зверей?
— Да. Механизм играл различные мелодии, привлекая толпы прохожих. В театре на Садовом кольце Образцов сам занимался каждой мелочью в интерьере.
— Говорят, что он был жестким, авторитарным и непреклонным в работе. А когда неожиданно приходил вечером посмотреть спектакль, по коридорам раздавалось испуганное шушуканье: «Хозяин пришел».
— Он не терпел небрежного обращения к работе, к куклам относился как к драгоценной скрипке. Снимал с ролей артистов, если видел, что они не подходят. Но дома был другим. Любил проводить время с молодежью, и мои друзья всегда с удовольствием у него в гостях «зависали». Порой до четырех утра звучали несколько гитар, дед замечательно пел и рассказывал увлекательные истории из жизни. Последнее его слово было «люблю», он показал рукой куда-то вверх и ушел так же светло, как жил.