Юлий Гусман: Государство должно поддерживать кино, не навязывая цензуру
Всего через несколько часов в Москве стартует церемония награждения национальной кинематографической премией «Ника». В преддверии этого события режиссер Юлий Гусман рассказал «ВМ», выдерживает ли большую конкуренцию кинопремия, еще 32 года назад не имеющая аналогов в стране.
— Юлий Соломонович, удается ли «Нике» сохранять свою индивидуальность?
— Поскольку все другие кинопремии так или иначе копировали нашу и потом друг друга, надеюсь, что нам удается идти по снегу без лыжни, прокладывая дорогу. Это тяжело, приходится меняться. Мы начинали при Советском Союзе, пережили все изменения государственного переустройства и в сознании народа. Конечно же, удается ли сохранять индивидуальность — судить не нам. Но мы стараемся ничуть не меньше, чем в первый день работы кинопремии. Мы тратим многие месяцы на то, чтобы «Ника» оставалась прозрачной, честной, чистой, неподкупной. Ведь человек так устроен, что если он получает награду, то считает, что получает ее заслуженно. А если награда его обходит, то он считает, что это козни, заговор, неправда и фальшивые вражеские измышления. Нужно сказать, что репутация у «Ники» и доверие к ней велики.
— Но в чем-то отношение к премии у россиян поменялось?
— «Ника» сегодня перестала быть главным аттракционом года, как и КВН. Потому что существует огромная конкуренция. Долгие годы КВН был абсолютно уникальным, а потом он сам себе породил конкурентов. Его выпускники создали десятки различных программ, которые так или иначе заимствованы. То же самое «Ника», которая в 1987 году была абсолютно неизвестным продуктом. В стране было много различных премий: ДОСААФ, Ленинская, государственная, правительственная, но не было независимой. Вот этой первой независимой премией она и остается.
— Тяжело ли дается такая независимость?
— Очень тяжело, но нам помогают министерство культуры, наши коллеги, спонсоры. Вместе с тем при такой поддержке у нас пока нет своего дома, как раньше был Дом кино, нет и больших бюджетов.
— Какой должна быть роль государства в производстве кино и его продвижении на экраны?
— Думаю, что в наших условиях она должна быть достаточно сильной. Я не согласен с мнением Сергея Шнурова, что министерство культуры нужно разогнать. Существуют тысячи библиотек и музеев, симфонический оркестр, молодые художники, музыкальные школы, богатые училища — всем им нужна поддержка государства. Как она распределяется — разбирается комиссия по культуре и искусству, министерства и другие инстанции. Я думаю, что для состоявшихся продюсерских компаний государственное продвижение очень многим необходимо. Есть огромное количество культурных ниш, где без государства или какой-то другой поддержки они заработать, как успешная группа типа «Ленинград», не смогут.
— Юлий Соломонович, как вы относитесь к тому, что на государственном уровне рассматривается введение цензуры для фильмов?
— Как можно относиться к этому? Конечно отрицательно. Мы это уже проходили, ничего хорошего это не дало.
— Некоторые считают, что это наоборот нужно, так как цензура будет поднимать нравственность и воспитывать патриотизм.
— У нас есть разные деятели культуры, как, скажем, сантехники и электрики. У всех свое мнение. Каждый может думать что хочет.
— КВНщики тоже ведь делают фильмы иногда очень спорного содержания. Как вы к ним относитесь?
— К хорошим — хорошо, к плохим — плохо. Семен Слепаков, например, снял картину, которая получит «Нику» за лучший телевизионный проект. Фильм называется «Домашний арест».
Читайте также: Сергей Безруков: Деньги портят людей во все времена