Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Юлия Шахновская: «Политехнический музей раскроет секреты науки»

Развлечения
Новый директор Политехнического музея Юлия Шахновская
Новый директор Политехнического музея Юлия Шахновская / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Причем прямо на пороге масштабной реконструкции: здание на Китай-городе сейчас закрыто. Прежний руководитель Борис Салтыков ушел в президенты музея, а на его месте очутился самый молодой среди директоров столичных музеев. Точнее, молодая.

Юлии Шахновской (юридическое образование, работала в РАО ЕЭС, делала музейные проекты, была директором Фонда развития Политеха) вот-вот исполнится 34 года – а она уже не только директор крупного музея, но и мама трех мальчиков.

- Юлия, как прошел первый месяц с вашего назначения?

- Бурно. Очень много дел. Я еще даже не осознала, каково это. Не хватает времени.

- Политехнический музей в народе прочно ассоциируется с советской эпохой. Достижения науки и техники, пропаганда, пыль красной эпохи… Придя в музей, ощущали ли вы, насколько он замер в советском времени?

- Конечно. В этом и была его прелесть. Родители, которые ходили туда еще детьми, водили туда уже собственных детей. Ностальгический элемент был. Необходимость изменить его я ощущала, но не в том смысле, что это пыль веков, которую надо отмывать. Музей давно не обновлялся в смысле механизмов работы с публикой, программ, инструментов экспонирования предметов, которыми он обладает. Положа руку на сердце – лет 50 не обновлялся. Конечно, музею требуется новое дыхание. Музейные технологии убежали очень далеко вперед. Мы можем использовать последние музейные веяния.

- Вы пришли как креативный директор или управленец? Будете проверять алгеброй гармонию или заниматься творческой работой?

- Кем бы я себя ни ощущала, я больше административную функцию сейчас выполняю, чем креативную. Сейчас вся наша деятельность сдвинута в управленческую и хозяйственную плоскость. Мы переезжаем, готовимся к реконструкции, занимаемся проектированием экспозиций, новых программ, нового здания на территории МГУ. Это больше организационная деятельность, чем содержательная. Но у меня прекрасная креативная команда, которая занимается той красотой, которую мы делаем: выставками, образовательными проектами, публичными акциями, книжками и т. д.

- Вы, наверное, один из самых молодых директоров московских музеев. Ответственности не боитесь?

- Среди федеральных – точно самый молодой. Если скажу, что не боюсь, я слукавлю. Но я от нее не отказываюсь. Разумный страх и опасения только стимулируют к конструктивной деятельности. А молодость… Ну да. Вот такой недостаток, который, как говорится, быстро проходит. Рада, что и со старейшими сотрудниками Политеха у нас складываются доверительные отношения. Мы же делаем одно дело. Обнаружилось много общих взглядов, идей, воззрений. Потом, я стараюсь не внедряться в те зоны, где у людей старшего поколения есть опыт, знания, свои идеи.

- С какими ощущениями от общей музейной карты России вы приступили к работе?

- Я думаю, все мы адекватно оцениваем музейную ситуацию в стране: она не очень. По объективным причинам: денег мало, людской интерес только начал восстанавливаться… Поэтому сейчас так: что ни делай, все хорошо. Ведь музеев у нас так мало по сравнению с любым крупным городом мира, будь то Азия, Европа, США. Хочется сделать самое лучшее в мире, тем более что есть все возможности для этого.

- Во что вы хотели бы превратить Политехнический музей?

- Если мы говорим о музее как о здании, то он будет образовательной, популяризаторской, научной, исследовательской, развлекательной, культурной площадкой. Пространством для людей, интересующихся наукой, просветительскими процессами, словом, местом, которое будет притягивать людей разных возрастов и разных интересов, желающих провести время с пользой для себя. Для этого у нас есть все механизмы: и уникальные экспозиции, и образовательные мероприятия, и лаборатории, и публичные пространства, библиотеки, кафе, книжный магазин… Конечно, мы больше ориентируемся на детей, подростков, студентов. Мы хотим создать для них среду, где знания являются не просто необходимыми, а желанными, а процесс познания является для них естественным.

По моим наблюдениям, это и есть потребности публики, которая к нам приходила последние годы. Дети с родителями, студенты, подростки – им хочется узнавать новое, встречаться с интересными людьми, погружаться в научные секреты. Ведь в советское время наука была секретом, невозможно было понять, что это такое. А теперь она открывается перед глазами, и это дико любопытно.

- Любая реконструкция в России вызывает опасения. «Долгострой будет», «все украдут» - вот такие сомнения в народе…

- Что я могу вам ответить? Я практически уверена, что мы все сделаем в срок и никто ничего не украдет. Иначе меня бы здесь не было. Мои задачи вполне очевидны. Этот проект, возможно, и вызывает такой общественный резонанс, потому что все, что мы заявляем, мы делаем, а все сроки и планы выполняются. Я рассчитываю, что и дальше так будет. Команда, которая работала и будет работать, заточена на это.

- Говорят, вход в Политехнический музей будет прямо из метро «Китай-город»! Неужели правда?

- Концепция музея-парка потребует изменения целиком транспортной схемы вокруг здания. Мы уже согласовали это с городскими властями. Выход точно будет – не совсем в музей, а в парковую зону, окружающую музей. Но мы как раз в процессе обсуждения того, что может быть выход из станции метро «Китай-город» и прямо в музей, в его входную зону.

- А как будет выглядеть эта входная зона?

- По нашим договоренностям с городом, все подземное пространство – парк под зданием, который объединит два сквера, окружающие здания – будет городской публичной территорией. Вход будет свободным, просто открытый для всех парк. Вход в музей будет уже из этого парка – с первого этажа наверх.

- Что произойдет с легендарной Большой аудиторией? Той, где когда-то гремел Маяковский, потом – Вознесенский, Ахмадулина, а недавно горели огнем разнообразные дебаты…

- Задачей было восстановить первоначальный облик здания, близкий по духу к XIX веку. Большая аудитория отдельно является памятником культуры и охранным объектом. Так что с ней произойдет то же, что и со всем зданием: она будет восстановлена. Мало кто знает, что по проекту в этом зале существовал прозрачный купол в потолке, который давал естественный свет. Он был разрушен во время войны, а потом просто закрыт. Мы будем его восстанавливать. За время существования здания Большую аудиторию перестраивали несколько раз. Последний раз ремонт был в середине 90-х: поменяли кресла, деревянные покрытия. Так что она уже перестраивалась, правда, не очень трепетно. Надеюсь, что у нас получится восстановить ее первоначальный вид времен Маяковского. Ведь это уникальный объект: таких огромных аудиторий с амфитеатром больше нет в Москве.

- Удивительной красоты концепция обновленного музея японского архитектора Джунья Ишигами содержит в себе идею больших пространств, закрытых от непогоды специальной крышей. В качестве крыши должна была использоваться экспериментальная пленка, но она-то как раз вызывала сомнения…

- Мы решили не рисковать. В проекте заложена очень красивая крыша. Но эти пленки при подобных температурных условиях еще никогда не использовались. Оказаться первыми для нас довольно критично: мы не знаем, как она будет эксплуатироваться и сколько будет стоить. Поэтому это будет стеклянная крыша необычной формы. Уникальные пространства, которыми обладает музей, мы можем использовать только летом. Но хотелось бы использовать их круглый год.

- Пока что выставки, лекции, программы Политеха рассредоточены по площадкам Москвы: КЦ ЗИЛ, ВВЦ…Некий разброд, но зато жизнь музея не замерла. А с фондами что?

- Наши фонды насчитывают больше 200 000 объектов. Сейчас все они упакованы и готовы к переезду в хранилище. На ближайшие годы реконструкции музея мы запланировали большую работу с коллекциями, займемся их изучением, пополнением, развитием. Если получится что-то выставлять для публики, мы это сделаем. Гостевые экспозиции на разных площадках – это наша возможность продлить публичную жизнь музея, пока у нас нет своей экспозиционной площадки. Мы будем делать много передвижных выставок, временных проектов. В марте мы запустим свою постоянную экспозицию на ВВЦ в павильоне «Транспорт» на 3000 кв.м. Она будет называться «Россия делает сама».

- Так модно нынче говорить, что сегодняшняя Россия ничего не производит сама.

- Год назад мы провели конкурс на эту экспозицию. Его выиграла кураторская группа из Петербурга, которая как раз и готовит выставку. Уже подобрано много предметов, хотя что-то мы производим специально для выставки. Например, там будет Первая советская атомная бомба и Ракетоплан Циолковского. Целая отдельная выставка будет называться «Аватары и человек без тела», будет даже испытательный стенд по усовершенствованию искусственной кожи для аватара. Ориентировать публику по залам будут интерактивные видеогиды.

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.