Юлия Шахновская: «Политехнический музей раскроет секреты науки»
Причем прямо на пороге масштабной реконструкции: здание на Китай-городе сейчас закрыто. Прежний руководитель Борис Салтыков ушел в президенты музея, а на его месте очутился самый молодой среди директоров столичных музеев. Точнее, молодая.
Юлии Шахновской (юридическое образование, работала в РАО ЕЭС, делала музейные проекты, была директором Фонда развития Политеха) вот-вот исполнится 34 года – а она уже не только директор крупного музея, но и мама трех мальчиков.
- Юлия, как прошел первый месяц с вашего назначения?
- Бурно. Очень много дел. Я еще даже не осознала, каково это. Не хватает времени.
- Политехнический музей в народе прочно ассоциируется с советской эпохой. Достижения науки и техники, пропаганда, пыль красной эпохи… Придя в музей, ощущали ли вы, насколько он замер в советском времени?
- Конечно. В этом и была его прелесть. Родители, которые ходили туда еще детьми, водили туда уже собственных детей. Ностальгический элемент был. Необходимость изменить его я ощущала, но не в том смысле, что это пыль веков, которую надо отмывать. Музей давно не обновлялся в смысле механизмов работы с публикой, программ, инструментов экспонирования предметов, которыми он обладает. Положа руку на сердце – лет 50 не обновлялся. Конечно, музею требуется новое дыхание. Музейные технологии убежали очень далеко вперед. Мы можем использовать последние музейные веяния.
- Вы пришли как креативный директор или управленец? Будете проверять алгеброй гармонию или заниматься творческой работой?
- Кем бы я себя ни ощущала, я больше административную функцию сейчас выполняю, чем креативную. Сейчас вся наша деятельность сдвинута в управленческую и хозяйственную плоскость. Мы переезжаем, готовимся к реконструкции, занимаемся проектированием экспозиций, новых программ, нового здания на территории МГУ. Это больше организационная деятельность, чем содержательная. Но у меня прекрасная креативная команда, которая занимается той красотой, которую мы делаем: выставками, образовательными проектами, публичными акциями, книжками и т. д.
- Вы, наверное, один из самых молодых директоров московских музеев. Ответственности не боитесь?
- Среди федеральных – точно самый молодой. Если скажу, что не боюсь, я слукавлю. Но я от нее не отказываюсь. Разумный страх и опасения только стимулируют к конструктивной деятельности. А молодость… Ну да. Вот такой недостаток, который, как говорится, быстро проходит. Рада, что и со старейшими сотрудниками Политеха у нас складываются доверительные отношения. Мы же делаем одно дело. Обнаружилось много общих взглядов, идей, воззрений. Потом, я стараюсь не внедряться в те зоны, где у людей старшего поколения есть опыт, знания, свои идеи.
- С какими ощущениями от общей музейной карты России вы приступили к работе?
- Я думаю, все мы адекватно оцениваем музейную ситуацию в стране: она не очень. По объективным причинам: денег мало, людской интерес только начал восстанавливаться… Поэтому сейчас так: что ни делай, все хорошо. Ведь музеев у нас так мало по сравнению с любым крупным городом мира, будь то Азия, Европа, США. Хочется сделать самое лучшее в мире, тем более что есть все возможности для этого.
- Во что вы хотели бы превратить Политехнический музей?
- Если мы говорим о музее как о здании, то он будет образовательной, популяризаторской, научной, исследовательской, развлекательной, культурной площадкой. Пространством для людей, интересующихся наукой, просветительскими процессами, словом, местом, которое будет притягивать людей разных возрастов и разных интересов, желающих провести время с пользой для себя. Для этого у нас есть все механизмы: и уникальные экспозиции, и образовательные мероприятия, и лаборатории, и публичные пространства, библиотеки, кафе, книжный магазин… Конечно, мы больше ориентируемся на детей, подростков, студентов. Мы хотим создать для них среду, где знания являются не просто необходимыми, а желанными, а процесс познания является для них естественным.
По моим наблюдениям, это и есть потребности публики, которая к нам приходила последние годы. Дети с родителями, студенты, подростки – им хочется узнавать новое, встречаться с интересными людьми, погружаться в научные секреты. Ведь в советское время наука была секретом, невозможно было понять, что это такое. А теперь она открывается перед глазами, и это дико любопытно.
- Любая реконструкция в России вызывает опасения. «Долгострой будет», «все украдут» - вот такие сомнения в народе…
- Что я могу вам ответить? Я практически уверена, что мы все сделаем в срок и никто ничего не украдет. Иначе меня бы здесь не было. Мои задачи вполне очевидны. Этот проект, возможно, и вызывает такой общественный резонанс, потому что все, что мы заявляем, мы делаем, а все сроки и планы выполняются. Я рассчитываю, что и дальше так будет. Команда, которая работала и будет работать, заточена на это.
- Говорят, вход в Политехнический музей будет прямо из метро «Китай-город»! Неужели правда?
- Концепция музея-парка потребует изменения целиком транспортной схемы вокруг здания. Мы уже согласовали это с городскими властями. Выход точно будет – не совсем в музей, а в парковую зону, окружающую музей. Но мы как раз в процессе обсуждения того, что может быть выход из станции метро «Китай-город» и прямо в музей, в его входную зону.
- А как будет выглядеть эта входная зона?
- По нашим договоренностям с городом, все подземное пространство – парк под зданием, который объединит два сквера, окружающие здания – будет городской публичной территорией. Вход будет свободным, просто открытый для всех парк. Вход в музей будет уже из этого парка – с первого этажа наверх.
- Что произойдет с легендарной Большой аудиторией? Той, где когда-то гремел Маяковский, потом – Вознесенский, Ахмадулина, а недавно горели огнем разнообразные дебаты…
- Задачей было восстановить первоначальный облик здания, близкий по духу к XIX веку. Большая аудитория отдельно является памятником культуры и охранным объектом. Так что с ней произойдет то же, что и со всем зданием: она будет восстановлена. Мало кто знает, что по проекту в этом зале существовал прозрачный купол в потолке, который давал естественный свет. Он был разрушен во время войны, а потом просто закрыт. Мы будем его восстанавливать. За время существования здания Большую аудиторию перестраивали несколько раз. Последний раз ремонт был в середине 90-х: поменяли кресла, деревянные покрытия. Так что она уже перестраивалась, правда, не очень трепетно. Надеюсь, что у нас получится восстановить ее первоначальный вид времен Маяковского. Ведь это уникальный объект: таких огромных аудиторий с амфитеатром больше нет в Москве.
- Удивительной красоты концепция обновленного музея японского архитектора Джунья Ишигами содержит в себе идею больших пространств, закрытых от непогоды специальной крышей. В качестве крыши должна была использоваться экспериментальная пленка, но она-то как раз вызывала сомнения…
- Мы решили не рисковать. В проекте заложена очень красивая крыша. Но эти пленки при подобных температурных условиях еще никогда не использовались. Оказаться первыми для нас довольно критично: мы не знаем, как она будет эксплуатироваться и сколько будет стоить. Поэтому это будет стеклянная крыша необычной формы. Уникальные пространства, которыми обладает музей, мы можем использовать только летом. Но хотелось бы использовать их круглый год.
- Пока что выставки, лекции, программы Политеха рассредоточены по площадкам Москвы: КЦ ЗИЛ, ВВЦ…Некий разброд, но зато жизнь музея не замерла. А с фондами что?
- Наши фонды насчитывают больше 200 000 объектов. Сейчас все они упакованы и готовы к переезду в хранилище. На ближайшие годы реконструкции музея мы запланировали большую работу с коллекциями, займемся их изучением, пополнением, развитием. Если получится что-то выставлять для публики, мы это сделаем. Гостевые экспозиции на разных площадках – это наша возможность продлить публичную жизнь музея, пока у нас нет своей экспозиционной площадки. Мы будем делать много передвижных выставок, временных проектов. В марте мы запустим свою постоянную экспозицию на ВВЦ в павильоне «Транспорт» на 3000 кв.м. Она будет называться «Россия делает сама».
- Так модно нынче говорить, что сегодняшняя Россия ничего не производит сама.
- Год назад мы провели конкурс на эту экспозицию. Его выиграла кураторская группа из Петербурга, которая как раз и готовит выставку. Уже подобрано много предметов, хотя что-то мы производим специально для выставки. Например, там будет Первая советская атомная бомба и Ракетоплан Циолковского. Целая отдельная выставка будет называться «Аватары и человек без тела», будет даже испытательный стенд по усовершенствованию искусственной кожи для аватара. Ориентировать публику по залам будут интерактивные видеогиды.