Идеальное убийство на балу
«Геликон», переживающий шок от жизни в изгнании из-за затянувшейся реконструкции своей сцены, давно не баловал публику большими серьезными постановками. К премьере театр подошел с фирменной креативностью. Основатель и худрук «геликоновцев» режиссер Дмитрий Бертман не только поставил сильный, бескомпромиссный спектакль о двух главных человеческих стремлениях, возведенных в степень порока, – к власти и к любви. Но и пригласил за дирижерский пульт итальянца Симоне Фермани, смутившего спокойствие музыкальной общественности заявлением, что он является кровным потомком великого композитора, хотя до последнего времени считалось, что у Верди не было детей, а, следовательно, и не может быть наследников.
Но экстравагантный маэстро утверждает: у Верди и его второй жены Стреппони родилась дочь в 1851 году, когда их отношения еще не были оформлены официально. И по итальянским законам XIX века девочка была передана на воспитание в другую семью. И именно она – Луизия Фьяндрини является прапрабабушкой синьора Фермани. Посему он говорит, что за оперы своего пращура всегда берется с особой ответственностью.
«Бал-маскарад» – знаковая опера в вердиевском наследии. Она завершает десятилетие, в которое были созданы «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата» — оперы, принесшие Верди не просто успех, а обессмертившие его имя. Получив в 1857 году заказ от неаполитанского театра «Сан-Карло», композитор долго колебался в выборе сюжета. Он хотел взяться за «Короля Лира», но от этой мечты Верди пришлось отказаться – мешали контрактные обязательства. Появившаяся пьеса «Бал-маскарад» имела странную, почти анекдотическую судьбу благодаря усилиям цензоров.
Литератор Антонио Сомма переработал для Верди основанную на реальных событиях пьесу Скриба «Густав III Шведский». Но петь со сцены про убийство особы королевских кровей запретили, предложив перенести действие в другое место, либо в иное время. Так, едва не попав под суд из-за невозможности представить заказчику не пропущенное цензурой произведение, Верди и Сомма в итоге переселили действующих лиц в Америку XVIII века, а короля понизили до губернатора, поплатившегося жизнью за властолюбие и адюльтер.
Дмитрий Бертман и вовсе избавил оперу от каких-либо исторических примет – париков и камзолов, перенеся действие в легко узнаваемые современные интерьеры (сценография Игоря Нежного, костюмы Татьяны Тулубьевой) и мистических аллюзий, трансформировав их в акт жестокой мести, чем только подчеркнул мощь вердиевского гения. Венец происходящего бал – этакий парад топовых героев человечества от гениев и политиков до банальных селебрити – идеальное место для убийства.
А вот маэстро Фермани во всех смыслах тормозил действие, настаивая на изнурительно медленных темпах музицирования, будто возжелав успеть провести спиритический сеанс. Но явления Верди у него не вышло, а вот создать певцам напрасные трудности получилось. Впрочем, солисты очень достойно вышли из экстремальной ситуации. Особенно хороши дамы – темпераментная Анна Гречишкина, этакая Твигги (паж Оскар), безукоризненная Лариса Костюк (гадалка Ульрика) и Елена Михайленко (Амелия), придающая своей роковой героине всепоглощающую чувственность. Мужчины – Вадим Заплечный (губернатор Ричард) и Максим Перебейнос (секретарь губернатора, обманутый муж Ренато) – харизматичны, чем галантно оттеняют женские характеры.
Убедиться в том, что жизнь – это и есть маскарад, порой убийственный, все желающие смогут, заглянув в «Геликон» до 13 сентября. Только о билетах стоит позаботиться заранее.