Старая, старая сказка: 7 знаменитых фильмов с Олегом Далем
"Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен", - говорил о нём Вениамин Каверин.
Олег Даль родился 25 мая 1941 года в подмосковном Люблино в семье крупного железнодорожного инженера и учительницы. После окончания средней школы он подал документы в театральное училище имени Щепкина, но родители были категорически против этого решения, так как считали профессию актёра несерьезной. Однако Олег заставил родителей смириться с его желанием стать артистом.
Уже будучи студентом училища, Даль обратил на себя внимание режиссера Леонида Аграновича, который утвердил его на главную роль в картине "Человек, который сомневается" (1963). К моменту выхода фильма Даль закончил учёбу в театральном училище. Побывавшая на его дипломном спектакле актриса Алла Покровская позвала его в "Современник", где он в течение пяти лет играл незначительные роли.
В 1966 году Владимир Мотыль предложил Далю роль Жени Колышкина в фильме "Женя, Женечка и "катюша". "Это был тот редкостный случай, когда артист явился, будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок", – вспоминал позже режиссёр киноленты. Как только была отснята кинопроба с Далем, на студии нашлись противники выбора такого актёра. Даля обвиняли в отсутствии стихийного обаяния, в недостаточной яркости и неспособности сыграть "интеллектуального мальчика". Было даже мнение, что "…в его облике не хватает русского национального начала". В следующем году роль Евгения Соболевского в фильме Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика" сделала Даля одним из самых популярных актёров советского кинематографа, а после "Старой, старой сказки" (1968) он навсегда стал любимцем зрителей.
В театре "Современник", куда он вернулся после долгого перерыва, Олег получил первую значительную роль - Васьки Пепла в "На дне" Максима Горького. Премьера спектакля состоялась в 1968 году. В следующем году он снялся у Григория Козинцева в фильме "Король Лир". Картина, вышедшая на экраны в 1971 году, завоевала несколько призов на фестивалях в Чикаго, Тегеране и Милане. В год выхода ленты Даль покинул "Современник". Напряженные отношения Даля с руководством и частью труппы периодически возникали на протяжении всех трёх лет его повторного пребывания в театре, причём в большинстве случаев актёр сам провоцировал окружающих. В 1975 году, во время спектакля "Валентин и Валентина", Даль внезапно присел на краешек сцены и, обращаясь к сидевшему в первом ряду мужчине, попросил: "Дай прикурить!" Зритель дал, посчитав, что в этом спектакле есть такая сцена. По этому поводу было созвано общее собрание труппы, актёру за его "хулиганский поступок" объявили выговор.
Дебют Даля мог состояться на сцене МХАТа, куда его пригласил Олег Ефремов, чтобы сыграть роль Пушкина в спектакле "Медная бабушка" по пьесе Зорина. Даль очень активно репетировал эту роль - многие, видевшие эти репетиции, считали, что в ней актёра ждёт несомненная удача, однако в какой-то момент постановка ему разонравилась и Ефремову пришлось играть роль самому. Михаил Козаков писал в своих воспоминаниях о Дале: "Я до сих пор живу памятью о гармонии в театре - это было только в раннем "Современнике" и больше никогда… Там всё совпало - молодость, время, состояние театра. Олегу же всё время не везло. Он как бы попадал "на спуск"… И в "Современник", и в другие театры он приходил в тот момент, когда театр уже по существу умирал".
Будучи востребованным актёром, Даль очень тщательно подходил к выбору рабочего материала. Эта дотошность многих поражала. Например, в середине семидесятых Даль отказался от сотрудничества с Эльдаром Рязановым, Леонидом Гайдаем и Динарой Асановой, которые приглашали его на главные роли в своих картинах. К ситуации, сложившейся в то время в отечественном кинематографе, Даль относился в свойственной ему манере - с презрением: "Звонил оператор с "Мосфильма" - заказ сделать на мой слайд для журнала "Искусство кино". У них нет искусства в кино, почему же моя рожа должна принадлежать ихнему журналу? Моя рожа - это моя рожа, и больше ничья!"
Встреча с Анатолием Эфросом в 1976 году ненадолго вернула Даля в театр. Он пришёл в руководимый им Театр на Малой Бронной. Эдвард Радзинский рассказывал: "На Малой Бронной одновременно шли репетиции двух моих пьес: Эфрос репетировал "Продолжение "Дон Жуана", а Дунаев - "Лунин, или Смерть Жака". В обоих спектаклях главные роли играл Олег Даль. Даль был уникальным, фантастическим актёром. Он репетировал "Лунина" на грани жизни и смерти, казалось, миг - и он умрёт. Осветители, завороженные его игрой, забывали светить... Олег требовал такой же предельной отдачи от партнеров, партнеры не выдерживали и уходили, играть с ним рядом было трудно, невозможно. Олег нервничал, срывался... Премьеры "Лунина" и "Продолжения "Дон Жуана" приближались. А надо сказать, что к этому времени Олег Даль не сыграл в театре ни одной главной роли, но существовала легенда о гениальном театральном актере Олеге Дале. И он понимал, как много от него ждут, как важны для него эти спектакли - или всё, или ничего, - понимал и нервничал. И вот незадолго до премьеры произошла следующая история: Анатолия Эфроса пригласили для постановки в США, и он уехал, не предупредив никого, в том числе Даля. Олег, который пришел в этот театр для того, чтобы играть у Эфроса (в договоре с театром был именно такой пункт, что он играет только в спектаклях поставленных Эфросом) был обижен таким отношением и ушёл из театра".
В конце 1970-х годов Даль был утверждён на главную роль в картине Александра Митты "Экипаж", но в последний момент отказался от съёмок. Отказ был мирно обсуждён между актёром и режиссёром, который нашёл на эту роль другого исполнителя - Леонида Филатова, но руководство "Мосфильма" посчитало поступок Даля нарушением трудовой дисциплины и издало негласное распоряжение в течение трёх лет не снимать актёра в картинах киностудии. Даль не знал об этом приказе, но ему пришлось столкнуться с его последствиями.
К моменту выхода фильма "Приключения принца Флоризеля" (1979) артист пребывал в подавленном настроении. Его жена, Елизавета Даль, говорила, что у них дома в туалете лежала огромная пачка сценариев, от которых он отказался: "У него была масса предложений сыграть что-то партийное, советское, за что он получил бы большие деньги, звания… Всё отвергалось на корню. Ни за одну его роль сейчас не стыдно. Ни за один фильм я не краснею, и не покраснел бы он". Последней его работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме "Незваный друг" Леонида Марягина (1981).
3 марта 1981 года Олег Даль принял снотворное, после чего у него начались приступы рвоты и оказались блокированы дыхательные пути. Прибывшие на место происшествия врачи ничего не смогли сделать... "Олега я очень любил и тайно, про себя, всегда им восхищался. Он был для меня каким-то неподражаемым - глядя на него, я отчетливо видел, что многого не умею и не понимаю. Даль умер ещё до того, как остановилось его сердце, - его можно было забрасывать в гроб вместе с Володей Высоцким, во всяком случае, когда Олег над этим гробом стоял, видно было: он не жилец, и не важно, случайно или специально ушёл он из жизни. Ему оставалось немножечко потерпеть - тогда ведь всё запрещалось, и в театре он места себе не находил, хотя искал. Это был очень противоречивый человек", - вспоминал Валентин Гафт.
"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить несколько ярких ролей выдающегося артиста.
Женя Соболев, "Хроника пикирующего бомбардировщика" (режиссёр - Наум Бирман, 1967)
В этой картине, поставленной по одноимённой повести Владимира Кунина, рассказывается о буднях фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Даль играет роль предприимчивого и изобретательного стрелка-радиста, который на радость пилотов умудрился приготовить "ликёр Шасси" из привезённого лавкой "Военторга" малинового сиропа и жидкости из гидросистемы самолёта. После выхода фильма на экран молодёжь стала так называть крепкие напитки, а Даль стал одним из самых популярных актеров советского кино.
Женя Колышкин, "Женя, Женечка и "катюша" (режиссёр - Владимир Мотыль, 1967)
Интеллигентный солдат Женя Колышкин, отправившись в предновогоднюю ночь за посылкой, натыкается на немецкий блиндаж. Горе-вояке удаётся спастись, однако гауптвахта неизбежна. Незавидную участь молодого человека скрашивает связистка Женечка Земляникина... По словам участников съёмок фильма, центром всего коллектива были два актёра - Олег Даль и Михаил Кокшенов. Их непрерывные хохмы доводили всю группу до колик. Владимир Мотыль вспоминал: "Едут в съёмочной машине по центру Калининграда Даль и Кокшенов. Они пока работали, всё время друг друга разыгрывали, а в этот день им какая-то особенная вожжа под хвост попала. Даль внезапно спрыгивает на мостовую и бежит через улицу в сторону какого-то забора, размахивая бутафорским автоматом и время от времени из него постреливая. Кокшенов тоже прыгает и с таким же автоматом бежит за ним, вопя: "Стой, сволочь, стой!" Прохожие в ужасе наблюдают за этой сценой, пока не появляется настоящий военный патруль. Возглавляющий его офицер потеет от напряжения мысли: вроде на Дале с Кокшеновым советская военная форма, но какая-то не такая. "Кто такие?" - спрашивает он артистов. "Морская кавалерия, товарищ майор", - докладывает Кокшенов. "Железнодорожный флот, товарищ майор", - рапортует Даль. А этот дядька был на самом деле капитаном 3-го ранга, и "майором" они его доконали. Никаких артистов он не знал и под конвоем отправил наших ребят на гауптвахту. С великим трудом мы их вырвали из лап армейского правосудия".
Солдат / Кукольник, "Старая, старая сказка" (режиссёр - Надежда Кошеверова, 1968)
Надежда Кошеверова вспоминала: "Когда я начала работать над фильмом, (Анна) Тубеншляк (режиссёр "Ленфильма" - прим. "ВМ") мне напомнила: "Посмотрите Даля ещё раз. Помните, я вам его уже показывала. Вы ещё тогда сказали, что он очень молоденький". Основываясь на том, что я уже видела на пробах, и на своем представлении, что может делать Олег, хотя я с ним ещё и не была знакома, я пригласила его на роль. Несмотря на все мои предположения, я была удивлена. Передо мной был актёр яркой индивидуальности. Он с интересом думал, фантазировал, иногда совершенно с неожиданной стороны раскрывал заложенное в сценарии. Своеобразная, ни на кого не похожая манера двигаться, говорить, смотреть. Необычайно живой, подвижный".
Шут, "Король Лир" (режиссёр - Григорий Козинцев, 1970)
Образ Шута Козинцев связывал с современностью: "Мальчик, стриженный наголо. Искусство при тирании. У него детские вымученные глаза". Даль подходил режиссёру идеально - они восхищались друг другом. Козинцев оберегал дарование Даля как хрупкий и бесценный музыкальный инструмент. Беспощадный к любым нарушителям порядка на съёмках, лишь для Олега Козинцев делал исключения, прощая его частые срывы. Объяснение звучало просто и пророчески: "Мне его жаль. Он - не жилец".
Крестовский, "Земля Санникова" (режиссёры: Альберт Мкртчян, Леонид Попов, 1972)
На роль офицера-авантюриста Крестовского первоначально был выбран Владимир Высоцкий, однако его запретило снимать киноначальство, и тогда в поле зрения режиссёров появился Даль. Ему выслали в Ленинград сценарий, он с ним ознакомился и дал согласие сниматься. Однако, в ходе съёмок недовольство все больше охватывало как самого Даля, так и исполнителя другой главной роли - Владислава Дворжецкого. Они считали, что из серьёзного сценария получалось дешёвое зрелище с песнями. Несколько раз дело доходило то того, что оба актёра хотели покинуть съёмочную площадку. Они доиграли до конца, но отношения актёров с режиссёрами были испорчены окончательно. В итоге исполненные Далем песни перепел Олег Анофриев, так как режиссёр настаивал на том, чтобы Олег их спел по другому, но Даль отказался. Несмотря на критические отзывы о фильме исполнителей главных ролей, "Земля Санникова" была встречена публикой с огромным восторгом.
Зилов, "Отпуск в сентябре" (режиссёр - Виталий Мельников, 1979)
Когда Даль узнал, что на "Ленфильме" готовится экранизация "Утиной охоты" Александра Вампилова, он был твёрдо уверен в том, что именно его без всяких проб пригласят на главную роль. Но режиссёр его не пригласил. И Даль обиделся так сильно, что даже когда ему все-таки позвонили со студии и предложили эту роль, он категорически отказался от неё. Его уговаривали несколько дней, и, согласился он только тогда, когда ему дали понять, что кроме него больше никто эту роль сыграть не сможет. К сожалению, сам Даль увидеть себя на экране так и не смог. Картину назвали "упаднической" и положили на полку. Премьера фильма состоялась только в 1987 году, когда актёра уже не было в живых.
Свиридов, "Незваный друг" (режиссёр - Леонид Марягин, 1980)
Режиссёр вспоминал: "Я послал ему сценарий в Ленинград с запиской: "Прошу читать роль за словами и между слов". Олег дал согласие пробоваться, приехал и во время первой же встречи сказал враждебно: "Я всегда читаю роль между слов. Но хотел бы знать, о чем вы будете делать картину". Я начал рассказывать, а Олег слушал с непроницаемым лицом. Говорить было трудно. Моя экспликация, наверное, походила со стороны на отчёт подчиненного перед начальником. Я закончил и ожидал "приговора" Даля. Но он не стал долго разговаривать, открыл сценарий и с ходу сыграл сцену, точно поймав способ существования своего будущего героя". Когда заведующий актёрским отделом "Мосфильма" А. Гуревич узнал о том, что Даля собираются снимать в очередном фильме, он тут же заявил, что не допустит этого. Актёр пошёл к нему на приём. Елизавета Даль рассказывала: "Гуревич начал оскорблять артиста: "Кто вы такой? Вы думаете, что вы артист? Да вас знать никто не знает. Вот Крючков приезжает в другой город, так движение останавливается. А вы рвач. Вам только деньги нужны". Олег молчал, сжимал кулаки, потому что понимал - ещё минута, и он ударит. Пришёл домой с побелевшим лицом, трясущимися руками и сел писать письмо Гуревичу, но всё время рвал написанное. Долго не мог прийти в себя после такого чудовищного унижения и хамства». Но Марягин всё же утвердил Даля на роль Свиридова. "Тут в мою комнату на студии, - вспоминал режиссёр, - начали приходить "доброжелатели", жалеющие меня: — Что ты сделал?! Ты хочешь укоротить себе жизнь, работая с этим актёром? И рассказывались в подтверждение тезиса разные истории о его невыносимом характере: из театра ушёл, поссорившись, с одной картины ушёл в разгар съёмок, на другой - до конца съёмок не разговаривал с режиссёром, делая роль по своему усмотрению. Первого съёмочного дня я ждал, как ждут, наверное, исполнения самого тяжкого приговора. Олег явился на съемку минута в минуту, независимый, подчеркнуто держащий дистанцию, образовывающий вокруг себя поле напряженности. Я подходил к актёру, как входят к тигру в клетку. Но тигр не нападал, постепенно ощущение неуюта прошло, и возникло немногословное, как мне показалось, понимание..."