Прощай, друг: 5 знаменитых экранизаций произведений Себастьяна Жапризо
Жан-Батист Росси появился на свет 4 июля 1931 года в Марселе, в семье эмигрантов из Неаполя. В детстве он учился в иезуитском коллеже святого Игнатия. Там Жан-Батист занимался боксом, химией и литературой. После коллежа он учился в Сорбонне. Писать молодой человек начал в 17 лет. Его первый роман, "Дурное начало", был опубликован во Франции и США и принес ему известность. Следующим значительным достижением писателя стал перевод произведений Джерома Дэвида Сэлинджера.
В 1962 году Росси написал свой первый детективный роман "Купе смертников". Тогда же он придумал себе псевдоним - Себастьян Жапризо. В следующем году вышел роман "Ловушка для Золушки", сразу же удостоенный Гран-при французской детективной литературы. Обе эти книги были замечены кинематографистами: первую экранизировал Константин Коста-Гаврас, вторую - Андре Кайятт. В 1966 году переиздание "Дурного начала" получило престижную премию "Единогласие" - в жюри премии входили Жан-Поль Сартр и Луи Арагон. В том же году вышел самый известный роман писателя – "Дама в автомобиле в очках и с ружьём", который принёс автору новые жанровые премии и всемирное признание. Вскоре роман также был экранизирован.
Себастьян Жапризо активно сотрудничал с кинематографом, одновременно с остросюжетными детективами создавая литературные сценарии - так появились "Прощай, друг" (1968) с участием Чарльза Бронсона и Алена Делона, "Пассажир дождя" (1969) и "Бег зайца через поля". В 1977 году Жапризо опубликовал роман "Убийственное лето". Одноименный фильм собрал четыре премии "Сезар" (в том числе - за лучший оригинальный сценарий). В последние годы вышли его романы: "Любимец женщин" и "Долгая помолвка", а в 1988 году сам поставил фильм "Жюйе в сентябре".
"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить известные экранизации романов одного из самых читаемых авторов психологического детектива.
"Дама в очках и с ружьём в автомобиле" (режиссёр - Анатоль Литвак, 1970)
Дани Лонго (Саманта Эггар) берёт машину своего босса и тайком отправляется на отдых к Средиземному морю. Несмотря на то, что она совершает это путешествие впервые, по дороге её узнают люди, которых она сама раньше не встречала. Это почти доводит её до нервного срыва, а когда в багажнике машины обнаруживается труп, дело принимает серьёзный оборот… На самом деле, героиня становится жертвой старательно спланированного преступления. Попытка во всём разобраться самой приводит к переосмыслению собственной жизни и к поиску своего истинного "я". "Теперь-то я знаю, что безумие именно в этом и состоит, в этих подробностях, во множестве точных деталей, которые не связаны между собой и ни к чему не приводят, кроме как к самой себе", - говорит героиня.
"Ловушка для золушки" (режиссёр - Андре Кайат, 1965)
Наследница крупного состояния Мишель Исоль оказывается в клинике после страшного пожара - ожоги до неузнаваемости изменили её лицо и она потеряла память. Заботу о Мишель берёт на себя её бывшая няня. Постепенно к девушке возвращается память и она перестаёт доверять её рассказам. Втайне она начинает расследование собственного прошлого.
"Убийца в спальном вагоне" (режиссёр - Константин Коста-Гаврас, 1965)
Фильм, поставленный по роману "Купе смертников", поражает новаторскими на то время методами и ракурсами съёмки, а так же количеством французских звёзд первой величины (Симона Синьоре, Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньян, Мишель Пикколи и другие). Шесть человек путешествуют в купе в спальном вагоне поезда Марсель-Париж. По прибытии на место женщина с нижней полки найдена мёртвой. Полиция в лице инспектора Грацци (Монтан) принимается за расследование, подозревая остальных пассажиров в причастности к совершению преступления, однако потенциальные подозреваемые начинают гибнуть один за другим...
"Убийственное лето" (режиссёр - Жан Беккер, 1983)
Сюжет картины построен на роковом стечении обстоятельств, которые обрушиваются на главную героиню (Изабель Аджани), пытающуюся разгадать тайну своего рождения. В ходе своего расследования девушка встречает сына одного из насильников своей матери. Вскоре она выходит за него замуж и вынашивает план мести.
"Прощай, друг" (режиссёр - Жан Херман, 1968)
Фильм повествует о приключениях двух друзей, типичных представителей "потерянного поколения" войны Франции в Алжире. Лейтенант медицинской службы Дино Баррен (Ален Делон) возвращается из Алжира, где он участвовал в проигранной войне. Он привлекает внимание Проппа (Чарльз Бронсон) - десантника Иностранного Легиона. В казармах лагеря Сент-Март их койки оказываются рядом и Пропп пытается навязать Баррану участие в одном рискованном "выгодном дельце" где-то в Конго. Баррен отказывается, но Пропп выслеживает его через некоторое время в Париже. Баррен работает врачом в одной из крупных компаний, сейф которой собирается обчистить. Неожиданно для себя он оказывается в подземелье и не один, а вместе со своим ненавистным преследователем.