Виктор Сухоруков: У всех есть скелеты в шкафу
Актер всегда открыт для журналистов, хотя, по его собственному признанию, нередко сожалеет об этом.
- Над чем вы сейчас работаете? Есть новые предложения?
- Конечно, есть. Вообще последнее время я завален работой. Была Америка, была Канада, куда мы ездили со спектаклем Театра имени Вахтангова «Улыбнись нам, Господи». Еще были гастроли в Израиль, которые прошли с большим успехом. Это был очень красивый период в моей жизни. Я был счастливым путешественником в профессии.
Сейчас я играю по 12–13 спектаклей в месяц. Среди них, конечно, премьерствует «Римская комедия» в Театре Моссовета. Играю в спектакле «РРР» по роману Достоевского «Преступление и наказание», в «Тартюфе» на Малой Бронной — это тоже очень хороший спектакль, публика его любит.
- Это театр. А в кино что происходит?
- С успехом прошел по широкому экрану фильм «Орлеан» Андрея Прошкина. Не знаю, куда пропала картина его отца Александра Прошкина «Охрана» по сценарию Юрия Арабова — я там сыграл роль отчима главной героини.
Грандиозным событием в моей жизни стало то, что я сыграл, — именно сыграл, а не озвучил за кадром — роль Осипа Мандельштама в фильме Ромы Либерова «Сохрани мою речь навсегда». Я уже о нем шумел и даже у Вани Урганта в программе был в связи с этим фильмом. Очень горжусь своей работой в нем.
И еще одно грандиозное событие произошло недавно в моей жизни — я получил роль в новом фильме Андрея Кончаловского. Не знаю, насколько рано говорить об этом, но он снимает кино «Рай». Я сыграл в нем небольшой эпизод, но зато самого Гиммлера.
- Это будет картина о войне?
- Я думаю, не о самой войне, а о людях во время войны. Сначала режиссер хотел, чтобы немецкий актер сыграл эту роль, но так сложились обстоятельства, что остановились на мне. Это был тот редкий случай, когда я даже сценарий не читал. Кончаловский предложил мне работать, и я сразу согласился.
- Как работалось с Андреем Кончаловским?
- Это был для меня такой урок на старости лет! Как он ведет съемочный процесс, как разговаривает с актерами — ничего похожего в моей жизни не было. Он ставит очень конкретные задачи. И вообще создает такую атмосферу, что, во-первых, ты раскрепощаешься, во-вторых, чувствуешь в себе уверенность.
В-третьих, что бы ты ни делал, даже если ошибаешься, он как бы не видит, не замечает (в кавычках, разумеется) этих ошибок. Он создает условия, чтобы актер был свободен и талантлив! Во время съемок были такие интересные мгновения — и на площадке, и во время репетиций, что это надо показывать как представление.
Когда он говорил мне: «Брось текст, чтобы он тебя не держал, говори что хочешь, неси любую абракадабру, главное — твоя стратегическая цель, ты к ней стремишься». Пять камер снимали все это одновременно. Я впервые с таким столкнулся.
- Как будете отмечать день рождения?
- Отмечать, праздновать, поздравлять — морока все это. Главное — повседневная наполненность и необходимость твоего присутствия на этой земле. А все остальное — цифры, даты, юбилеи — это для тех, кто ищет повод выпить, встряхнуться.
- Вы, я знаю, совсем не пьете. Сколько уже лет длится личный сухой закон?
- С января 2000 года. Пятнадцать лет. В этом году юбилей фильма «Брат-2» и юбилей моей трезвости. Пятнадцать лет — это срок солидный, я уже весь реинкарнированный.
- Вы человек, который способен критически осмыслять свою жизнь, признающий свои ошибки… Это дает силу?
- Не скажу я про себя, так другие скажут, да еще наврут. Но при всей моей открытости, загадки, тайны и скелеты в шкафу есть? Конечно, есть! Без этого я был бы неинтересен. Сегодня я озадачился вопросом, почему мы так глубоко раскрываемся, широко распахиваемся перед публикой? Я имею в виду актеров, художников. Мы не должны этого делать. Надо оставлять некую недосказанность, создавать зыбь образа, чтобы быть немножко легендой, чуть-чуть мифом и обязательно — загадкой.
А если я вывернусь наизнанку, а ваш брат журналист еще прибавит свой гарнир, я стану неинтересен. А моя-то профессиональная задача — вызывать интерес у людей как можно дольше.
Ведь чем дольше я интересен людям, тем дальше пенсионный возраст. Я хочу быть нужен людям! А если вы меня расшифруете, препарируете и скажете — вот он весь перед вами, то все, ребята, закрывай магазин. Поэтому хочется на каком-то этапе своей жизни, а не за ее пределами, оставаться некой загадкой.
СПРАВКА
Народный артист России Виктор Сухоруков родился 10 ноября 1951 года в Орехово-Зуеве. В 1978 году окончил ГИТТИС и работал в ленинградских театрах. Участвовал в театральных антрепризах, в том числе в спектакле Олега Меньшикова «Игроки».
В кино дебютировал в 1973 году в фильме «С тобой и без тебя». Однако по-настоящему привлек к себе внимание лишь в 1990 году, сыграв главную роль в фильме Юрия Мамина «Бакенбарды». Играл в большинстве фильмов Алексея Балабанова, включая знаменитые «Брат» и «Брат-2». С 2011 года — актер Московского театра имени Моссовета.
ПЯТЬ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ РОЛЕЙ АКТЕРА
■ Улыбнись нам, Господи (2014)
На вахтанговской сцене в спектакле Римаса Туминаса по двум романам Григория Кановича актер Сухоруков сыграл роль бывшего бакалейщика Авнера Розенталя
■ Тартюф (2011)
Спектакль по произведению Мольера поставил в Театре на Малой Бронной Павел Сафонов. Актер Виктор Сухоруков предстал перед зрителями в роли несносного Святоши
■ РРР (2012)
В спектакле режиссера Юрия Еремина по мотивам романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» Виктор Сухоруков сыграл роль пристава следственных дел Порфирия Петровича
■ Римская комедия (2014)
Премьера спектакля по пьесе Леонида Зорина в постановке Павла Хомского состоялась в театре имени Моссовета 22 ноября прошлого года. Зрители увидели Виктора Сухорукова в роли императора Домициана
■ Орлеан (2015)
Фильм режиссера Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова. Виктор Сухоруков сыграл в нем роль экзекутора по фамилии Павлючик