Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Сергей Соловьев: «Невыносимо жить с незавершенными делами»

Развлечения
Режиссер Сергей Соловьев перед Приморской сценой Мариинского театра во время церемонии закрытия XIV Международного кинофестиваля стран АТР "Меридианы Тихого"
Режиссер Сергей Соловьев перед Приморской сценой Мариинского театра во время церемонии закрытия XIV Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» / Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
25 августа режиссер отмечает день рождения. Накануне праздника Сергей Александрович поделился с «ВМ» радостями и тревогами, достижениями и планами.

- Сергей Александрович, с каким настроением вступаете в 73-й год жизни?

- Все  бы и ничего, порой даже хорошо, но есть причины  для грусти.

- На днях вышла премьера киноальманаха «Про любовь. Только для взрослых», где вы снялись в качестве актера. Правда, роль у вас без слов, но заметная. Вы слушаете лекцию о «О любви и семье» профессора Джона Малковича. Как  оказались в роли ученика?

- По просьбе моей ученицы – Анны Меликян. Анна сняла первый фильм «Про любовь», а в продолжении «Про любовь. Только для взрослых» выступила художественным руководителем и продюсером. Вот она, моя ученица, посадила меня учиться. Причем сцены с моим участием снимала сама Анна. Поясню, что киноальманах состоит из пяти новелл, и над каждой работал отдельный режиссер.

- Удалось пообщаться с Джоном Малковичем?

- Мы с ним хорошо знакомы. Не то чтобы друзья, как с Ричардом Гиром, но в добрых отношениях. В моих планах, если так можно говорить в случае с моим возрастом, поработать с Малковичем. Что касается фильма «Про любовь. Только для взрослых»,  он мне понравился. Изящная, тонкая, смелая и  профессиональная картина. У нас принято к альманахам  относиться несколько несерьезно. Много режиссеров, и никто не берет на себя ответственность. А в данном случае каждый создатель отвечал за то, что он говорит публике о любви. Ценно то, что получился серьезный умный разговор, а не болтовня.

- В интервью «ВМ» вы сказали, что «слово «любовь» запретили бы употреблять на несколько лет, потому что оно потеряло свой высокий смысл.

- Я себе запретил говорить о любви, чтобы сохранить смысл и слова, и чувства. А как я могу запретить другим людям употреблять слово «любовь»? А себе – да, запретил. Много об этом и сказал, и снял, и написал в своих книгах.

- Какая из ваших картин о любви – самая серьезная, самая откровенная?

- Пожалуй, самая серьезная так и называется «О любви»,  и она по произведениям Чехова. Признаюсь, что это картина – моя самая любимая. Правда, она не так громко прошла в прокате, как другие фильмы, но не менее мне дорога. Я же не могу выйти на улицу и закричать «Заметьте мое кино, посмотрите мое кино!». Хотя иногда хочется это сделать.

- Ваш последний фильм «Кеды» публика хорошо приняла: был показ на Московском фестивале и прокат. Над чем сейчас работаете?

- Над продолжением фильма «Елизавета и Клодель». Работу над картиной начал четыре года назад, но поскольку съемки должны были быть во Франции и в производстве картины участвовали французы, то из-за санкций пришлось взять паузу. Надеюсь, что осенью вновь будем снимать. Если бы я знал, что точно все получится, был бы счастлив. Самое мучительное для меня – нечто незавершенное. Невыносимо жить, когда твоя работа не закончена. Представляете – должен родиться ребенок, а он не рождается и не рождается.

- О чем фильм «Елизавета и Клодель»?

- Отчасти о сексуальной революции в России. Героини — две девочки 17 лет: русская Елизавета и француженка Клодель. Обе - из хороших семей. Они убегают из дома на французский курорт Довиль (где происходит действие фильма Клода Лелюша «Мужчина и женщина» - прим. «ВМ»), горя желанием поучаствовать сразу во всех революциях — и мировой, и сексуальной.  Но на курорте оказывается всего четыре мужика — сумасшедший пилот, который бьется головой об стенку, после чего ложится в больницу, 75-летний лауреат Нобелевской Премии, приехавший во Францию, где прошло его детство, чтобы проститься, и русский революционер-авантюрист. Действие фильма происходит в начале 20 века. Девочки понимают, что влюбиться здесь не в кого, и начинают выпускать газету «Искра». Таким образом, занимаясь политической журналистикой, девочки быстро взрослеют, что не очень хорошо. В ролях – мои студентки из ВГИКа. Замечу, что  мои студенты, а у меня два курса – во ВГИКе и в Институте Современного Искусства - меня радуют.

- Сергей Александрович, как вы, успешный режиссер, стали заниматься педагогикой?

- Все началось с моего друга Александра Кайдановского. Александр очень хотел стать режиссером, учился у Андрея Тарковского, а когда Андрей уехал за границу, своего ученика, причем единственного, передал мне. Отказать Тарковскому я не мог. С тех пор  и преподаю. Почему-то считают, что Соловьев везде преподают, но это не так. У меня всего две мастерских – во ВГИКе и в ИСИ.

- Сергей Александрович, если бы ваши родственники захотели стать режиссерами, к какому мастеру вы бы их устроили по блату?

- Я бы порекомендовал им Александра Сокурова. Я не умею так учить, как Сокуров, и осознаю это. Александр Николаевич гениально одарен педагогическим даром обучения режиссеров. Сокуров – не только гениальный режиссер, но и гениальный педагог.

- День рождения будете отмечать в Москве?

- В Москве. 1 сентября на работу выходить – учеников новых набрал. Придут домой дети, друзья - поздравят. По крайней мере, дети точно поздравят – куда им от меня деться? К сожалению, многих моих друзей нет в живых, и это тоже меня не может не огорчать. Нет Тарковского, нет Кайдановского, нет Саши Абдулова, Олега Янковского…

- Абдулов и Янковский сыграли в вашей экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» Стиву Облонского и Алексея Каренина. Видели ли вы экранизацию Карена Шахназарова?

- Не успел, но хочу посмотреть. Предвкушения особой радости в связи с этой работой у меня нет, как и печали нет. Возвращаясь к своим баранам, ищу театр или площадку для того, чтобы мои выпускники во ВГИКе играли дипломный спектакль «Война и мир». Спектакль очень хороший, а место найти не можем. Еще одно незавершенное дело, которое меня мучает. А так - как в той песенке, «Все хорошо, все хорошо». А ведь мы ставим новые спектакли со студентами. Недавно поставили чудный «Стеклянный зверинец» и тоже хочется его играть. Я понимаю, что сейчас режиссер, мастер должен сам искать и деньги для своих фильмов, и работу для выпускников, и площадки для студенческих спектаклей, но хотелось бы содействия и понимания.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram! 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.