Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Игорь Яцко: «Антоша Чехонте не изменил себе в последней пьесе»

Развлечения
30 января в Школе Драматического искусства премьера – «Вишневый сад» в постановке Игоря Яцко. Режиссер рассказывает о своем видении драматического завещания классика.

- Игорь Владимирович,  почему решили поставить «Вишневый сад» именно сейчас? Писатель Андрей Битов в интервью «ВМ» высказал  мнение, что «Чехова заиграли».

- Для меня Чехов – новый автор. С учителем Анатолием Васильевым занимались «уроками Чехова», но это было давно – в 1992 году, и не так много, как хотелось бы. Мой «Вишневый сад» возник  благодаря одному впечатлению,  полученном на творческом вечере в Центральном Доме актера актрисы нашего театра Людмилы Дребневой. Когда я слушал  рассказ актрисы о своей жизни, профессии, в воображении возник образ Раневской. Так родилась мечта поставить Чехова именно с Людмилой Дребневой. Работая над спектакле, я заново прочел Чехова.

-  Поделитесь своими открытиями? В чем загадка Чехова?

-  Очень тонкий автор, у которого нет однозначных красок. Чехова нельзя делать без любви к человеку. Не секрет, что есть произведения, в которых люди отсутствуют, а присутствуют идеи. Пьеса Чехова «Вишневый сад» - комедия, и в ней люди существуют в определенных обстоятельствах, поэтому без знания человеческой психологии эту пьесу ставить невозможно. Но при этом только на показе взаимоотношений персонажей останавливаться нельзя. В пьесе есть более высокая планка, небесный символ, к которому поднимается каждый персонаж в отдельности.  Не обошлось в «Вишневом саде» без мистики, метафизики, тайн мироздания и, конечно, без символов.

- Трудно ставить «Вишневый сад»?

- Процесс был продолжительный, как, впрочем, это должно происходить в театральной лаборатории.  Вначале я работал с каждым актером так, если бы он был главным персонажем. Считаю, что в этом произведении нет второстепенных героев – все главные. Есть «Вишневый сад», который состоит из деревьев, и каждое дерево – персонаж. И когда Лопахин говорит о том, что надо вырубить Вишневый сад, это означает, что надо вырубить людей, заселивших  пространство.  Чехов показал, что люди как деревья прорастают везде, и это – прекрасно!

-  Может, Чехов хотел сказать, что не надо быть такими материальными? Возможно, и в этом заключается комичность ситуации –  люди цепляются за шкафы и деревья, а мир –  больше, дальше, многограннее?

- Комедия, на мой взгляд, прежде всего, потому что в ней идет рассказ о людях, которые не знают истин. Если внимательно прочесть все диалоги, монологи пьесы, то в ней нет ни одного истинного слова. Пьеса «Вишневый сад»  правдива, но не истинна. А поскольку истины нет, значит, комедия. Жанр комедии касается  горизонтали, то есть жизни людей, - в сравнении с вечностью. Люди не всегда соотносят свою жизнь с вечностью. Если Гаев говорит: «Все равно умрешь?», то Трофимов возражает: «А кто знает? Может, откроют такие стволовые клетки, специальные методы омоложения?». Действительно, мы с вами наблюдаем, как наука превращает научную фантастику в реальность, и это есть прогресс. Но путь прогресса – материалистический. Бывает, что идешь – идешь по этому пути, а радости он не приносит.  Еще поэтому Гаев иронизирует: «А может юбилей шкафа отпраздновать – ведь ему 100 лет?». Или Лопахин предлагает: «Надо делать дачи, и тогда вы будете спасены». На что Раневская отвечает: «Я прожигала свою жизнь, глупо, несчастливо, грешно, но когда я «дошла до ручки» в Париже, меня потянуло в Россию. Может ради этого чувства покаяния и стоит жить?». Возможно, покаяться перед смертью важнее, чем наделать дач, сохранить богатство, передать его своим детям, которым, может быть, оно и не пригодится?».

- Игорь Владимирович, все-таки какой путь – материальный или духовный предлагает Чехов России в начале 20 века?

- У Чехова всегда возникает альтернатива другого пути – неделового. Помните, как Лопахин говорит Раневской и Гаеву: «Таких неделовых людей, как вы, я не встречал». И в своей постановке «Вишневого сада» я стараюсь показать этот другой мир – нематериальный, неделовой. Спектакль будет идти на сцене зала «Манеж», с его белыми стенами, большим пространством, высоким потолком.  Между прочим, в спектакле есть декорация церкви (в пьесе упоминается отец, который шел в церковь)

- Наверняка, задумывались над тем – верил ли Чехов в вечную жизнь? Пьеса «Вишневый сад» написана за год до смерти писателя?

- Чехов не сомневался в существовании другого мира, хотя и был доктором, а значит, материалистом.  Антон Павлович писал о том, что «у него осталась любовь к церковной музыке, которую в тяжелом детстве ему вбил отец». Тот факт, что Чехов создавал «Вишневый сад», находясь в пограничном состоянии между жизнью и смертью, отражается в пьесе. Но он не хотел страшить людей ужасами загробного мира, а написал «забавную вещицу» (так Чехов говорит о своей задумке написать 2Вишневый сад»).  И свое недовольство постановкой «Вишневого сада» в Московском Художественном театре Антон Павлович объясняет тем, что его намерение соединить грустные и смешные вещи, нелепые и наивные, забавные и серьезные не было понято…Поскольку Чехов находился между жизнью и смертью, еще поэтому «Вишневый сад» - пророческое произведение. Для меня «Вишневый сад» - миф о гибели прекрасного мира, который гибнет с момента своего сотворения, но при этом никогда не погибнет. Финальная сцена  «Вишневого сада» - заколачивание Фирса в дворянском доме – абсурдистская, трагикомическая, подобная сценам и стихам Даниила Хармса. Через эту сцену открывается будущее литературы: Вот, когда Россия погибнет, и Вишневый сад вырубят, и все превратится в могилу, - жизнь все равно будет продолжаться, и покойный Фирс окажется живее всех живых. Возможно, в этом – черный юмор, тем не менее, это – юмор, а значит, надежда? Чехов в своей последней пьесе выбирает смех главным героем. Антоша Чехонте не изменил себе, раннему, перебросив перспективу в самое начало пути.  

- Игорь Владимирович, известно, что из всех русских писателей и драматургов Чехов – самый популярный, «востребованный» на Западе? Почему так часто мир обращается к Чехову?

- На мой взгляд, Чехов нашел особый стиль, в котором создал большой подводный пласт. (как в «Чайке» - колдовское озеро, гладь воды, а все рельефы дна спрятаны под водой). Из всех писателей Чехов с невероятной тонкостью относится к читателю. Все чувствуют, что среди подводных камней, которых много в произведениях Чехова, существует рельеф. Это не какое-то болото, без дна и почвы…а с четкой графической конструкцией основания. Чехов тонко выписывает ткань, но при этом позволяет себе резкие, даже грубые ходы.

- Расскажите, пожалуйста, о типажах в театре Чехова? Почему многие герои его произведений стали нарицательными?

- Всех персонажей пьесы «Вишневый сад» я разделил на три группы. Первая -  «человеки» (те, которые похожи на людей, с характерами, особенностями, слабостями, пороками), и к ним относятся Раневская, Гаев. Вторая – так называемые «духи» (когда в людях духовная часть – положительная или отрицательная настолько сильная, что они пребывают между двумя мирами – реальным и нереальным), и яркая представительница мира духов – Шарлотта Ивановна, у которой нет паспорта, возраста, постоянного места жительства, и она воплощение «мировой души» (помните, в «Чайке» разговоры о «мировой душе»)…Между прочим, и в повседневной жизни этими «духами» наполнен наш город – это и святые, и юродивые, и бомжи…Третья группа – самая страшная – это «бесы». Бесы несут с собой идеи зла, разрушения, соблазна, и к ним, на мой взгляд, принадлежат слуга Яша и студент Трофимов. Яша ненадолго приезжает в Россию из Парижа, разрушает Дуняшу, а вместе с ней еще многих-многих других, и уезжает…Кстати, Яша – один из самых цельных персонажей, как, впрочем, все «бесы» – цельные (тогда как человек цельным быть не может).

- Почему студент Трофимов – представитель «бесовщины»?

- В советское время Трофимова трактовали как самого положительного персонажа этой пьесы, тогда как он – один из самых главных «бесов» - страшнее соблазнителя Яши. Он – «хорон»: похоронил Гришу, похоронил Ваню, со временем похоронит Лопахина. В образе милого студентика живет Крошка Цахес, который соблазняет словами, которые очень похожи на истину, и поэтому внушают доверие. Трофимов – прямой продолжатель Верховенского, который, с одной стороны, по своему интеллекту измельчал, а с другой стороны, окреп. Трофимов прямым путем идет к революции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Виктория Исакова: «Моя героиня — камертон катастрофы»

В этом гулком и кажущимся обнаженным пространстве могут звучать и легкие французские песни, и музыка, напоминающая еврейские песнопения, создающие предчувствие катастрофы, с которым живет Любовь Раневская, сыгранная актрисой Викторией Исаковой. Накануне премьеры Виктория Исакова рассказала журналистам, как готовилась к этой роли и почему «Вишневый сад» стал самой сложной работой за всю ее карьеру.

- Я думаю, что Раневская - трагическая персона, в которой ощущается нерв, предвещающий катастрофу, она - камертон этой катастрофы, - говорит Виктория о своей героине (далее...).

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.