Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Александр Блок: И голос был сладок, и луч был тонок…

Развлечения
Александр Блок: И голос был сладок, и луч был тонок…
Картина «Александр Блок» Ильи Глазунова. / Фото: РИА «Новости»
Этой публикацией мы начинаем серию литературных эссе поэта, прозаика, публициста, драматурга, обозревателя «Комсомольской правды» ОЛЬГИ КУЧКИНОЙ — для «Вечерней Москвы».

Александр Блок написал — «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин». Боготворил Пушкина. С трогательным пониманием относился к Гоголю: «Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же, как большинство его современников: с жутью, с беспокойством и, вероятно, с неприязнью: непобедимой внутренней тревогой заражает этот, единственный в своем роде человек: угрюмый, востроносый, с пронзительными глазами, больной и мнительный».

Блок и его современники — так же как мы с вами — все вглядывались благодарно туда, в глубь лет, чтобы утвердиться: они живые — родные и близкие по крови.

Вглядимся же в Блока, в его непостижимо прекрасное, чистое, узкое лицо в темных кудрях, с высоким лбом и печальными глазами, с печатью тайны на челе. Тайна открывалась в стихах. Но не до конца. Стихотворение неисчерпаемо, как личность творца. Как выразительно заметил он: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды».

Он начинал как символист, заявив, что символ есть слияние смыслов. Или по-другому: соединение смысла вечного с невечным.

Сама жизнь его была исполнена символов — вещих знаков. В спектакле «Гамлет» он играет роль Гамлета. Офелия — Люба, дочь известного ученого-химика Дмитрия Менделеева. Блок запишет: «Студент (фамилию забыл) помешался на Дмитрии Ивановиче. Мне это понятно. Может быть, я сделал бы то же, если бы еще раньше не помешался на его дочери».

Он на Любе. Трагические отношения Гамлета и Офелии пройдут через всю их жизнь. Изнурителен будет их брак. Третьим в него вторгнется любимый друг Блока, поэт Андрей Белый.

«Смерти я боюсь и жизни боюсь, милее всего прошедшее, святое место души — Люба. Она помогает — не знаю, чем, может быть, тем, что отняла», — загадочная помета в тех же блоковских записных книжках.

Через несколько строк — несколько лет! — совсем другое: «Люба довела маму до болезни. Люба отогнала от меня людей, Люба создала всю ту невыносимую сложность и утомительность отношений, какая теперь есть. Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей, в том числе — мою мать, то есть мою совесть. Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня и довела до того, что я теперь. Люба, как только она коснется жизни, становится сейчас же таким дурным человеком, как ее отец, мать и братья. Хуже, чем дурным человеком, — страшным, мрачным, низким... Но... я не могу с ней расстаться и люблю ее».

Кажется, зачем знать про великих, что и у них, как у всех, то одно, то другое, те же противоречия, те же споры, те же ссоры, что у невеликих? Затем, чтоб понять: ничто нас не отделяет от них. Кроме... вершин духа и дара. А это значит, что непроходимой пропасти меж ними и нами нет. Мы из нашей «низкой» жизни можем стараться подняться в их высокую жизнь, чтобы приобщиться к ним. И, стало быть, безнадежности нет.

Символ и вещий знак — другая Люба. Актриса Любовь Дельмас. «Она записывает иногда мои слова. Она вся благоухает. Она нежна, страстна и чиста. Ей имени нет. Ее плечи бессмертны».

И тут же, рядом: «... грустно. Пишу Любушке». Жене.

Таинственный Блок, одинокий, влюбленный, целованный вьюгой, забредающий в ночной кабак, где, дыша духами и туманами, проходят женщины, молящийся в церкви, где девушка пела в церковном хоре, замкнутый, кажется, исключительно на себя и свое, кажется, неземной поэт Блок производит земные обследования: «Я произвожу десять «обследований»... Семь... Пять...» Началась Первая мировая война, и Блок участвует в работе Комитета помощи семьям запасных — был такой комитет.

Он, интеллигент до мозга костей, собирался на войну. «Я не боюсь шрапнелей. Но запах войны и сопряженного с ней — есть хамство. Оно подстерегало меня с гимназических времен, проявлялось в многообразных формах, и вот — подступило к горлу... эта бессмысленная война ничем не кончится. Она, как всякое хамство, безначальна, бесконечна, безобразна».

Вместо военного отряда поступает в инженерно-строительную дружину номер 13. Он шел впереди манифестации с красным знаменем еще в революцию 1905-го.

Поэт принял Октябрьскую революцию 1917-го как очистительную и написал знаменитую поэму «Двенадцать», где сам Христос у него возглавляет движение.

В белом венчике из роз

Впереди Иисус Христос…

Он расплатится потом за это. Еще до Октября 1917го, после Февраля 1917-го, он заседает в Чрезвычайной следственной комиссии, утвержденной Временным правительством для расследования противозаконной деятельности царских министров и сановников.

Его заметки, сделанные для себя, его зарисовки характеров и типов — энциклопедия русской власти. Это тогда он занесет в дневник: «Никого нельзя судить.

Человек в горе и в унижении становится ребенком.

Вспомни Вырубову, она врет по-детски, а как любил ее кто-нибудь... Сердце, обливайся слезами жалости ко всему, ко всему, и помни, что никого нельзя судить; вспомни еще, что говорил в камере Климович и как он это говорил; как плакал старый Кафаров; как плакал на допросе Белецкий.

Вспоминай еще — больше, больше, плачь больше, душа очистится…» Имя фрейлины Вырубовой известно.

Климович, Кафаров, Белецкий — кто их помнит? Их имена остались, потому что Блок пожалел их.

Блок хочет быть в своем времени. О его отношении к современности написал его двоюродный брат: «Он думает, что надо во что бы то ни стало в нее войти и жить ею, иначе умрешь».

Обдумывая случившееся в русской истории, Блок пророчески замечает: «…Если даже не было революции, т.е. то, что было, не было революцией, если революционный народ действительно только расселся у того же пирога, у которого сидела бюрократия, то это только углубляет русскую трагедию». О, как это перекликается с нашими днями! Но Блок, с его глубочайшим умом и чутьем, на этом не останавливается, а продолжает: «Чего вы от жизни ждете? Того, что, разрушив обветшалое, люди примутся планомерно за постройку нового? Так бывает только в газете...» Заканчивает он и вовсе неожиданно: «...а люди — создания живые и чудесные».

Он обнаружил жестокость в русских народных сказках, призвал не быть сентиментальными, предупредив: нашим детям предстоит в ближайшем будущем входить во все более тесное общение с народом, потому как век «железный», будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств.

По его словам, песенка всяких уютных «привилегированных» заведений спета, дети рано соприкоснутся с тем, что называется невежеством, темнотой, цинизмом и жестокостью, так вот сказки помогут им что-то понять и принять.

Когда темные революционные крестьяне разграбили и сожгли его библиотеку в любимом Шахматове, он — понял и принял это. Поэт не может быть двоедушным.

Меж тем сомнения терзали его: «Я не имею ясного взгляда на происходящее, тогда как волею судьбы я поставлен свидетелем великой эпохи. Волею судьбы ( не своей слабой силой) я художник, т. е. свидетель. Нужен ли художник демократии?..» Тем не менее, он оставался на стороне Советской власти. Отказался от участия в антибольшевистской газете «Час», организованной поэтами-супругами Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским вместе с террористом Борисом Савинковым. А два последних года жизни возглавлял Большой драматический театр в Питере, желая служить своей стране, ее культуре и ее народу.

С ним приключилась какая-то странная болезнь. Ей нет названия, хотя попыток медицинских диагнозов было много. Он голодал, страшно исхудал, ушел в себя, ни с кем не хотел и не мог говорить, и — больше никаких объяснений на страницах дневника. Как будто воля к жизни покинула его. Специально заседает Политбюро ЦК РКП(б) под председательством Ленина, которое предписывает Наркомпроду улучшить продовольственное снабжение поэта Александра Блока. Через одиннадцать дней еще одно Политбюро принимает решение о выезде его в Финляндию на лечение. Никуда он не выехал. Не успел. До смерти оставалось две недели.

Однажды в молодости он записал: «Господи! Без стихов давно! Чем это кончится? Как черно в душе. Как измученно!»

Он больше не писал стихов. За четыре года до конца сказал себе: «Нет, не надо мечтать о Золотом веке. Сжать губы и опять уйти в свои демонические сны».

Может быть, узнав, чем кончаются революции, затеянные во имя строительства золотого века на века, он сжал губы и навсегда ушел в свои демонические сны?

Две строки в его дневнике со специальной подписью и датой похожи на заклинание: «Все будет хорошо. Россия будет великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться. Ал. Блок. 22. IV. 1917».

Он не дождался.

 

ИЗБРАННОЕ

* * *

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских

Врат,

Причастный Тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

* * *

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.