Преподобный Роман Сладкопевец. «Душе моя, душе моя, восстани»
«Родом был из евреев, но ум имел утвержденным. Он не был фарисеем, но сосудом многоценнейшим» - говорится в древнем каноне, посвященном Роману. У него, признанного автора церковных песнопений, есть незримая, но крепкая связь с Россией. Будучи покровителем рода Романовых, этот святой в лихие годы и поруганию подвергся вместе с Царской Семьёй...
«НЕВЕЖДУ ТЫ ПОСТАВИЛ НАРАВНЕ С НАМИ!»
Нетрудно догадаться, что Роман всерьёз изучал медицину: тексты его песнопений изобилуют древними медицинскими терминами. Он обличает лекарей — «растленное собрание лжеврачей, чрез мзду души человеческие изымающих». А бескорыстных святых целителей — прославляет, называя «бессребренниками»... Вряд ли мы когда-нибудь больше узнаем о его светском образовании. Да это и неважно. Важно то, что сохранила Церковь — песнопения Романа и предание о его благочестивой жизни.
Святой родился в восьмидесятых годах V века. Он был родом из сирийского города Эмессы, из еврейской семьи, принявшей христианство. Служил пономарем в одной из церквей Бейрута — Воскресения Христова. А когда в 512 году монофизиты свергли Антиохийского Патриарха Флавиана и начались гонения на православное духовенство, Роман переехал в Константинополь.
Его новым домом становится квартал Кирах, где он трудится в храме Пресвятой Богородицы. И вскоре получает новое назначение — пономаря при великолепном храме Св. Софии — главной Константинопольской святыне. Святой Роман не знает грамоты, но он усерден в доброделании, в посте и молитве, Не имея ни голоса, ни слуха, чем может, помогает при богослужениях. Многие тогда смеялись над ним, но Патриарх Евфимий приблизил Романа к себе, полюбив за искреннюю веру и добродетельную жизнь. И стал ценить наравне с клириками (чтецами и певчими), даже жалованье положил такое же.
С этого жалованья и начались его проблемы — клирики возроптали на патриарха, говоря ему: «Невежду ты поставил наравне с нами!» И однажды проучили этого «выскочку»: во время совершения Царских часов в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал царь Анастасий, насильно потащили святого на амвон. «Получаешь равное с нами жалование — неси и равную с нами службу!» Со стыдом и позором преподобный покинул амвон, ведь он не умел петь. В тот момент ему казалось, что все смеются над ним, а особенно — царь...
«ОТКРОЙ УСТА»
Вернувший домой, преподобнвй упал на колени и стал усердно молиться. Да так и уснул пред иконами... Впрочем, по некоторым данным, он задремал ещё в Храме. И всё произошедшее после этого — произошло именно там.
Приснился Роману удивительный сон. Пресвятая Дева протянула ему свиток и сказала: «Открой уста». Когда же тот повиновался, велела сьесть свиток, что и было тотчас исполнено... В тот же миг Преподобный проснулся и, когда пришло время всенощного бдения, отправился в церковь. В час песнопений в честь праздника Рождества Христова, он взошел на амвон и прекрасным звонким голосом (какого прежде у него никогда не было) запел песнь, которую тут же сам и сложил:
«Дева днесь пресущественнаго раждает,
и земля вертеп неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо,
Превечный Бог».
Произошло чудо: со свитком Богородицы святой получил голос и поэтический дар. Когда же он окончил свою песнь, Патриарх спросил: откуда такая премудрость? Пришлось святому рассказать обо всём, что с ним произошло всего несколько часов назад. Узнав о чуде, клирики раскаялись и упали к его ногам. Патриарх поставил Романа диаконом.
С этой поры святой пишет духовные песнопения — всего в течение жизни из-под его пера вышло их не менее тысячи. И по сей день многие являются частью церковных богослужений. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его подобию составлялись и многие другие...
СЛАДКОПЕВЕЦ
Считается, что впоследствии Роман принял сан иерея и начал совершать священническое служение, но в памяти народной он навсегда остался диаконом — вдохновенным псалмопевцем. В греческом подлиннике стихи его имели особый размер, называемый тоническим. Немецкий византинист Крумбахер, издавший полное собрание его гимнов, признаёт, что по поэтическому дарованию, глубине чувства и возвышенности языка Роман превосходит всех других греческих песнопевцев.
Церковь присвоила Роману имя «Сладкопевца» и признала его самым лучшим песнописцем — и по богатству мыслей, и по поэтичности, и по глубине чувства и возвышенности слога... Святой также считается покровителем церковных хоров и певчих. Интересно, что в отличие от церковно-славянского «сладкопевец», в греческом языке употребляют слово «o. melodos», означающее одновременно творца и мелодии, и текста песнопения.
Роман отошел ко Господу в 556 году в возрасте около 70-ти – 80-ти лет. Его святые мощи лежат в Кирах - там, где он получил божественный дар песнотворения. Поскольку при жизни он любил бывать и служить во Влахернском храме — где позднее произошло явление Покрова Божией Матери, святой часто изображается на иконе Покрова — хотя и жил в иное время.
В 1902 году, в родовой усыпальнице Романовых — в подклетье Преображенского Собора Новоспасского монастыря в Москве, был устроен храм преподобного Романа Сладкопевца. С тех пор считается, что все Романовы, гробницы которых находятся в храме, незримо присутствуют на богослужениях...
После расстрела Царской Семьи, большевики совершили страшное кощунство, устроив на месте храма отхожее место. Но в 90-х годах прошлого века началось возрождение монастыря, и святое место очистили. Храм был восстановлен и действует по сей день.