Память сердца
Спектакли о минувшей войне не так часто появляются на музыкальной сцене столицы. Хореограф Нина Мадан и режиссер Дмитрий Жаров на основе вокально-симфонической поэмы Валерия Гаврилина «Военные письма» создали балет, рассказывающий о великой силе любви тех, кто испытал это чувство и заплатил своей жизнью за то, чтобы его смогли испытать нынешние юноши и девушки.
Нина Мадан не пошла по проторенному пути «зримой песни», иллюстрируя «военные шлягеры» Эшпая, Френкеля, Листова и других, а сочинила свою хореографическую партитуру, построенную на эмоциональной «перекличке» настоящего с прошлым, которое наша память сохраняет вот уже семь десятилетий подряд.
Сюжет «Писем с фронта» взят постановщиками из жизни. Это – поэма о любви, над которой не властна даже смерть. Судьбы героев из теперь уже далеких 40-х годов военного лихолетья трагичны и прекрасны по силе и красоте человеческого чувства.
Благодаря ретроспективной драматургии спектакля Нина Мадан создала оригинальную пластическую композицию, смысловым центром которой становится не рассказ об ужасах войны, а воспевание цельных русских характеров, способных выстоять в страшную годину испытаний.
Хореография Нины Мадан достаточно изобретательна, она не просто следует за музыкой Гаврилина, она вырастает из вслушивания в нее. Постановщица не накладывает танцевальные узоры на заданную музыкой тему, она – художник, самостоятельно мыслящий в русле раздумий композитора. Пластика балета «Письма с фронта», в отличие от вставных чтецких эпизодов, лишена патетики и внешних эффектов, она сдержанна по форме, но эмоциональна и образна по содержанию.
Говорить о работе отдельных исполнителей сложно, поскольку балет задуман как ансамблевый спектакль (12 солистов). В нем нет конкретной образности, зато найдены точный зрительно-пластический эквивалент музыки и поэтическая интонация хореографии, которая особо подчеркивается чтением фронтовых писем. Это придает действу документальность.
Главная и побочные темы в музыке связаны единой линией, они не противоборствуют, а дополняют друг друга. Столь же гармонично связаны между собой и попеременно солирующие пары, которые то выделяются из общей массы, то растворяются в ней, напоминая калейдоскоп событий довоенной и военной поры.
Замечательно сделана сцена «Почтальонки».
В монологе женщины, получившей заветный треугольник со страшным известием, с большой эмоциональной силой раскрывается человеческая драма потери любимого. Ослабевшие, безвольно никнущие руки боли и отчаяния сменяют гордые руки-птицы, не желающие мириться со смертью любимого, готовые сохранить его, если не на земле, то в памяти сердца.
«Письма с фронта» – серьезная работа молодого хореографа Нины Мадан, продолжившая традицию именитых хореографов старшего поколения, успешно разрабатывавших темы минувшей войны. Достаточно вспомнить «Ленинградскую симфонию» Игоря Бельского на музыку первой части Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая трактовалась как борьба «между силами жизни и смерти».