Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Испанскую живопись, которой восхищались Репин и Врубель, представили москвичам

Развлечения
Испанскую живопись, которой восхищались Репин и Врубель, представили москвичам
Открытие масштабной выставки испанского искусства рубежа XIX–XX веков продолжило цикл знакомств с художниками разных стран в Музее русского импрессионизма. Ранее публике представили творчество армянских импрессионистов / Фото: Владимир Новиков / Вечерняя Москва

Крупнейшая в России выставка испанских художников, которые работали на рубеже XIX–XX веков бок о бок с французскими импрессионистами и участвовали в первых вернисажах нового направления искусства, открылась в Музее русского импрессионизма в Москве. Экспозиция, объединившая около 60 живописных работ, скульптуру и графику из ведущих музеев Испании и частных коллекций, продлится до 26 января 2020 года. «ВМ» встретилась с куратором проекта, членом Королевской каталонской академии изящных искусств Франсеском Фонбоной (на фото).

— Мне очень приятно видеть все эти работы собранными вместе, ведь впервые идею такой выставки я высказал еще лет 12 назад, в статье для мадридского журнала «Гойя», — раскрывает подробности господин Фонбона. — Отбирая произведения, нам хотелось показать испанский вклад в мировое течение импрессионизма. Поэтому, во-первых, здесь представлены работы живописцев, которых можно назвать предтечами нового стиля в искусстве, например, Мариано Фортуни, умершего в 1874-м, ровно в тот год, когда в Париже состоялась первая выставка импрессионистов. (Как писал Илья Репин: «Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света». А Михаил Врубель в годы учебы сам получил почетное прозвище Фортуни за свою акварельную технику. — «ВМ».)

Во-вторых, на выставке представлены испанские художники, у которых установились личные отношения с французскими импрессионистами: каталонец кубинского происхождения Пере Видал де Соларес (именно он изображен центральной фигурой на картине Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт»), Адольфо Гиард, Дарио де Регойос, Игнасио Cулоага (с 1890 года Сулоага жил на Монмартре, дружил с Тулуз-Лотреком, Гогеном, вел переписку с Роденом). Рикард Гино помогал создавать скульптурные модели Огюсту Ренуару, когда великий мастер из-за прогрессирующего артрита, деформировавшего кисти рук, уже не мог работать сам.

Наконец, мы показываем наших художников, которые в той или иной степени испытали на себе влияние французских импрессионистов. Таких, как Мариан Пиделасерра и Пере Изерн, практически воспроизводящих манеру Моне или Писарро. Или — Сантьяго Русиньоль и Рамон Казас. Это двое друзей, приблизившихся к стилю Эдгара Дега. Вернувшись из французской столицы в Барселону, они открыли артистическое кафе «Четыре кота» по образу легендарного парижского кабаре «Черный кот», и здесь же прошли первые выставки молодого Пабло Пикассо. Еще бы я отметил Рикарда Каналса — с ним заключил договор коллекционер Поль Дюран-Рюэль, который активно поддерживал французских импрессионистов. Отдельно стоит выделить мастеров, не следовавших напрямую эстетике импрессионизма, но их личный стиль теперь известен в мире как пост импрессионизм. Среди них — Хермен Англада-Камараса, Изидре Нонель, Жоаким Мир.

И, конечно, мы не могли обойти еще одно имя — Хоакин Соролья. Его светлые, сияющие полотна сложно воспринимать в отрыве от импрессионистской революции. Он был одним из самых прославленных испанцев рубежа XIX–XX веков в Европе и Америке и мог похвастаться большим коммерческим успехом.

— Господин Фонбона, как историк искусства, вы знаете множество интересных фактов о пути каждого из представленных на выставке художников, но есть кто-то, чья судьба на вас произвела особое впечатление?

— В этих залах такая концентрация творческой энергии, увековеченной на холстах мощными яркими личностями, что трудно сделать выбор в пользу кого-то одного.

Но я много времени посвятил изучению Англады Камарасы. Необыкновенная фигура! До Первой мировой войны он был чрезвычайно популярен, кстати, и в России тоже. Достаточно упомянуть, что им восхищались Василий Кандинский, организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев, Максим Горький. А у Всеволода Мейерхольда даже была театральная постановка по мотивам произведений Англады.

Камараса заявлял о себе в полный голос, как говорится, без ложной скромности. Если его приглашали принять участие в сборной выставке, сразу расставлял все точки над «и»: никаких конкурсов и никаких предварительных показов его работ организаторам — пусть будут рады тому, что он сам захочет продемонстрировать. И Камарасу действительно ждали во всех главных выставочных залах Европы: Париж, Рим, Венеция, Лондон, Берлин, Брюссель, Вена. Были его выставки и в США, и в вашей стране. Сейчас для Музея русского импрессионизма привезли одно из самых растиражированных полотен Англады, хранящееся в собрании Кармен Тиссен-Борнемисы, — «Белый павлин».

Если говорить про другие работы из московской экспозиции, меня притягивает большой пейзаж Жоакима Мира — «Пропасть. Мальорка». Нравятся парижские виды начала ХХ века Мариана Пиделассеры, выполненные им еще под влиянием французских импрессионистов, хотя позже в Мариане проявится очень самобытный автор.

— Помимо 14 испанских музеев, нынешнюю столичную выставку поддержали частные коллекционеры. Означает ли это, что в обычное время часть представленных произведений в принципе недоступна публике?

— Да, некоторые картины действительно буквально снимали со стены у себя дома частные владельцы. Так что это широкий культурный жест с их стороны, и мы можем сказать им спасибо за уникальную возможность увидеть эту живопись в оригинале и именно в таком разнообразном сочетании.

— Выставка проводится при поддержке посольства Испании в РФ. Есть ли здесь экспонаты, предоставленные королевской семьей, известными артистами, спортсменами, политиками?

— Нет, все-таки в основном это профессиональные ценители искусства, представители бизнеса.

— На импрессионистов в Москве выстраиваются невероятные очереди. Вспомнить хотя бы недавний показ коллекции Щукина в Пушкинском музее. Это мода?

— Нет, это уже классика.

Читайте также: Эксперты назвали самые мистические места Москвы и области

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.