Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Пастернак-2020. Поэтический календарь со стихами поэта вышел в Москве

Развлечения
В свет вышел «Поэтический календарь Бориса Пастернака»
В свет вышел «Поэтический календарь Бориса Пастернака» / Фото «Вечерняя Москва»

В свет вышел «Поэтический календарь Бориса Пастернака», где каждый месяц 2020 года сопровожден стихотворением одного из самых известных русских поэтов XX века.

Поэтический календарь подготовлен филологом, специалистом по творчеству Пастернака Натальей Ивановой в рамках Издательской программы правительства Москвы.

«Его времена жизни — как времена года», — этими словами открывается издание, они определяют идею календаря: показать жизнь поэта как путешествие из зимы в зиму, от января к декабрю, от детства с его неизменными каникулами к непреложному закату. Стихотворения Пастернака, как и иллюстрации, подобраны с тщанием и любовью к автору: здесь есть и всем известное «Февраль. Достать чернил и плакать…» (на фото — семья Пастернак в квартире на Мясницкой, 1905-й, Борису — пятнадцать лет), и редко цитируемое «Ненастье», иллюстрирующее октябрь (на фото — Борис Леонидович на выступлении в Политехническом музее, 1946-й).

Между февралем и октябрем календаря — та же огромная дистанция, что между подростком, мальчиком из прекрасной творческой семьи, и известным поэтом, переживающим сложный период взрослой жизни. В 1946-м был написан «Гамлет», и с фотографии смотрит человек, говорящий — прежде всего самому себе — «Жизнь прожить — не поле перейти».

«Гул затих, я вышел на подмостки...» — так начинается стихотворение, и Пастернак действительно на подмостках, в лучах искусственного света. Но цитируется в календаре другое произведение, гораздо менее известное:

Дождь дороги заболотил.

Ветер режет их стекло.

Он платок срывает с ветел

И стрижет их наголо.

Листья шлепаются оземь.

Едут люди с похорон.

Потный трактор пашет озимь

B восемь дисковых борон.

Черной вспаханною зябью

Листья залетают в пруд

И по возмущенной ряби

Кораблями в ряд плывут.

Брызжет дождик через сито.

Крепнет холода напор.

Точно все стыдом покрыто,

Точно в осени позор.

Точно срам и поруганье

B стаях листьев и ворон,

И дожде и урагане,

Хлещущих со всех сторон.

Выбор этого стихотворения на первый взгляд неочевиден, но если задуматься, то именно оно в полной мере отражает то, что происходило с поэтом в те годы, когда был написан и «Гамлет».

Читателю в свою очередь предлагается не идти самым простым путем, а вчитываться, думать, анализировать, искать соответствия и самому определять свое отношение в Пастернаку. Возможно, «Ненастье» понравится современной публике меньше, чем все тот же «Гамлет», однако поэт ведь существует не для того, чтобы сиять, как начищенный пятак.

В «Ненастье» есть все, за что стоит любить поэзию Пастернака: четкий ритм, ключевая и сильная метафора, образный ряд...

Обращает на себя внимание и оборотная сторона каждой страницы календаря: Наталья Иванова рассказывает о вехах жизни поэта, цитирует его прозу, воспоминания о Пастернаке, и все это вместе складывается в чудесную картину. Чудесную — не потому, что только радостную, хватало в жизни Бориса Леонидовича и трудностей, но потому, что — несмотря ни на какие беды — поэтический дар не оставил Пастернака, и мы сегодня можем наслаждаться поздним его творчеством.

Многим русским поэтам до позднего творчества дожить было, к сожалению, не дано. И речь не только о Пушкине, но и о современниках Бориса Леонидовича — Сергее Есенине и Владимире Маяковском, Марине Цветаевой и Велимире Хлебникове. Насколько богаче была бы русская поэзия, если бы все они не ушли так рано.

Пастернак представлен в календаре как человек, перед которым не единожды стоял выбор: предать самого себя, пойдя на поводу у моды, власти или литературного сообщества, или проиграть в малом, сохранив главное — голос и взгляд на мир.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженье от победы

Ты сам не должен отличать,

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца,

— писал Пастернак, и внимательный читатель календаря в конце года не сможет с этими словами не согласиться.

СПРАВКА

Борис Леонидович Пастернак — поэт, прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1955). От награды, присвоенной за роман «Доктор Живаго», Пастернак вынужден был отказаться. К тому времени он был уже признанным и на Родине, и за рубежом писателем, тем унизительнее оказалась развернутая в советской печати травля. Поэтическое наследие Пастернака огромно и разнообразно, одной из вершин его творчества многими специалистами признаны стихи из романа: в них переплетаются современность и библейские мотивы.

Читайте также: Столичные библиотекари назвали самые популярные книги у москвичей

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.