Любимый поэт «Вечерней Москвы»: 90 лет исполнилось со дня смерти Владимира Маяковского
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВо вторник, 14 апреля, 90 лет со дня смерти одного из самых известных поэтов ХХ века Владимира Маяковского. Его творчество неразрывно связано со многими печатными изданиями молодой Советской республики. В том числе и с «Вечерней Москвой», с которой он дружил. Многие стихотворения были написаны поэтом специально по заданию редакции.
Архив редакции насчитывает десятки публикаций стихотворений, наблюдений и писем Владимира Маяковского. Его стихи ступенями сбегающих строк пронизывают газетные передовицы или жестко клеймят лентяев и бюрократов на других страницах газеты. И обязательная подпись внизу «В. Маяковский». Самым первым стихотворением поэта, опубликованным «Вечерней Москвой» еще 30 апреля 1925 года стало «Два мая».
…а нынче
Сердцами
Не нежность,
А ненависть вынянчим…
Вполне в духе эпохи и стилистике поэта.
Вскоре после этой публикации Маяковский уехал в Америку. Результатом этой поездки стала книга и многочисленные публикации, встречи, выступления. Но это было потом, а пока, еще находясь на борту парохода «Эспань» в Атлантике, Владимир Владимирович передает по телеграфу для «Вечерки» стихотворение «Мелкая философия на глубоких местах». И 14 декабря 1925 года оно было напечатано в газете.
Первый отрывок из одной из его самых известных поэм «Хорошо!», также был напечатан в нашей газете 1 октября 1927 года.
О взаимоотношениях поэта и редакции очень хорошо рассказывает такая история. Однажды Маяковский проходил по Никольской улице и увидел в витрине магазина Осоавиахима (дом № 17) макеты рук, пораженных разными отравляющими веществами. В голове поэта тут же родилось стихотворение, которое газета напечатала 9 июля 1928 года:
…Чтоб с этих витрин
Нарывающий ужас
Не сел
На всех Нарывом тройным,
Из всех человеческих
сил принатужась,
крепи
оборону
Советской страны.
Вообще, его работа в «Окнах РОСТа», постоянные агитационные тексты и сиюминутные отклики на политические события в мире находили место не только на улицах городов, в плакатах и выступлениях, но и на страницах газет.
Так в период строительства и возрождения промышленности страны на фоне некоторого шапкозакидательства Маяковский пишет:
Пока
Стальным окружием
Враги
Не нависли,
Крепись
Во всеоружии
Техники
И мысли!
Он был великолепным памфлетистом и сатириком. Доставалось от него всем и по любому поводу, который он считал важным и актуальным. Летом 1928 года в прессе появились сообщения, что площади Москвы собираются украсить мраморными бюстами. В то же время благоустройством города отдел коммунального хозяйства (МКХ), который и выступил с этой инициативой, не занимался. Да и понятно, что художественной ценности эти «произведения» не представляли.
И Маяковский отвечает руководителям городского хозяйства стихотворением «Слегка нахальные стихи товарищам из Эмкахи»:
Штопали б
Домам
Бока
Да обчистили бы грязь вы…
А за несколько дней до этого, 20 июня 1928 года, в «Вечерней Москве» было опубликовано другое его актуальное на тот момент стихотворение «Мы отдыхаем» — о мытарствах дачника. А еще были «Евпатория», «Я счастлив», «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий»… Последнее стихотворение газета получила от поэта 28 декабря 1929 года. Кажется, его строк часто не хватает и сегодня. Он бы и по вирусу прошелся, и по гулякам с шашлыками, и по многим другим фактам современной жизни.
В редакции «Вечерней Москвы» Владимир Владимирович бывал часто. Тогда она находилась по адресу: Пушкинская улица, 22 (ныне Большая Дмитровка), на углу Столешникова переулка, а затем в доме № 15 по улице Горького (Тверская), куда газета переехала.
Последний раз Маяковский посетил редакцию незадолго до своей трагической смерти. 27 марта 1930 года в «Вечерней Москве» состоялось обсуждение его пьесы «Баня», на котором присутствовали критики и рабочие фабрики «Буревестник». Обсуждение было бурным. Маяковский откинулся на спинку кресла и напряженно слушал, время от времени хмурясь. А затем взял слово и едко, в его жесткой манере, ответил критикам и критиканам.
Через две недели поэта не стало.
«Вечерняя Москва» посвятила любимому автору две газетных полосы, опубликовала уникальные документы, которые раньше нигде не выходили, а также его письмо сестре Людмиле Владимировне из полицейского участка в январе 1909 года.
О поэте газета вспоминала и вспоминает постоянно. И когда шло обсуждение, где ставить ему памятник, и когда выходило собрание сочинений Маяковского...
Он навсегда остался одним из самых любимых авторов «Вечерней Москвы».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марина Краснова, заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного литературного музея «Дом Остроухова в Трубниках»:
— Маяковский сотрудничал со многими изданиями. Он никогда не считал себя журналистом, но говорил: Я — газетчик. В автобиографии поэт писал: «Основная позиция: против выдумки, эстетизации и психоложества искусством — за агит, за квалифицированную публицистику и хронику».
Читайте также: Мальмгрен не вернется. 100 лет со дня рождения выдающегося писателя Юрия Нагибина