Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Театральный институт имени Бориса Щукина открывает новое здание

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Ректор Театрального института имени Б. Щукина Евгений Владимирович Князев на фоне нового здания. Оно расположилось за известным старым корпусом и соединено с ним стеклянной галереей
Ректор Театрального института имени Б. Щукина Евгений Владимирович Князев на фоне нового здания. Оно расположилось за известным старым корпусом и соединено с ним стеклянной галереей / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

В пятницу, 23 октября, в столице откроется новое здание Театрального института имени Бориса Щукина. Событие это знаковое: площадей единственному в мире театральному институту, получившему венецианского «Золотого льва» в номинации «За будущее», давно и остро не хватало.

«Вечерняя Москва» первой из СМИ побывала в новостройке. Экскурсию нам провел сам ректор училища, народный артист России Евгений Князев.

С погодой нам в день визита в новое здание повезло: вышло солнце, плескало золотыми реками, как и не октябрь на дворе. У Евгения Князева срочный телефонный разговор, но он машет рукой — туда, за основной корпус! Несколько шагов, и — ах, вот оно. Легкое светлое здание с огромными окнами кажется невесомым.

Логика с учетом сантиметров

Небольшой пятачок земли за основным корпусом давно был «институтским». Мысли по поводу его обустройства у руководства Щукинского института бродили давно. Но что тут придумаешь? Места — с гулькин нос. А согласований, решений… Подумать страшно.

Со стороны близлежащего Среднего Николопесковского переулка не сразу и поймешь, что изменилось в абрисе местных построек, — так органично вошло новое здание в «пейзаж». Со старым зданием оно соединено «хоботком» — летящей над землей стеклянной галереей.

— А что, вписалось стильненько, правда?

Князев разглядывает здание, любуясь им.

— Вы оценили, что дом стоит над въездным тоннелем? — Евгений Владимирович гордости не скрывает. —Тут ржавые гаражи были. Они даже как гаражи не использовались, были складом какого-то хлама и ненужных вещей. Мы периодически проводили тут субботники, что-то выбрасывали, но глобально это проблемы не решало. Каждый раз я думал о том, как страшно нам не хватает танцкласса, и как бы здорово было тут что-то такое соорудить. У нас студенты танцевали на больших площадках, но как только подходило время выпуска какого-либо спектакля, занятия по танцам останавливались. Это было ужасно. А возглавляет у нас кафедру сценического движения замечательный Андрей Борисович Дрознин — великий подвижник школы, работавший во всем мире, профессор Гарвардского университета и наш профессор... Ему уже за восемьдесят, а работает он не хуже молодых, а может, и лучше! Он с Табаковым начинал, у истоков «Табакерки» стоял. Так хотелось, чтобы кафедра не была ничем обделена…

Однако, сознается ректор, его фантазий сначала больше чем на пристроечку не хватало. Не исключал он даже и самострой — времянку.

— Хорошо, умные люди на пути встречаются, — улыбается Князев. — Александр Иванович Прокофьев — он тогда был заместителем мэра Москвы — внимательно меня выслушал и сказал: «Послушайте, Евгений. Все в этой жизни нужно делать правильно. Не надо никаких пристроек и самостроя. Нужно идти степ бай степ, шаг за шагом, и сделать все по закону и по уму».

В истории с возникновением нового щукинского дома много случайностей и закономерностей. Занимаясь ремонтом основного здания, Князев с заместителем Алексеем Лазаревым заказывали в «Моспроекте-2» историческую экспертизу основного здания института. И случайно оказались там, когда шла работа над градостроительным планом. Так успели затвердить за собой «пятачок» на задворках и зафиксировать, что тут будет стройка. Прошло еще какое-то время, многие кабинеты были пройдены, папка с документами собрана. Правда, уж совсем непреодолимых препятствий никто не чинил: уникальность этого учебного заведения понимают все. Потом жизнь свела с талантливым молодым архитектором Антониной Баранниковой. Она вписала созданный для щукинцев проект в этот пятачок земли так, будто здание всегда тут было, умно используя каждый сантиметр и соблюдая все нормативы, включая возможность доступа пожарной техники.

— А деньги на постройку я фактически «по миру» собрал, — рассказывает Князев. — Потом Министерство культуры помогло. И все-таки действительно можно сказать — на народные деньги построено!

Бал белого и черного

Использовать каждый сантиметр тут — норма. Прежде чем заглянуть в новый корпус, ныряем за Князевым в подсобку старого здания и оказываемся... в уютном театрике в стиле лофт. Провели умное «уплотнение» тепловых узлов — вот и освободилось помещение, в котором можно работать, репетировать, ставить.

— Ну ладно, это я так, похвастаться просто, — машет рукой Евгений Владимирович, увлекая нас в сторону новостройки. — Так, генеральной уборки тут еще не было, но милости прошу. Знали бы вы, как мы тут коммуникации прокладывали, как все это было непросто…

В новом здании пахнет свежей краской и камнем — строительство завершено, остались мелкие доделки и уборка. Вслед за Евгением Владимировичем поднимаемся по лестнице вверх.

— Свет подключен? — голос ректора прокатывается по коридору.

Пока Князев «песочит» кого-то за нерасторопность, приоткрываем двери. Танцзал — мечта!

Пол со специальным покрытием благодарно примет правильную и четкую «дробь» и «чечетку». Опробуем выключатели… Щелк — работает! Тут стильно и властвуют два цвета — белый и черный. Потолок — гармония черного фона и белых ламп, часть из которых — модные «блины», а другие напоминают поручни станков, которые тут установят к открытию.

— В этом зале и вокалом можно заниматься, не только танцами. Тут будут шторы, зеркала и станки, там — кафедра.

Чуть позже мы оценим ее расположение: фактически из-под потолка оптимально виден весь танцкласс, любое движение каждого студента. Вслед за ректором несемся по коридорчикам. Пока утвердить в голове весь план здания не получается, только удивляемся, что на такой скромной площади так много помещений.

— Тут раздевалки для ребят, душевая, тут еще раздевалки.

Бегом, бегом. Время! После репортажа у ректора будет время лишь на чашку кофе, потом — дела, совещание, а после еще и спектакль. Такая жизнь. Иной он, правда, и не представляет.

Без потолка над головой

— Сейчас еще в одно место заглянем, — говорит Князев, явно довольный тем, что мы немного запутались и восхищены увиденным. По дороге Евгений Владимирович рассказывает, как начиналась история института.

В далеком 1913 году студенты московских вузов образовали любительский кружок, «Студенческую студию». Пригласив Евгения Вахтангова, тогда артиста Первой студии МХТ, любители предполагали, что освоят систему Станиславского прямо в процессе работы над спектаклем. Вахтангов же считал, что самое главное — распространять эту систему. Буквально за несколько месяцев с нуля был поставлен спектакль «Усадьба Ланиных» по пьесе Бориса Зайцева. Провал был грандиозным. Однако студийцы не расстроились. Наоборот, счастливые бродили всю ночь по Москве в ожидании утренних газет с претензиями... А еще они назначили Вахтангову практически тайное свидание на Воробьевых горах, где умоляли его начать с ними заниматься, чтобы изучать систему планово. Услышав же о запрете Константина Сергеевича, энтузиасты поклялись, что будут молчать о занятиях как рыбы, и о них никто не узнает до тех пор, пока они действительно не сделают что-то путное.

И Вахтангов согласился. День начала его занятий со студентами — 23 октября 1914 года — считается днем рождением института.

Увы, жить Вахтангову оставалось не так много: он скончается 29 мая 1922 года. Как он был бы изумлен и счастлив, узнав, каких высот достигло его начинание, как любим москвичами театр его имени, какую славу имеет институт…

— Ну вот, сюда идем. Правда, ступенек пока нет, ну ничего, главное осторожнее.

Евгений Владимирович ставит ногу на микроскопический выступ, буквально взлетает вверх и протягивает руку: вперед! Одно движение — и мы… на крыше. Тут не так высоко, но кажется, что вокруг только небо! Невдалеке высится здание МИДа, за «книжками», высокомерно поглядывающими на нас многочисленными окнами-глазами, видно кремлевскую башенку, вокруг — арбатские дома с их двориками, переулки и закоулочки. В нашей экскурсии это явно «вишенка на торте»!

— Нравится? — Князева забавляет наш ошарашенный вид. — Тут открытая площадка получилась. По периметру будет ограждение, тут — навес, лавочки. Можно будет в хорошую погоду и спектакли играть, и каким-нибудь фехтованием заниматься, и просто собираться!

Да... Есть что-то в этом неожиданно образовавшемся пространстве магическое. А может быть, ментальнообразующее даже... Ведь в любом помещении есть потолок. А тут его нет. Так не для того ли и «придумалась» эта площадка, чтобы молодым ребятам, выбравшим благодарную, но и суровую, порой жестокую и вместе с тем невероятно притягательную профессию, вдруг открылось главное: нет у человека «потолка» на самом деле. Если он, конечно, сам себе его не создает… Ни у него, ни у его таланта. Есть — небо над головой, главный беспотолочный купол мира. И если ты поймешь это — твори, дерзай! Ведь для чего-то ты рожден, дан этому миру. Так озаряй его талантом, поисками, совершай поступки, лети вверх! С этой точки зрения такая площадка — едва ли не лучшее место для посвящения в профессию.

— Знаете, — Князев вдруг становится задумчивым, — еду куда-нибудь, вижу стройки колоссальные. Там эстакада огромная возникает. Дома. Мосты… Кажется, ну что наша стройка в сравнении с этим? Мелочь, пыль. Но почему-то так хорошо, что все это состоялось!

Альма-матер

Через галерею идем в основное, теперь уже «старое» здание. Что важно: новое такое прозрачное, что в здании прежнем темнее не стало.

— На минутку зайдем в библиотеку! — поворачивает в коридор Евгений Князев.

Сейчас книги не в моде, равнение — на электронные носители. Но заведующая библиотекой Алла Борисовна Трунаева управляет книгами. Она такая красавица, что поверить в ее пятидесятилетний стаж в институте трудно.

Разглядываем местные раритеты. Чего тут только нет! Классика, книги по искусству и театральному мастерству, подборки журнала «Театр», энциклопедии… А это что за стопочки?

— Нам книги дарят, — улыбается Алла Борисовна, — избавиться от них рука не поднимается.

— Мы все делаем, чтобы именно книги сохранять, — комментирует Князев, автоматически и по-хозяйски расставляя стулья. — Аллочка, надо тебе дать сюда стулья, которые можно складывать в стопку, один на один. Будет порядок.

В глазах у Аллы Борисовны мелькает смешливая искорка: все верно, но она-то знает суетливых и всегда спешащих студентов.

— Ничего невозможного, — «ловит» ее мысль ректор. — Если приучать, привыкнут.

Библиотека шикарная. С настоящим «духом времени». Каких студентов она не перевидала за годы существования. Из нее, уютной и приветливой, начинаем путешествие по старому зданию, в котором посторонние бывают нечасто — разве что повезет попасть на выпускной студенческий спектакль. Этот дом — классика без помпезности, хотя зимний садик для отдыха и «подзарядки» тоже «зашит» стеклом. Растения сажает и холит, кстати, сам ректор. Из оранжереи лето не уходит никогда, тут и настроением подпитаешься, и вдохновением. Вот и сейчас тут склонился над книгой студент...

...Идем дальше — нарастают страшные звуки. «Р-рло, р-рлы, р-ри, р-ры! Рлэ, рла, лри, лра, лро!» Урок сценической речи. Реалии настоящего: занятия проходят в масках и на положенном расстоянии друг от друга. А что делать? Но новая реальность не должна остановить жизнь и учебу. На стенах лестницы, идущей широким винтом вверх, — история института в фотографиях. Все начинается с объявления о приемных экзаменах в студию, где не указана даже фамилия Вахтангова, и афиши провалившейся «Усадьбы Ланиных». Впрочем, этому провалу тоже можно сказать спасибо, если подумать...

Разглядывать фотографии выпусков можно до бесконечности. Молодой Калягин, сам Князев, Миша Ульянов — совсем еще мальчишка с дивно-выразительными глазами. Лица тех, кто учился тут, знакомы каждому по театру и кино — институт был и остается поставщиком кадров не только в Вахтанговский.

— А вот посмотрите, что у нас появилось.

Дородный шкаф стоит в углу комнаты с классическими «дворянскими» шторами. Читаем на табличке: «Музей уважаемого шкафа».

— Шкаф из квартиры Щукина! Его собрались выбрасывать, но я его забрал, отреставрировал и теперь собираю тут раритеты — вещи наших знаменитых педагогов, — поясняет Князев. Трогательно и завораживающе. Уютный платок великой Ставской, вещи Аллы Казанской, Бориса Захавы и самого Щукина — живая история, до которой можно дотянуться и от которой замирает сердце.

Удивительно, но новое здание ничуть не противоречит старому, историческому, 1937 года, и даже гармонично его дополняет. Эта мысль окончательно оформляется, когда мы сталкиваемся в коридоре со знаменитой парой: Нина Дворжецкая и Алексей Колган спешат, но на минутку их удается остановить.

— Евгений Владимирович меня в новое здание водил, я там едва не потерял сознание от восторга, — «эмоционирует» Алексей Колган. — Меня поразили акустика и зал танцевальный.

А кафедра построена так, что может работать и в условиях пандемии, все предусмотрели!

— Тебе что, старое здание не нравится? — театрально (а как же еще?) хмурит брови Князев.

— Очень нравится! — не теряется Алексей. — Но это здание — историческое. А новое — то современное, которым обрастают исторические ценности Москвы.

— А я придумала другое,— резюмирует Нина Дворжецкая. — Новое здание надо называть «ДК» — «Дом Князева». Причем я говорю это искренне. Вы не представляете, как ректор наш добивался этого и через какие тернии прошел.

Да, все точно. Новое здание — это то современное, которое не могло бы состояться без прошлого, исторического. Все мудро. Как в жизни.

Обретение заступницы

Старый зал, в котором танцевали раньше, скоро переоборудуют. Тут будут играть спектакли, учиться — ничто никуда не исчезает. А мы идем прощаться в кабинет ректора — тот, где хранится чудесный венецианский «Золотой лев», а еще — уникальная реликвия института.

— Мы государство многоконфессиональное, и студентов растим, приучая их к уважительному отношению к любой религии. Но настоящей святыней института стала вот эта икона, — рассказывает Евгений Князев, бережно показывая образ. — Богоматерь Знамение. В 2005 году во время ремонта разбирали полы и под ним обнаружили деревяшку, на которой едва проступало изображение святой. Когда я принес ее реставраторам, мне сказали, что произошло явление иконы, ибо она пролежала под полом с 1937 года. Мы ее отреставрировали, и теперь она наша заступница. Хотя она и раньше нас хранила, я уверен… Как она там оказалась, под полом, теперь не узнать, но версия у меня есть.

Тут, на Песках, был храм Николы, разрушенный примерно в то же время, когда строили наше здание. Я думаю, что кто-то из рабочих, еще сохранивший в душе веру, принес эту икону с собой на стройку и спрятал ее под полом — сохранив от поругания и уничтожения. Особой исторической ценности она не представляет, но для нас — бесценна, это наш раритет и святыня.

…На прощание, уже с улицы, еще раз смотрим на новое здание. Красота. Вскоре в нем начнутся занятия, а спустя годы мы будем ходить на спектакли и смотреть фильмы с участием тех, чьи первые успехи увидят именно эти стены и небо над открытой площадкой, которое непременно подскажет: все получится и все свершится. Надо только очень этого хотеть.

ФАКТЫ

■ 100-й сезон открыл Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова в этом году

■ Четыре года назад, после серьезного ремонта и реставрации, распахнул двери для посещений музей-квартира Евгения Вахтангова (Денежный переулок, 12)

■ Первый спектакль выпускников Щукинского образовал... целый театр! В 1964 году из дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта образовался Театр на Таганке во главе с Ю. П. Любимовым, выпускником училища, актером Театра им. Вахтангова и педагогом училища.

Читайте также: Ширвиндт рассказал забавную историю на открытии памятника Захарову

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.