Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Композитор Игорь Матета: Для творческих людей всегда нужны преграды

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Композитор Игорь Матета: Для творческих людей всегда нужны преграды
Фото из личного архива Игоря Матеты

В конце апреля российский композитор Игорь Матета отметил свой 58-й день рождения. «Вечерка» пообщалась с маэстро о нынешнем поколении музыкантов, современных ценностях и любви.

— Игорь, вы учились в Российской академии музыки имени Гнесиных. Как вы думаете, а нужно ли вообще высшее образование людям творческих профессий?

— Когда я там учился, академия еще называлась музыкально-педагогическим институтом имени Гнесиных. Считаю, что музыкальное образование — это важная база знаний. Если одаренный человек не умеет читать, но у него есть дар формулировать мысли, конечно, будет лучше, если он выучится и прочитает хотя бы несколько книг. То же самое можно сказать и про музыку.

Полученная в академии, колледже или университете база помогает развиваться дальше. Но, конечно же, есть масса примеров, когда и без музыкального образования люди становились мегапопулярными. Они могли написать мелодии, живущие десятки лет. Но, думаю, им было бы легче, если бы они с детства занимались музыкой и знали ноты.

— Любовь к музыке появилась у вас с детства? Вы сами пришли к тому, что хотите ею заниматься, или, может, кто-то из семьи вам подсказал этот путь?

— Да, мои родственники с детства обратили внимание, что у меня есть какой-то дар. В шесть лет меня отдали в музыкальную школу. Но потом мы переехали, сменился город, интересы… В девять лет я перестал заниматься музыкой. Но быстро понял, что без нее не могу. В 13 лет вновь увлекся ею. Сначала, правда, как меломан, а потом стал самостоятельно что-то придумывать. Знаете, я мечтал даже играть в вокально-инструментальном ансамбле. Это была середина 1970-х годов, тогда они были очень популярными. А потом я продолжил обучение. Правда, стал играть уже не на фортепиано, а на духовых инструментах. И все, с этого момента я стал заниматься исключительно музыкой.

— Дайте совет, как начинающему композитору познакомиться с «нужными» людьми, чтобы работать с известными авторами и музыкантами?

— Когда я занимался «пробиванием стен и дверей», было намного сложнее. Сейчас есть интернет, технологии… Можно сформулировать и записать свои идеи и «выбросить» их в сеть. Но такая простота развратила песенный жанр.

— Что вы имеете в виду?

— На мой взгляд, для творческих людей всегда нужны преграды. Без преодоления себя и ситуаций в жизни очень сложно. Например, раньше создатели песен сталкивались с уймой проблем при продвижении. Было очень сложно вступить в профильные союзы, авторы не могли добиться, чтобы их произведения получали эфирное время. Да, конечно, были и перегибы, не спорю. Но с другой стороны, это «сито» с препятствиями отсеивало лишнее, оставляя самородков, которых мы всех до сих пор знаем. Так что пусть лучше люди сталкиваются с проблемами в продвижении — это необходимо для развития нашего жанра.

— А вы следите за современными молодыми артистами?

— Я вынужден это делать, потому что непосредственно нахожусь в этом информационном поле. Конечно же, у нас есть талантливые молодые люди. Правда, я заметил, что они «побиты» этой средой. Я не вижу уважения к музыкальной культуре, ее продвижения, стараний… Все брошено на самотек.

И если раньше государство занималось популяризацией массового искусства — делало союзы, создавало музыкальные редакции на радио и телевидении, и это все контролировалось, то сейчас правило одно — плати, и тебя покажут.

— Вы — автор музыки циркового аттракциона братьев Запашных, писали музыку для фильмов и артистов. Эти направления отличаются друг от друга?

— Да, причем очень сильно. Для кино и для цирка музыка в основном прикладная. Она не занимает главенствующую позицию. Там нужно писать для конкретного сценария, по конкретным задачам режиссера, да еще и в хронометраж важно попадать. Музыка должна передавать те эмоции, которые хочет режиссер. Но с музыкой для артистов тоже все непросто. Я часто сочиняю свои произведения, не зная, кому они в итоге достанутся. И у меня есть некая свобода, ведь я иду от образа себя и того, что я хочу передать. А вот когда ты делаешь альбом для конкретного артиста, ты тоже становишься зависимым от многих факторов. От его образа, идеи альбома и, конечно, вокальных данных и способностей.

— А вам как проще? Когда перед вами есть этот образ или без него?

— По молодости, когда я начинал, мне было все равно. Но сейчас я понимаю, что лучше я работаю, когда есть контракт и рамки. Тогда есть понимание конкретных задач, а главное — сроков, когда написанный материал должен быть готов. Это помогает оставаться в тонусе.

— У вас сейчас новый проект — женская группа «Весна». Что эту группу отличает от других?

— Я назвал группу «Весна»: хотел провести параллель между возрождением и пробуждением природы и песенным жанром. Мы отличаемся от других сохранением традиций, и, главное, лирикой… Я пишу музыку, а для написания слов работаем с «проверенными» авторами. Теми, чьи песни до сих пор знают и любят слушатели. Но это не значит, что мы не даем шанса молодым. С начинающими, не такими опытными корифеями, мы тоже работаем. Но, в отличие от других, наша молодежь высокого класса.

Композитор Игорь Матета: Для творческих людей всегда нужны преграды Фото из личного архива Игоря Матеты

— А вы не боитесь работать с девушками? Мальчиковые группы дольше существуют...

— Да, с девочками всегда работать сложнее. У них большая текучка: полюбила, разлюбила, забеременела, уехала куда-то, вернулась, снова влюбилась, снова уехала… Но что сделать? Я уже ввязался в это, надо привыкать и учиться находиться в предлагаемых обстоятельствах. Но с парнями мне всегда было сложнее работать. Даже их «стабильность» не заставит меня перестать продюсировать девичьи группы.

— Со своей женой, Ириной, вы в браке давно. В чем секрет крепкой семьи?

— Ничего нового я не скажу — нужно любить друг друга. Молодым людям выдается «аванс» в виде сексуальной привлекательности. Им хорошо вместе, весело. А дальше начинается работа над отношениями. Это самопожертвование. Нужно поступиться своим «я» и ей, и ему, чтобы половинка чувствовала лучше. Я могу ради жены пойти на жертвы: куда-то не пойти, вернуться домой пораньше, с кем-то не встретиться… Но молодежь этого часто не понимает. Они считают, что никто никому ничего не должен. Из-за этого и не получается построить крепкие отношения.

ДОСЬЕ

Игорь Матета родился 25 апреля 1963 года в Днепропетровске. В 1990 году закончил академию имени Гнесиных и стал работать с известными артистами. Его песни в разные годы исполняли Маша Распутина, Лада Дэнс, Лев Лещенко и другие. Автор музыки к фильмам «Аферы, музыка, любовь», «Жил-был дед», сериалу «Всегда говори «всегда» и другим.

Что мне снег, что мне зной...

На вопрос о любимом времени года композитор не смог дать однозначного ответа. «Я считаю, что, как в песне, у природы нет плохой погоды. Но зимой обычно хочется тепла и солнца, а летом — прохлады», — сказал Игорь Матета. Он также вспомнил о песне «Вечное движение» в исполнении Льва Лещенко. Там есть строчка: «А мне всегда чего-то не хватает... Зимою — лета, осенью — весны».

Постулаты были написаны до нас

У Матеты есть свои правила и девизы, которым он следует на протяжении жизни. Правда, это не какая-то строка из песни, высказывание мыслителя или цитата из любимого произведения. «Я, как православный христианин, придерживаюсь «девизов», которые перечислены в Библии», — рассказал «Вечерке» композитор.

Ах, любимый уголок!

В Москве много прекрасных мест, где можно хорошо провести время. Но для Игоря Матеты нет ничего приятнее, чем пройтись по маршруту от Поварской улицы до Большой Никитской, там вернуться к своей альма-матер — Гнесинке, а дальше — в самое сердце города, к Кремлю. Такая прогулка занимает около получаса, если идти не спеша и рассматривать окружающую архитектуру.

Без запасных вариантов

Игорь Матета с самого детства знал, что хочет стать композитором. У него не было «запасного аэродрома» в виде другой профессии, если бы с музыкой по какой-то причине ничего не сложилось. «За что боролся, на то и напоролся», — рассказывает композитор.

Криминальные авторитеты

Композитор в юности старался не пропускать фильмы с актером Робертом Де Ниро в главной роли. Вторым заграничным «любимчиком» у него был Аль Пачино. Кстати, со вторым «гангстером» у него даже совпадает день рождения. Но, несмотря на это, именно советское кино маэстро считает гениальным.

Дай лапу, мой верный друг

Игорь Матета — хозяин нескольких больших собак. Как говорит маэстро, он хорошо относится ко всем животным, но собаки занимают особое место в его сердце. Он понимает их лучше, чем кошек.

Читайте также: «О бывшем либо хорошо, либо ничего»: интервью с певицей Викторией Талышинской

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.