Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«Полностью авторская работа»: Игорь Угольников — о своем фильме «Учености плоды»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Развлечения
«Полностью авторская работа»: Игорь Угольников — о своем фильме «Учености плоды»
Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Военная драма «Учености плоды» Игоря Угольникова выходит в прокат. Это история ценителей литературы, сберегших Михайловское и Пушкина для человечества.

Игорь Угольников, актер, продюсер, сценарист, спустя почти двадцать лет после выхода своей дебютной режиссерской работы «Казус Белли» выпускает на экраны авторский фильм.

— Игорь Станиславович, чем для вас является фильм «Учености плоды»?

— Это полностью моя авторская работа. Я творчески участвовал в создании всех своих картин, где выступал продюсером, был их соавтором. Но всегда отдавал режиссерское кресло профессионалу, который должен был качественно выполнить свою работу. Здесь же я сам — соавтор сценария, продюсер, режиссер-постановщик, исполнитель одной из ролей. Для меня это — демонстрация зрителю того кино, которое бы я хотел и снимать как автор, и смотреть как зритель. Оно довольно длинное — идет дольше двух с половиной часов. Но сократить его до общепринятого полуторачасового формата у меня не получилось. Весь хронометраж был нужен, чтобы реализовать замысел.

— Все сцены так важны?

— Да. Я бы хотел, чтобы зритель посмотрел это кино от начала до конца. Чтобы он подключился эмоционально к героям, каждый из которых стоит перед очень сложным выбором — как поступить. Кроме того, в самом сценарии есть много зашифрованного. Я выделил в драматургии Александра Сергеевича Пушкина некие ключевые, в чем-то парадоксальные поступки его персонажей и вплел их в действия и решения, которые принимают мои герои. В картине «Учености плоды» есть много подводных течений и опорных точек, заложенных мною. И, пообщавшись с людьми, которые уже посмотрели фильм, я вижу, как они работают, как воздействуют на подсознание зрителей.

— Как возникла идея создать фильм о Михайловском в годы оккупации?

— Почти семь лет назад мы в Псковской области, в том числе в музее-заповеднике «Михайловское», снимали фильм «Женский батальонъ». Там мы узнали историю о том, как в годы войны немка фрау Шиллер (в фильме ее играет Настасья Кербенген. — «ВМ») приехала туда устанавливать свои порядки, но главным образом забрать у нас нашу ценность — самого Пушкина. Мы же пошли дальше и придумали нашего главного героя Сергея как некий собирательный образ. Его исполнил Сергей Витальевич Безруков.

«Полностью авторская работа»: Игорь Угольников — о своем фильме «Учености плоды» С исполнительницей главной роли фрау Шиллер в фильме «Учености плоды» — актрисой Настасьей Кербенген / Кадр из фильма «Учености плоды», 2021

— Слышала, вы писали роль специально для него.

— Я очень давно дружу с Сергеем и считаю его величайшим российским актером. При этом он уже сыграл огромное количество разных ролей в отечественном кино. Мне хотелось найти для него что-то свежее, что ему самому будет интересно играть. Создавая этого героя, мы, мне кажется, очень подробно поработали. У образа есть реальный прототип — был там местный самоучка, который многое мог сделать руками, многое помнил, но был малограмотным. Думаю, зрителю будет интересно посмотреть на Безрукова в этой роли — таким его еще не видели.

— Расскажите про вашего персонажа — сотрудника музея Антипова. Он старается угодить захватчикам, чтобы сохранить музей Пушкина, — цель оправдывает средства?

— Цель, безусловно, оправдывает средства. Это противоречивый герой, который оказывается в ситуации, когда плохо поступить и так, и иначе. Он разрывается между долгом и честью и желанием сохранить музей Пушкина любыми путями, ведь тот для него — нечто святое. При этом, решаясь на определенные поступки, он становится предателем Родины, ведь помогает врагу. В этом и есть парадоксальность драматургии этого образа. Эту роль я не мог отдать никому, сыграл сам.

— Насколько сложно быть одновременно и режиссером, и актером, и продюсером?

— Постоянно находиться во всех ипостасях сразу трудно. Как режиссеру-постановщику мне было необходимо следить за процессом создания той или иной сцены. При этом как продюсеру мне надо было еще и считать деньги, управлять съемками. Плюс к тому — быть актером в кадре. И поправлять сценарий во многих местах как соавтору. Такого напряжения не пожелаешь никому! Но, может, оно и передастся через экран, и зритель что-то почувствует.

«Полностью авторская работа»: Игорь Угольников — о своем фильме «Учености плоды» Актер, режиссер и продюсер Игорь Угольников в новом фильме «Учености плоды» в роли сотрудника музея Антипова / Кадр из фильма «Учености плоды», 2021

— Что помогало в процессе?

— Мне помогал сам Пушкин. В одной из ключевых сцен, где герои объясняются стихами из «Евгения Онегина», в момент, когда они взошли на Савкину горку, на самый верх, начался ливень. Этого я никак не мог ожидать — настолько здорово смотрелось. Дождь шел ровно столько, сколько было нужно для сцены. А затем очень вовремя взошла радуга. В этом я вижу некие подарки от природы и Александра Сергеевича. За это я был очень благодарен.

— Там много красоты...

— Россию надо показывать именно такой! Все снималось на местах событий. Эту красоту хотелось передать как можно лучше, поэтому некоторые части картины сняты на кинопленку — это тоже был наш большой эксперимент. Ведь Михайловское — любимые места Александра Сергеевича, которые до сих пор остаются заповедными.

— В фильме много цитируют Пушкина. Как вы считаете, возможно ли сейчас для поколения TikTok и YouTube так же учить стихи?

— Не знаю, возможно это или нет для современных молодых людей. Но мы с Сергеем Витальевичем можем читать Пушкина бесконечно. Для нас, как и для других, это важно. Но, как вы справедливо заметили, сейчас молодежь стихи не учит. Все превратилось в очень короткое восприятие сюжета, драматургии. Сократилось до уровня полуфразы и микроанекдота. А мы все-таки говорим о большой, огромной русской культуре, поэзии. Поэтому внутри картины так много цитат. Ну а как иначе, если это фильм о нашем самосознании.

— Переводы стихов звучат? Да, по сюжету один из персонажей-немцев — потомок Дантеса (актер Михаил Мелин. — «ВМ»). Он поет на немецком знаменитый романс на стихи Пушкина и музыку Фридриха Ницше. Что, оккупанты действительно преклонялись перед нашим поэтом?

— Конечно, нет! Вот фрау Шиллер преклонялась. А немцы этого не понимали. Фашисты вообще считали, что у русских не может быть гения, тем более с африканскими корнями, — мы же для них были «недочеловеки». А фрау Шиллер пыталась доказать им, да и нашим людям, что Пушкин — великий поэт, большая культура, которая принадлежит не только русским, но и всему миру, а значит, немцы как сверхнация должны распоряжаться его наследием и сохранять его.

«Полностью авторская работа»: Игорь Угольников — о своем фильме «Учености плоды» Актер, режиссер и продюсер Игорь Угольников / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

— Зарубежный прокат планируется? Как вы считаете, оценят ли ленту, допустим, в Германии?

— Этот фильм глубоко русский, наш, личный. Тем не менее международный прокат планируется. Я думаю, что интеллектуальный, прежде всего европейский, зритель оценит наше кино. Думаю, как раз немецкие зрители смогут по достоинству оценить увиденное. У нас есть вариант, где немцы говорят на родном языке. Мы будем делать субтитры. Во всяком случае, я считаю, что так редко кто показывал немцев — не как тупых извергов, а как изощренных и неглупых врагов. Это, помнится, когда-то делала Татьяна Лиознова в «Семнадцати мгновениях весны».

— Как, по-вашему, менялось военное кино в советские годы, перестроечные, нулевые, сегодняшние?

— Существенно. Но я стремлюсь продолжать традиции глубокого советского кино, которое направлено на то, чтобы зритель сопереживал, а не просто ужасался, радовался, испытывал какие-то другие эмоции. И я буду продолжать заниматься военным кино. Мне давно интересна эта тематика. Конечно, в том числе потому, что обостренная ситуация сильнее раскрывает характеры. Но дело не только в этом.

У меня до сих пор есть ощущение, что я сам еще недовоевал, продолжаю сражаться внутри себя. В этом есть некая моя человеческая обязанность, и я не собираюсь бросать эту тему. Она сейчас шельмуется. Подвиг наших предков не оценивается по достоинству, где-то нивелируется. Отстоять память — вот битва, которую мы сейчас ведем, и нам надо защищаться, а значит, снимать достоверное кино о тех временах. Иначе пройдет совсем немного времени, и мы станем забывать об этом. Так же, как мы стараемся забыть, по понятным причинам, Гражданскую войну — потому что чудовищно, когда брат идет на брата... Но про Великую Отечественную войну нельзя забывать! Иначе это все повторится. Да и потом, люди сражались, погибали за нас. А мы что, должны это забыть? Нет.

— Кстати, лейтмотивом в фильме звучит вопрос — что дороже: человеческая жизнь или культурный артефакт. У вас есть ответ?

— Нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь. Она — самое главное, важное и ценное, что может быть в мире. Безусловно!

— Тогда почему люди так легко готовы с ней расстаться, чтобы защитить что-то важное для них?

— Не легко, в том-то и дело. Они готовы пойти на это только ради чего-то невероятно значимого. Это очень трудный вопрос, и не дай нам бог стоять перед подобным выбором.

«Полностью авторская работа»: Игорь Угольников — о своем фильме «Учености плоды» Кадр из фильма «Подольские курсанты», 2020

— Кино на военную тему, наверное, одно из самых серьезных произведений культуры. Мы живем в эпоху, когда популярны и востребованы ирония и стеб. Вы начинали с юмористического шоу на ТВ. Почему не продолжаете?

— Сейчас мне уже неинтересно никого веселить. Мне хочется, чтобы люди задумывались, сопереживали. Да и, если вспомнить те времена, когда я старался развлекать людей, мне все-таки казалось, что это делалось с возможностью не только заставить человека посмеяться, но и помочь ему о чем-то задуматься.

— Но сейчас это тоже нужно!

— Сейчас люди не задумываются, и юмор создается только ради того, чтобы их повеселить. А мне это уже неинтересно.

— Ваша текущая деятельность весьма успешна. Кино «Подольские курсанты», которое вы продюсировали, получило 16 наград на мировых фестивалях. Для вас это важно?

— Действительно, и за фильм «Брестская крепость», и за «Женский батальонъ», и за «Подольских курсантов» в нашей коллекции в общей сложности более ста международных и российских призов. Приятно осознавать, что фильмы, над которыми ты работал, оцениваются по достоинству. Но мы делаем их не для победы на фестивалях. А для того, чтобы зритель — российский ли, зарубежный ли — сопереживал событиям картины и героям. Чтобы люди не с холодным сердцем смотрели фильм. К счастью, так и происходит.

ДОСЬЕ

Игорь Угольников родился 15 декабря 1962 года в Москве. Окончил ГИТИС — режиссерский факультет, Мастерскую Фоменко и Ремеза. Вел программы на ТВ, в том числе «Оба-на!», «Добрый вечер». Играл в МХТ имени Чехова, в Театре сатиры. В его фильмографии более 30 ролей, включая «Ширлимырли», «Салют-7», «Глубже!» и другие. Продюсер фильмов «Девятаев», «Брестская крепость» и иных. Директор студии «Военфильм». Заслуженный артист РФ.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.